научная статья по теме КАК СОЗДАВАЛСЯ МИФ О ВАНДЕЙСКОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КАК СОЗДАВАЛСЯ МИФ О ВАНДЕЙСКОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ»

Документальные очерки

© 2009 г.

Е.М. МЯГКОВА

КАК СОЗДАВАЛСЯ МИФ

0 ВАНДЕЙСКОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ

"Стычка колоссов, свара титанов, неслыханный по своим масштабам мятеж, которому было суждено оставить в истории лишь одно имя - Вандея, знаменитое, но черное имя", - писал Виктор Гюго в 1874 г.1 Став одной из самых трагических страниц Французской революции, это событие на протяжении двух с лишним столетий неизменно привлекает внимание историков. "Война темных людей, война нелепая и блистательная, отвратительная и великолепная подкосила Францию, но и стала ее гордостью. Вандея - рана, но есть раны, приносящие славу"2. Не удивительно, что научные дебаты фокусируются в основном на причинах этого крестьянского движения эпохи французской революции3.

В масштабном историографическом споре были сформулированы основные концепции, выводившие его либо из столкновения материальных интересов ("восстание нищеты")4, либо из антагонизма город - деревня ("культурный дуализм")5. Однако приводимые авторами факты свидетельствуют о различиях в социальной базе восставших (бедные или богатые в зависимости от региона), с одной стороны; о слабой дифференциации между горожанами и сельчанами, - с другой6. Увлечение религиозной проблематикой в 80-е годы ХХ в. способствовало складыванию альтернативного подхода: война на Западе Франции стала рассматриваться как отрицание гражданского законодательства новых властей. Слабая дехристианизация, культурное отставание, недостаточная урбанизация и отсутствие крупной промышленности благоприятствовали климату религиозного традиционализма7.

Мягкова Елена Михайловна - кандидат исторических наук, докторант Института всеобщей истории РАН, доцент кафедры истории и географии зарубежных стран Московского государственного лингвистического университета.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 09-01-00463а).

1 Гюго В. Девяносто третий год. М., 1988, с. 201.

2 Там же, с. 186.

3 См.: Блуменау С.Ф. Современная французская историография Вандеи и Шуанерии. - Новая и новейшая история, 1992, № 1, с. 223-237.

4 Faucheux M. L'insurrection vendéenne de 1793: aspects économiques et sociaux. Paris, 1964.

5 Bois P. Les paysans de l'Ouest: des structures économiques et sociales aux options politiques depuis l'époque révolutionnaire dans la Sarthe. Le Mans, 1960; Tilly Ch. The Vendée: A Sociological Analysis of the Counter-Revolution of 1793. Cambridge, 1964.

6 Petitfrère Cl. Les Vendéens d'Anjou 1793: analyse des structures militaires, sociales et mentales. Paris, 1981.

7 Tackett T. La Révolution, l'Eglise, la France. Le serment de 1791. Paris, 1986; Viguerie J. de. Christianisme et la Révolution. 5 leçons d'Histoire de la Révolution. Paris, 1986; PierrardP. L'Eglise et la révolution 1789-1889. Paris, 1988; Vovelle M. La Révolution contre l'Eglise. De la Raison à l'Être Suprême 1793. Bruxelles, 1988; Fauchois Y. Religion et la France révolutionnaire. Paris, 1989.

И все же ни одна из закономерностей не вела с неизбежностью к кровавой развязке. Они создали контекст, благоприятствовавший росту недовольства; но возможно ли привести его в движение, если "каузальное" воздействие не "подготовлено, поддержано или обусловлено другими факторами, которые идут от человека?"8 В полной мере отдав дань поискам объективных причин9, в данной статье автору хотелось бы показать как вмешательство субъективного начала и даже случайных обстоятельств обратили обычное крестьянское восстание в символ "врага революции", придав ему масштабы почти вселенского зла. "Нельзя до конца понять Вандею, - писал В. Гюго, - если не дополнить историю легендой; история помогает увидеть всю картину в целом, а легенда - подробности. Признаемся же, что Вандея стоит такого труда. Ибо Вандея - своего рода чудо"10.

* * *

"Военная Вандея", или религиозно-политический конгломерат жителей, взявшихся за оружие в марте 1793 г., занимает территорию, которая выглядит на карте как неправильный четырехугольник. Его стороны образуют Атлантический океан, Луара, линии Сомюр - Туар - Партенэ, Фонтене-ле-Конт - Люсон - Сабль д'Олонн. Это около 140 км с востока на запад, около 100 км с севера на юг. Границы его никак не совпадают ни с прежними провинциями (Анжу, Пуату, Бретань), ни с современными департаментами (Вандея, Дё-Севр, Нижняя Луара, Мен и Луара)11. В результате территория скорее разделяла повстанцев,чем сплачивала.

По мнению французских историков, представляющих школу "Анналов", разнообразие - характерная черта Франции. Для Л. Февра разнообразие - имя Франции, для Ф. Броделя - ее суть. В руках исследователей единая страна рассыпается на множество Франций, "готовых со спокойной душой разъединиться и забыть друг о друге"12. Просвещенным современникам она представлялась лишь "мозаикой", части которой обладают заметной независимостью, даже если входят в одно политическое и религиозное целое. Привычные "провинции" не имели юридического статуса и отличались крайней расплывчатостью. Границы финансовых (генеральства), военных (губернаторства), судебных (бальяжи и сенешальства), церковных (диоцезы) округов не совпадали и пересекались между собой в удивительном беспорядке13. Микроклимат, специфика хозяйствования, семейной структуры и социальных отношений, связь города и деревни, бесчисленные диалекты (патуа) предстают взору скорее совокупностью областей (pays). "Единой Франции не существует", - утверждал Ф. Бродель, не существует и единых провинций. Перед нами - несколько Бретаней, Провансов, Бургундий, Лотарингий и Эльзасов. Те и другие находятся одновременно на нескольких уровнях: "своего рода пирамиды, вершиной которых является единичное, в основании же покоится множест-венное"14. "Военная Вандея" - это три провинции, четыре департамента или десяток краев?

Политики и военные, столкнувшиеся с упорным и продолжительным сопротивлением крестьян, находили оправдание своим неудачам в преимуществах самой территории с ее пролесками (Бокаж) и непроходимыми болотами (Маре). По мнению генерала Л.-М. Тюрро, возглавлявшего Западную армию в декабре 1793 - феврале 1794 гг.,

8 Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1973, с. 18.

9 Мягкова Е.М. "Необъяснимая Вандея": сельский мир на Западе Франции в XVI-XVIII вв. М., 2006.

10 Гюго В. Указ. соч., с. 186.

11 Восточная часть бывшей провинции Пуату стала Вьенной, центральная - Дё-Севр, западная - Вандеей; на территории Анжу образовался департамент Мен и Луара, на территории Бретани - Финистер, Кот-дю-Нор, Иль и Вилен, Морбиан, Нижняя Луара (или Атлантическая Луара).

12 Бродель Ф. Что такое Франция? т. 1. М., 1994, с. 23.

13 Mentelle M. Méthode courte et facile, pour apprendre aisement, et retenir sans peine la nouvelle Géographie de la France. Paris, 1791, p. 9-32.

14 Бродель Ф. Указ. соч., т. 1, с. 26, 32-33.

6 Новая и новейшая история, № 5

161

болота были "естественными укреплениями, делающими атаки очень опасными и, следовательно, помогающими защите, особенно местного населения. Здесь мало дорог, пригодных для телег; большинство из них лишь тропинки, приспособленные к передвижению ослов с поклажей и соединяющие два канала"15. Бокаж - "сильно пересеченная местность, хотя в ней нет больших рек; очень неровная, хотя в ней нет гор и очень закрытая, хотя в ней мало лесов, а часто встречающиеся рощи имеют в целом среднюю протяженность. Она очень неровная и очень пересеченная оттого, что здесь много холмов, небольших долин, оврагов, маленьких рек, почти всегда преодолеваемых вброд, даже ручьев, которые переходят, не замочив ног, но при малейшем дожде обращающихся в потоки"16.

Описанная местность предопределила появление специфической тактики, вбирающей в себя две противоположные традиции эпохи. С одной стороны, регулярные кампании, битвы на открытом пространстве с хорошо обученными и держащими строй солдатами ("школа Фридриха II"), с другой, - лесные партизанские отряды, незаменимые для внезапных атак, засад и других сюрпризов (шуанерия). Крестьянское воинство умело "мгновенно собрать свои силы и тут же рассыпаться по кустам"17. Именно эта особенность разводила современников в разные стороны при оценке Вандейской войны: одни воспринимали восставших как самостоятельный отряд в профессиональной армии эмигрантов18, другие - как шуанов. Обе оценки были ложными: англичане и бретонцы не поддержали Вандею в самый кризисный ее момент. Тем, кто привык к строгому единоначалию главнокомандующего, она казалась слишком аморфной; а тем, кто укрывался "в своих кустах или в своем овраге"19, - слишком обременительной. Нередкое в современной научной литературе отождествление Вандеи и шуанерии не находит необходимого географического подтверждения. Если лес является главным "сообщником мятежа", то предпочтение пересеченной местности Бокажа и Маре тем густым массивам, которые окружали территорию восстания, подступая к ее границам (близ городов Шоле, Фонтене, Нант, Леже, Машкуль), необъяснимо, как, впрочем, и отсутствие бунтарских настроений в самых "зеленых" природных районах Франции (юго-восток Парижского бассейна).

Остается, наконец, и другой немаловажный вопрос: почему гражданская война получила название Вандейской. Этот выбор нельзя объяснить тем, что она началась в Вандее, а потом распространилась на соседние департаменты. Декрет 24 февраля 1793 г. о единовременном наборе в армию 300 тыс. человек вызвал широкий крестьянский протест сразу в четырех регионах страны: северо-западном (девять департаментов Бретани и Нормандии), "вандейском", восточном (Ду, Кот д'Ор, Об, Нижний Рейн) и южном (четырнадцать департаментов - от Роны и Луары до Жиронды), в целом более трети всех департаментов Франции20.

Внутри "вандейского" очага мятеж вспыхнул практически одновременно по всей территории: 11 марта 1793 г. был взят город Машкуль в Нижней Луаре, на следующий день - Сен-Флоран-ле-Вьей в Мен и Луаре, Тиффож в Вандее. 13-14 марта все города бретонского Маре и Бокажа оказались в руках восставших21. Показательно, что со-

15 Turreau L.-M. Mémoires pour servir à l'histoire de la guerre de la Vendée. Paris, 1992, p. 15.

16 Ibid., p.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком