научная статья по теме К ЮБИЛЕЮ ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ ВИНОГРАДОВОЙ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «К ЮБИЛЕЮ ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ ВИНОГРАДОВОЙ»

верженно, увлеченно и методично трудилась по ее развитию - своими научными исследованиями и многолетними контактами со словенскими историками. Именно благодаря во многом ее деятельности российская словенистика за рубежом была признана как составляющая часть мировой. Об этом свидетельствуют отзывы о трудах Искры Васильевны, а также избрание ее действительным членом Словенского исторического общества, членом Общества словенских исследований (Канада), действительным членом Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры и медаль ООН «Единение» - за «Деяния во благо народов». В разные годы она выступала с докладами на различных научных форумах - в Словении, Словакии, Сербии, Черногории, Хорватии, Польше, Австрии, Испании; публиковала статьи, кроме Словении, в Сербии, Словакии, Польше и Австрии.

Однако вышеперечисленным не исчерпывается вклад Искры Васильевны в науку. Она очень внимательно и с большим уважением относится к труду своих коллег-славистов. Не было случая, чтобы она отказала кому-либо в помощи - будь то рецензия на книгу, отзыв на диссертацию, оппонирование на защите.

Искра Васильевна - несомненно научный авторитет для всех словенистов и югосла-вистов нашей страны. Все они - и историки, и литературоведы, и историки культуры, и лингвисты - хорошо знакомы с ее работами и не раз обращались к ней за консультациями по самым разным вопросам.

В начале 1970-х годов в отзыве о научных трудах И.В. Чуркиной ее научный руководитель профессор С.А. Никитин написал о ней следующее: «Много работающий специалист, уже достигший важных результатов». С тех пор минуло четыре десятилетия. И что же изменилось? Искра Васильевна по-прежнему очень много работает. О результатах ее научной деятельности «на благо словенцев и разных прочих славян» красноречиво свидетельствует внушительный список опубликованных ею трудов. Но главное заключается в том, что в наступившем XXI в. Искра Васильевна остается одним из талантливых продолжателей и верных хранителей лучших традиций, научных методов и принципов отечественного славяноведения. Им она следует сама и этому же учит молодежь - будущее российской исторической науки.

Мы любим и уважаем Искру Васильевну, восхищаемся ее научными достижениями, преданностью науке, мудростью и оптимизмом и желаем ей в год весьма солидного юбилея оставаться вместе с нами в «научном строю» и, конечно, здоровья, благополучия и новых творческих свершений.

© 2011 г. Друзья и коллеги

Дирекция и коллектив Института славяноведения РАН, редколлегия и редакция журнала «Славяноведение» присоединяются к поздравлению и желают Искре Васильевне здоровья и творческих успехов.

Славяноведение, № 6

К ЮБИЛЕЮ ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ ВИНОГРАДОВОЙ

Школьные и университетские годы Людмилы Николаевны прошли в Закарпатье (Мукачеве и Ужгороде), т.е. в географическом центре славянского мира, в регионе с богатой и сложной историей, где переплетены языковые и культурные нити, тянущиеся во все концы Славии. И хотя в Ужгородском университете Людмила Николаевна изучала русскую филологию, вся атмосфера Закарпатья не могла не повлиять на выбор ею славистики в качестве своей профессии. Так она оказалась в середине 1960-х годов в Москве, в Институте славяноведения, в аспирантуре, где темой ее диссертации стали польские народные колядки (защищена в 1973 г.). В дальнейшем эта тема была расширена и продолжена в фундаментальном исследовании «Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования». Книга под этим названием вышла

в 1982 г. и стала крупным событием в славянской фольклористике и важным этапом становления культурологического направления в Институте славяноведения, где до прихода Людмилы Николаевны работали всего лишь два фольклориста - И.М. Шептунов, специалист по болгарскому фольклору, и Ю.И. Смирнов, занимавшийся славянской эпической традицией (прежде всего русской и болгарской).

Польские фольклористы не раз письменно и устно признавались, что книга Людмилы Николаевны открыла им их собственную народную традицию колядования, отличную от костельной, привлекла внимание не только к текстам народных колядок, но и к их этнографическому контексту, к ритуальным действиям колядников, к сопровождающим их приговорам и формулам, к терминологии обряда, в которых часто раскрывается основной смысл и обряда, и текстов колядок. Сопоставительный анализ огромного западно-и восточнославянского фольклорного и этнографического материала позволил Людмиле Николаевне создать типологию обрядовых форм колядования и колядных песен, выявить географию отдельных обрядовых и фольклорных элементов и, главное, реконструировать глубинную семантику обряда, его архаические мотивы, без которых невозможно полноценное восприятие содержания колядок. Из этой книги в дальнейшем выросли многие работы как самого автора, так и других исследователей традиционной славянской культуры. Множество наблюдений, формулировок и положений этой книги стали хрестоматийными и «всеобщими», а принятый в ней подход к вопросам генезиса фольклора, опирающийся на типологию и географию сравнительно поздних, но массовых фактов народной традиции, нашел свое развитие в словаре «Славянские древности», одним из основных авторов и редактором которого является Людмила Николаевна.

Главный вывод книги заключался в том, что колядование носит манистический характер и представляет собой ежегодную ритуальную инсценировку прихода духов умерших предков, а ходящие по домам ряженые колядники - это посланцы «с того света», на что указывают многие черты обряда (ночное время, старая изодранная одежда и обувь ко-лядников, их физическая ущербность - горбатость, хромота, зачерненные лица, измененные голоса или молчаливость; предписания и запреты, связанные с колядованием, и т.д.). Такая трактовка рождественской обрядности закономерно приводит Людмилу Николаевну к проблематике, связанной с народной демонологией, с поверьями о духах и персонажах низшей мифологии, с магическими приемами защиты от демонов. Интересу к этой стороне народной культуры, безусловно, способствовали экспедиции в Полесье в 1970-1980-е годы прошлого века, проводившиеся под руководством акад. Н.И. Толстого. Людмила Николаевна была одним из самых активных участников этих экспедиций, ей принадлежит множество ценных записей на самые разные темы, хранящихся в Полесском архиве Института славяноведения и пользующихся неизменным спросом. В Полесье архаические мифологические представления были в то время еще вполне живыми, и знакомство с подлинной традицией не только обогащало исследователя новыми фактами, но и совершенствовало его научную «оптику».

Вопросам народной демонологии славян посвящены десятки статей Людмилы Николаевны (о русалках, ведьме, «ходячих» покойниках, черте, вселении духов в человека, сексуальных связях человека с нечистой силой, телесных аномалиях демонов и многие другие). Ее многолетние исследования в этой области обобщены в книге «Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян», изданной в 2000 г. и принесшей ей славу главного славянского «демонолога». Книга сразу же стала библиографической редкостью и одной из самых цитируемых работ из области традиционной народной культуры славян. Для нее характерны те же методические «опоры», что и в первом цикле работ, - это типология, семантика, география, терминология. Однако объем исследуемых фактов здесь шире - это практически всегда материал всех славянских языков и культурных традиций с учетом европейских и азиатских параллелей.

Как известно, в нашей стране «суевериями», связанными с магией и нечистой силой, многие десятилетия не занимались вообще, зато в наше время эта область традиции расцвела пышным, но отнюдь не научным цветом. На этом фоне работы Людмилы Николаевны выделяются строго научным подходом к описанию и интерпретации мифологических представлений славян в широком контексте всей традиционной духовной культуры. Ей удалось убедительно показать, что демонологические верования - не просто органическая часть устной культуры, не просто ценные свидетельства архаического мировосприятия славян, но они вплетены во все сферы культуры - в представления о природе, в на-

родный календарь, в обряды и обычаи жизненного цикла, в хозяйственную деятельность, в народную медицину, в повседневную бытовую практику.

В последние годы Людмила Николаевна занимается (совместно с Е.Е. Левкиевской) систематизацией материалов Полесского архива по народной демонологии и подготовкой их к публикации. В 2010 г. издан первый из запланированных четырех томов серии «Народная демонология Полесья», посвященный людям со сверхъестественными свойствами - это ведьма, колдун, колдунья, знахарь, знахарка, «знающие» люди (музыканты, мельники, строители, пастухи и др.), волколак (человек, обращенный в волка). За ним последуют выпуски с материалами о мифологических персонажах, происходящих из душ умерших людей, о формах, приемах и результатах деятельности нечистой силы, о домашних и природных духах. Тексты снабжены обстоятельными комментариями, цель которых - дать представление о месте каждого персонажа в общей системе народных демонологических представлений.

Труды Людмилы Николаевны пользуются заслуженным признанием в нашей стране и за ее пределами. Их содержательность, насыщенность материалом, глубина, комплексный (фольклорно-этнографический и этнолингвистический) подход, строгий и тщательный анализ каждого факта делают их подлинными образцами современного научного гуманитарного исследования. На них учатся и будут учиться все, кто обращается и обратится в будущем к духовной культуре прошлого. Но не менее важны личные качества ученого, и в этом отношении Людмила Николаевна стоит на недосягаемой высоте. У всех, кому посчастливилось быть рядом с ней долгие годы, вызывает неизменное восхищение и уважение ее преданность науке, ее дар видеть не только главное, но и «интересное» в предмете своих занятий, ее увлеченность и творческая энергия, ее исключительное благородство в отношениях с людьми, чувство коллегиальности и верность дружбе.

Людмила Николаевна всяч

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком