научная статья по теме К ВЫХОДУ В СВЕТ СОБРАНИЯ ТРУДОВ М.К. МАМАРДАШВИЛИ Философия

Текст научной статьи на тему «К ВЫХОДУ В СВЕТ СОБРАНИЯ ТРУДОВ М.К. МАМАРДАШВИЛИ»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

К ВЫХОДУ В СВЕТ СОБРАНИЯ ТРУДОВ М.К. МАМАРДАШВИЛИ

Издательство "Прогресс-Традиция" и "Фонд Мераба Мамардашвили" вот уже несколько лет как приступили к изданию, по сути, полного собрания сочинений выдающегося отечественного философа второй половины ХХ в. - Мераба Константиновича Мамардашвили (1930 - 1990). Еще в 2004 г. в рамках этой серии вышла первая книга - "Классический и неклассический идеалы рациональности". Затем, после перерыва, начиная с 2009 г. работа по изданию сочинений М.К. Мамар-дашвили активизировалась. К 2010 г. в серии опубликовано пять книг: кроме "Классического и неклассического идеала рациональности" это "Символ и сознание (Метафизические размышления о сознании, символике и языке)" (в соавт. с А.М. Пятигорским, 2009), "Лекции по античной философии" (2009), "Опыт физической метафизики (Вильнюсские лекции по социальной философии)" (2009) и "Очерк современной европейской философии" (2010). Впрочем, активизация работы именно к 2010 г. пришлась кстати: именно в этом году исполнилось 80 лет со дня рождения философа и 20 лет со дня его смерти.

Всего же в заявленных планах намечено издать девятнадцать книг. Кроме уже названных, это: "Формы и содержание мышления", "Философия экзистенциализма", "Проблемы анализа сознания", "Стрела познания", "Введение в философию", "Картезианские размышления", "Кантианские вариации", "Лекции о Прусте", "Психологическая топология пути", "Беседы о мышлении", "Беседы о философии" и три тома под общим названием "Работы разных лет".

Идея издать в данной серии все труды Мамардашвили примечательна прежде всего тем, что в случае успешной реализации задуманных планов он будет, пожалуй, первым философом этого периода, который удостоится полного собрания сочинений. Ведь ничего подобного нет пока ни у Э.В. Ильенкова, ни у А.А. Зиновьева, ни у Г.П. Щедровицкого, ни у других известных философов того времени.

Однако сразу отметим, что вызывает некоторое удивление то, что книги выходят не в хронологическом порядке. Логичнее было бы начинать, как и было заявлено в редакционных планах, с самых ранних работ Мамардашвили и потом последовательно переходить к более поздним его книгам. Однако издательство пошло другим путем. Трудно однозначно предположить, чем это вызвано. Возможно, издательство, помимо прочего, руководствовалось намерением побыстрее ввести в культурный оборот ранее не публиковавшиеся курсы лекций М.К. Мамардашвили. Ведь из вышедших на данный момент пяти книг "Лекции по европейской философии" и "Опыт физической метафизики (Вильнюсские лекции по социальной философии)" до этого никогда не издавались.

Можно сказать, что задуманное "Прогрессом-Традицией" и "Фондом Мераба Мамарда-швили" предприятие представляет собой вторую стадию книжно-издательского освоения наследия М.К. Мамардашвили. В 90-е годы минувшего века стараниями ученика и "душеприказчика" философа, Ю.П. Сенокосова, были изданы многие труды М.К. Мамарда-швили, начиная с его курсов лекций о Декарте, Прусте и Канте и заканчивая трактатами "Стрела познания" и "Символ и сознание". Кто знает, если бы не редакторский и издательский труд Сенокосова, выполнившего свой долг перед учителем, был ли так известен Мамар-дашвили читающей серьёзные книги публике? По крайней мере, именно в 90-е годы на интенсивной издательской волне его имя вошло в широкий культурный оборот и стало хорошо известно и за пределами узко-философской среды.

Споры по поводу значимости идей и наследия Мамардашвили не прекращаются до сих пор. Для некоторых они служат сильным раздражителем. Признание широких читательских кругов контрастирует с порой нарочитым неприятием Мамардашвили среди

"профессиональных философов". Часто философствование Мамардашвили представляют как лишенное какого-либо "идейного стержня". Дескать, он был лишь своего рода мастер философской импровизации, инициации "события мысли", которая оказывалась своей как у каждого его слушателя, так и у самого Мамардашвили в разных его работах. Возможно, когда издание задуманной серии будет наконец-то завершено, то это поможет увидеть внимательному читателю, что в принципе во всех своих книгах Мераб Константинович, пусть на разный лад и на разном материале, высказывает одни и те же идеи. Как, впрочем, и любой крупный философ.

Если попытаться с формально-идейной точки зрения вкратце указать на основные линии в творчестве М.К. Мамардашвили, то ключевой и определяющей для него, с одной стороны, была идея "ноогенных машин" как упорядоченных структур, порождающих как все "истинно человеческие состояния", так и порядок мира в целом. С другой стороны, с идеей "ноогенных машин" или "органов понимания" тесно связана тема человеческого усилия или внутреннего труда, без которого также немыслим порядок человеческого мира. Эти две главные его идеи, которые в разных работах у него излагались на разном материале (и даже на разной понятийно-лексической основе), выдвигались в контексте декларируемого у Мамардашвили так называемого "феноменологического сдвига внимания" к рождению или событию мысли, а не к ее содержанию. Мамардашвили как философ сознания подчеркивал, что не только у содержания мысли, но и у самого ее факта как события в мире есть определенные условия, анализом которых он и пытался заниматься. Кстати, можно вкратце отметить, что эти две его идеи представляют собой экзистенциально-феноменологическую трансформацию следующих марксистских идей, выразившихся в так называемом советском "творческом марксизме": с одной стороны, это идея практики или труда, создающего человеческий мир; с другой стороны, это идея мыслительных объективных общественных форм, одновременно и производных от предметной практики или общественно-исторической деятельности, и влияющих на поведение и сознание индивида, для которого они имеют нормативный характер.

К достоинствам серии издательства "Прогресс-Традиция" относится то, что каждая вышедшая книга снабжена различными приложениями, органично дополняющими ее основную проблематику. Так, например, в приложениях к книге "Классический и не-

классический идеал рациональности" опубликованы два варианта знаменитой статьи трех авторов - М.К. Мамардашвили, Э.Ю. Соловьёва и В.С. Швырёва. Первый вариант статьи под названием "Классическая и современная буржуазная философия (Опыт эпистемологического сопоставления)" был опубликован в двух номерах журнала "Вопросы философии" в 1970-1971 гг., а второй, переработанный и дополненный, под названием "Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии" был опубликован в 1972 г. в сборнике "Философия в современном мире, Философия и наука". Эти варианты одной и той же статьи имеют некоторые различия, и их сравнительный анализ может оказаться весьма небезынтересен. Также, например, в приложении к Вильнюсским лекциям по социальной философии опубликована переписка Мамарда-швили с французским философом-марксистом Л. Альтюссером. Однако не совсем понятно, почему в качестве приложения к "Лекциям по античной философии" была выбрана именно статья скульптора Эрнста Неизвестного "Памяти Мераба" и беседа М.К. Мамардашвили с режиссёром В.А. Бондаревым об Эрнсте Неизвестном. Собственно античная тема в них не затрагивается вообще. Может быть, логичнее было бы публиковать их в томе "Беседы о мышлении" (вероятно, это должен быть курс лекций, который был опубликован в 2000 г. в "Московской школе политических исследований" под названием "Эстетика мышления"), где Мамардашвили в большей степени затрагивает проблемы эстетики и искусства?

К достоинствам издаваемых книг принадлежит и работа, связанная с исправлением ошибок и восстановлением купюр более ранних публикаций. Так, например, в данном издании книги "Символ и сознание (Метафизические размышления о сознании, символике и языке)" учтены разночтения трёх имеющихся источников: иерусалимского (1982) и московского (1997) изданий, а также машинописного экземпляра книги из архива самого Мамарда-швили. Также в приложении, как первое изложение основных идей "Символа и сознания", публикуется совместная статья А.М. Пятигорского и М.К. Мамардашвили "Три беседы о метатеории сознания (Краткое введение в учение виджнянавады)", опубликованная в знаменитой лотмановской семиотической серии "Труды по знаковым системам", выходившей как Учёные записи Тартуского университета.

Каждая из опубликованных на сегодняшний день в серии книг М.К. Мамардашвили заслуживает отдельного изучения и комментирования. Впрочем, относительно трёх из

них, выходивших ранее, уже существует ряд статей и рецензий. Что касается впервые опубликованного "Опыта физической метафизики", то мы можем отослать к нашей рецензии в № 3 "Вопросов философии" за 2010 г. Здесь же хотелось бы уделить отдельное внимание "Очерку современной европейской философии", поскольку это его первая публикация1.

Эта книга представляет собой запись курса лекций о современной европейской философии, прочитанного М.К. Мамардашвили в 1978-1979 гг. студентам Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). В этих лекциях Мамардашвили говорит об очень сложных для неподготовленного слушателя материях: особенностях феноменологического метода, психоанализа, экзистенциализма, своей концепции классического и неклассического идеала рациональности. При этом ему удаётся говорить одновременно достаточно просто и понятно даже для людей без специальной профессионально-философской подготовки, и в то же время не упрощать сложный предмет и оставаться ему адекватным. И тогда хотя бы отчасти оправдано то, что Мамардашвили называли "грузинским Сократом" (определение броское, но вряд ли точное). Ведь Сократ тоже любил говорить о философии с самыми разными неподготовленными, казалось бы, слушателями: ремесленниками, водоносами, атлетами и т.д.

Этот курс лекций интересен прежде всего тем, что в нём на первый план анализа у Мамардашвили выходит феномен массового общества, проявившийся впервые в ХХ в., и связанный с ним феномен идеологического мышления. Во многом содержание этого курса перекликается с упомянутой статьёй трёх авторов, только на этот раз изл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком