научная статья по теме КАК КОНФУЦИАНСТВО ВЫТЕСНИЛО МОИЗМ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КАК КОНФУЦИАНСТВО ВЫТЕСНИЛО МОИЗМ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ»

КАК КОНФУЦИАНСТВО ВЫТЕСНИЛО МОИЗМ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

А.В. ГОНЧАРУК

Университет им. Индиры Ганди (Дели) / Университет Гуанси (Наньнин)

Ключевые слова: Китай, конфуцианство, моизм, социализм, Луньюй

Придя к власти в марте 2013 г., председатель КНР Си Цзиньпин заявил о своей концепции возрождения Китая, которую назвал «китайской мечтой». Доминирующим положением в этой идее является становление «китайского духа» через возвращение к патриотизму, национальной гордости и высокой нравственности. Именно конфуцианство становится одним из элементов становления Китая на новом этапе развития.

В настоящее время с образом КНР, представленном внешнему миру, неразрывно следует имя Конфуция (Кун-цзы или Кун Цю, 551-479 гг. до н.э.). Начиная с 1980-х гг., конфуцианство действительно получило широкое распространение по всему Китаю, практически стало утвержденной нравственной доктриной, призванной заменить религиозные верования.

Но каким образом это стало возможным? Неужели именно конфуцианское учение в его традиционном понимании наиболее полно отвечает интересам и ценностям «социализма с китайской спецификой»? Поверхностное рассмотрение данного вопроса говорит о том, что самый вероятный вариант для государства, ставшего на путь строительства социализма, - это, скорее, моизм (моцзя), нежели конфуцианство.

В 20-х гг. XX в. последователей моизма называли идеологами социализма, а самого родоначальника течения - Мо Ди (или Мо-цзы) (480-400 гг. до н.э.) - зачастую именовали «китайским Лениным». Каким образом моист-ское движение угасло в «Новом Китае» и теперь изучается только в учебниках?

Философская мысль Древнего Китая полна и разнообразна различными течениями и направлениями. В наше время довлеет представление, что Китай развивался под диктовку конфуцианского учения -жуцзя, но в Поднебесной, в зависимости от социально-политического строя, появлялись и набирали силу различные концепции. Самые известные среди них - это моцзя, фацзя, даоцзяо1. Считается, что большинство философов, так или иначе, тяготели к одной из этих ветвей философской мысли Китая.

В предлагаемой статье сопоставляются моистские и конфуцианские ценности во времена эпохи Восточного Чжоу, в частности, в период Весны и Осени (722481 гг. до н.э.) и во времена Борющихся Царств (481-221 гг. до н.э.) с нынешними принципами современного конфуцианского течения, развивающегося в КНР.

В первую очередь, необходимо рассмотреть вышеуказанный временной промежуток в жизни Срединного государства*. Помимо этого, следует проанализировать классовый состав последователей той или иной философской мысли, проследить ступени развития идеологии на разных этапах социально-политической жизни царств Китая и, в конечном счете, дать обоснование

* Историческое название Китая, от иероглифов чжун и го в названии страны (прим. авт.).

подъему конфуцианства на нынешней ступени.

КАКИМИ БЫЛИ КОНФУЦИАНСТВО И МОИЗМ В ЭПОХУ ВОСТОЧНОГО ЧЖОУ

^-П вв. до н.э.)?

Важно отметить существовавший на период возникновения двух учений социально-политический уклад китайских царств. У историков существует целый ряд мнений касательно того, к какому строю чжоуский Китай был ближе всего. В основном, спор идет между двумя идеями - концепцией о рабовладельческом строе и теорией уже закончившегося перехода к феодальным взаимоотношениям.

Для определения строя необходимо рассматривать базис общества, который, по Карлу Марксу, складывается из «производственных отношений» и «производительных сил». Нет сомнений, что в «производственных отношениях» наблюдалось очень много элементов рабовладельческого строя, а «производительные силы» составляли зависимые и бесправные люди. Однако, вместе с тем, уже насаждались и элементы феодализма2. Новые отношения постепенно вытесняли рабовладельческие, и феодальный способ взаимодействия становился господствующим.

Ключом к решению проблемы определения характера общества в древнем Китае является признание многоукладности экономики Китая при господствующем положении сначала рабовладельческого типа отношений (примерно до У1-У вв. до н.э.), а затем возникшего в недрах рабовла-

дельческого общества феодального способа. Правомерно выделить следующие основные классы и социальные прослойки3:

- господствующая наследственная рабовладельческая аристократия - ваны, гуны, дафу;

- землевладельцы, разделявшиеся на два класса: крупные, эксплуатировавшие земледельцев-арендаторов, ремесленников и т.п., и мелкие свободные земельные собственники;

- социальная прослойка «служилых», которые за службу получили различные материальные блага, чрезвычайно пестрая по своему составу;

- земледельцы.

Учение Конфуция было призвано на помощь увядающей власти эксплуатирующего класса - в данном случае это, конечно, наследственная аристократия и крупные землевладельцы. Необходимо, однако, сразу сделать пояснение, что конфуцианство представляет собой социально-политическое учение, затрагивающее почти все сферы жизни китайцев. Очень большая часть регламентирует, скорее, этические принципы, которые должны царить в обществе для построения идеального государства.

Конфуций очень много рассуждал об истинных добродетелях человека, о пользе учения и о гуманности/человеколюбии. Достаточно изучить Луньюй (книга, составленная учениками Конфуция), чтобы понять сколь многогранна была конфуцианская мысль.

В данной работе не ставится цель очередного обзора общих принципов учения, за две с половиной тысячи лет, такая работа уже многократно проделывалась различными специалистами по древнему Китаю. Нами лишь будет кратко рассмотрен политический аспект конфуцианской концепции, спроецированный на современный Китай.

Конфуцианство опиралось на традиционную систему этических ценностей и устойчивые стереотипы общественного сознания. Именно поэтому китайский феодализм и императорская деспотия использовали реформированное конфуцианство как самое действенное средство духовного воздействия на массы. Сам учи-

тель Кун имел знатное происхождение. Хоть он и потерял отца еще в раннем возрасте, и во многих книгах его ранние годы описываются как «годы бедности», но Конфуций все же входил в число знатных сановников4.

Именно на укрепление позиций эксплуатирующего класса и ориентировалась идейная мысль «учителя десяти тысяч поколений» (как впоследствии в Китае стали величать Конфуция). В целом, конфуцианство преследовало две главные идеи:

1. Упорядочить отношения внутри наследственной знати, сплотить ее перед лицом нависшей угрозы потери власти.

2. Дать нравственно-этическое обоснование привилегированному положению аристократии, сгладить недовольство ее господством, утвердить нормы и принципы в отношениях верхов и низов.

Способы достижения данных целей конфуцианцы видели в реализации нескольких базовых принципов. Для урегулирования отношений внутри господствующего класса Конфуций выдвинул учение о «человеколюбии», ставшее фактическим призывом к солидарности «благородных мужей» - представителей наследственной знати. Опираясь на принципы «исправления имен», «восстановления ритуалов», «уважения родственников», Конфуций намеревался вернуть общество к «золотым временам» Чжоу-гуна, когда господство родовой аристократии, объединенной под эгидой чжоуского «Сына Неба», было незыблемым.

Вероятнее всего, самым метким отражением всей конфуцианской теории строения идеального государства может служить следующая цитата, которая иллюстрирует принцип «исправления имен»: «Правитель должен быть правителем, слуга - слугой, отец - отцом, сын - сыном»5. В этом состоит идея покорности снизу доверху. Конфуций говорил: «Народ - это трава в поле, а правитель - ветер, куда дует ветер, туда и трава клонится»6.

Совершенно иная ситуация с учителем Мо. Во-первых, существует немало споров о приверженности Мо Ди к тому или иному социальному классу. Самое уди-

вительное, что историк Сыма Цянь (145-90 гг. до н.э.), который и занимался составлением очерка и описания трудов предшественников, по непонятной причине опустил биографию Мо Ди. Некоторые историки приписывают его к классу дафу (представители аристократии, см. выше). Так, например, Го Можо (1892-1978 гг.) брал за аксиому высокое происхождение Мо Ди и довольно-таки предвзято и своеобразно рассматривал все учение моистов, называя родоначальника «приверженцем деспотизма» и «махровым монархистом»7.

В 20-е гг. прошлого века в работах Лян Цичао (1873-1929 гг.) о моцзя утверждалось, что Мо-цзы происходил из низов, а его учение отражало стремление мелкого крестьянства и ремесленников к лучшим условиям.

Образ жизни учителя Мо, описанный историками, говорит о его простом происхождении. Его привычки, дух самопожертвования и аскетизм, близость к народу и горячее сочувствие ему, глубокое знание ремесел, уважение к труду — все это в корне противоречит нравственным ценностям и этическим установкам да-фу и служилых, вышедших из их среды8. Они считали физический труд уделом простолюдинов: яркий пример тому - беседа Конфуция с Фань-чи.

Фань-чи просил научить его земледелию. Философ ответил: «Я хуже опытного земледельца». «Ну, прошу научить огородничеству», — попросил Фань-чи. Философ ответил: «Я хуже опытного огородника». Когда Фань-чи вышел, философ сказал: «Мелкий человек, этот Фань-сюй. Если наверху любят церемонии, то народ не осмелится быть непочтительным; если наверху любят правду, то народ не осмелится не покоряться; если наверху любят искренность, то народ не осмелится не выражать привязанности. А при таких условиях народ, неся в пеленках за плечами малых детей, устремится к вам. Зачем же заниматься земледелием?»9.

Сама фамилия - Мо, которую взял основатель моизма, переводится как «чернь, темнота», Мо-цзы - это учитель черни. И все принципы его учения направлены на противодействие эксплуа-

тации со стороны наследственной аристократии и приближение к управлению обычных людей. Мо-цзы провозгласил концепцию выдвижения талантов, по ней он предлагал обеспечивать доступ к управленческим полномочиям самых одаренных из числа крестьян вне зависимости от происхождения.

Другая прорывная идея моис-тов состоит в трактовании «Воли Н

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком