научная статья по теме КАК ВАЖНО БЫТЬ ФРАНЦУЗОМ: ВЗГЛЯД БРАЗИЛЬСКИХ ИНДЕЙЦЕВ XVI ВЕКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КАК ВАЖНО БЫТЬ ФРАНЦУЗОМ: ВЗГЛЯД БРАЗИЛЬСКИХ ИНДЕЙЦЕВ XVI ВЕКА»

КУЛЬТУРНЫЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА XVI ВЕКА

УДК 94(44)"15":94(469).035/.038

О.В. Окунева

КАК ВАЖНО БЫТЬ ФРАНЦУЗОМ: ВЗГЛЯД БРАЗИЛЬСКИХ ИНДЕЙЦЕВ XVI века

В статье исследуются малоизвестные особенности проникновения европейцев в Бразилию в XVI в. В основу анализа, предпринимаемого впервые в отечественной историографии, положены свидетельства путешественников и миссионеров XVI - начала XVII в., содержащие сведения не столько о том, как европейцы относились к бразильским индейцам, сколько о том, как эти последние оценивали европейцев. На примере восприятия французов их индейскими союзниками в Бразилии XVI в. выявляется своеобразие положения французских путешественников и колонистов в Португальской Америке.

Ключевые слова: Франция, Бразилия, индейцы, XVI век, восприятие.

В 1553 г. немецкий наемник, уроженец Хомберга Ганс Шта-ден, за несколько лет до этого отправившийся в Новый Свет на поиски счастья и поступивший на службу сначала к испанской, а потом к португальской короне, оказался в отчаянном положении. Он уже прожил в Бразилии некоторое время и нес службу на побережье, в форте Санта-Катарина (современный штат Рио-де-Жанейро). Но выход за пределы крепости стоил ему свободы. Воинственные индейцы тупинамба захватили его в плен, однако главная опасность заключалась в том, что тупинамба, как и ряд других племен Атлантического побережья Бразилии, практиковали ритуальный каннибализм по отношению к военнопленным. Перед Штаденом встала вполне реальная перспектива оказаться следующей жертвой кровавого обряда. В отчаянии он придумал дерзкий план...

Несколько лет спустя, в 1563-1564 гг. два португальских иезуита, рискуя жизнью, отправились на переговоры с вождями

племен, оказывавших наиболее упорное сопротивление португальским колонизаторам. Иезуитами были Мануэл ди Нобрега, знаменитый проповедник и основатель важной миссии в Сан-Висенти (будущем г. Сан-Паулу), и его молодой помощник Жозе де Аншьета, в дальнейшем ставший одним из самых известных иезуитских миссионеров XVI в. в Бразилии. Индейцы, с которыми встречались Нобрега и Аншьета, были уже наслышаны о проповедниках христианства, и хотя на многих местных жителей произвели впечатление рассказы миссионеров, оба иезуита ежедневно рисковали жизнью, полагаясь лишь на силу своего слова. Еще до начала переговоров они оказались во власти вождя, который остался невосприимчив к их проповедям; над ними нависла серьезная угроза. Ситуацию спасла встреча с генуэзским капитаном Джузеппе Адорно, который ошеломил несговорчивого вождя необычными аргументами...

В середине 90-х годов XVI в. английский авантюрист Энтони Найвет, проведший к тому времени уже много лет в Бразилии и испытавший на себе разные превратности судьбы, поссорился с губернатором Рио-де-Жанейро, в хозяйстве которого работал. Найвета заковали в кандалы, но он сумел сбежать и отправился скитаться по Атлантическому побережью, избегая португальских поселений, где его могли бы задержать как беглого раба. Где-то между Рио-де-Жанейро и Сантосом он столкнулся с индейцами тамойо - рассеянными остатками еще недавно могущественных племен, сопротивлявшихся колонизаторам. Их репутация воинственных бойцов, практикующих по отношению к пленным ритуальный каннибализм, оставалась на слуху у европейцев в Бразилии. Оказавшемуся среди индейцев Найвету нужно было срочно придумать, как обезопасить себя...

Что общего у всех этих на первый взгляд единичных эпизодов? Очутившиеся в опасности европейцы - немец, два португальских иезуита, генуэзец и англичанин - оказались во власти индейцев, известных своей неприязнью к португальцам. К тому же в силу очевидных причин пленники не могли отрицать своего европейского происхождения, а иногда и прямой связи с португальцами (Ганс Штаден в момент захвата находился в одной лодке с солдатами форта Санта-Катарина, иезуиты Нобрега и Ан-шьета, обращая индейцев в христианство, вовлекали их в орбиту португальского колониального управления).

Главное же, что объединяет вышеописанные эпизоды, - то, каким образом Штаден, Адорно и Найвет вышли из ситуации.

Они убедили захвативших их в плен индейцев, что они... французы или «друзья французов», и тем самым спаслись от почти неминуемой гибели. Почему же имя французов произвело такое действие на тупинамба и тамойо, став своеобразной «охранной грамотой»? При помощи каких аргументов пленникам удалось воздействовать на индейцев - ведь не все, прикрывавшиеся именем французов, сумели спасти этим свою жизнь? Ганс Штаден с содроганием вспоминал слова вождя, вознамерившегося принести его в жертву: «Я уже захватил и съел пятерых португальцев; все они утверждали, что являются французами, но это была ложь...»1, - и со страхом размышлял о постигшей его предшественников печальной участи.

Ответы на эти вопросы позволят осветить малоизвестные особенности проникновения европейцев в Бразилию в XVI в. и показать своеобразие положения некоторых представителей Старого Света, которые на определенном историческом отрезке времени оказались более успешны не как колонизаторы, а как регулярные «посетители» Южной Америки. Кроме того, анализ приведенных выше эпизодов позволит взглянуть на проблему с иной точки зрения и оценить не то, как европейцы относились к бразильским индейцам, но то, как эти последние оценивали европейцев. Учитывая, что к моменту открытия Бразилии местное население не знало письменности, сведения подобного рода можно почерпнуть лишь из исторических источников, созданных европейцами; те же заботились об увековечивании собственных деяний, а не о том, чтобы, перефразируя формулировку современного исследователя, сохранить «взгляд побежденных» в исторической перспективе индейцев2. Лишь в «бытовых зарисовках» и отдельных эпизодах, подобных тем, что легли в основу настоящей статьи, можно найти интересующие нас сведения.

Перед тем как перейти к рассмотрению поставленных проблем, определим основных действующих лиц. Почему именно французы в Бразилии? Хотя история открытия и освоения Юж-

1 Staden H. Véritable histoire et description d'un pays habité par des hommes sauvages, nus, féroces et anthropophages situé dans le nouveau monde nommé Amérique, inconnu dans le pays de Hesse avant et depuis la naissance de Jésus-Christ jusqu'à l'année dernière. Hans Staden de Homberg l'a connu par sa propre expérience et le fait connaître actuellement par le moyen de l'impression à Marbourg chez André Kolben à l'enseigne de la feuille de trèfle, 1557 // Staden H. Nus, féroces et anthropophages / Trad. de l'allemand par H. Ternaux-Compans. P., 2005. P. 103.

2 Wachtel N. La Vision des vaincus. Les Indiens du Pérou devant la Conquête espagnole, 1530-1570. P., 1971.

ной Америки очевидным образом связана с именами испанских и португальских мореплавателей и колонизаторов, французские экспедиции в Бразилию с первой четверти XVI в. сыграли немаловажную роль. При этом долгое время они оставались на периферии внимания исследователей3. Пользуясь тем, что поначалу бразильская колония представлялась для Португалии не столь привлекательной, как владения в Индии и Юго-Восточной Азии, французские мореплаватели и купцы стали часто посещать Бразилию, установив контакты с местными жителями и получая прибыль от меновой торговли с ними. Французское присутствие в краю, который Португалия считала своим по праву, во многом способствовало более активному освоению португальцами Бразилии. Мотив «французской угрозы», возникавший в донесениях представителей колониальной администрации и в письмах иезуитов, не раз побуждал метрополию к активным действиям4.

Своеобразие же французского присутствия в Бразилии во многом было связано с частной инициативой. В первой половине

XVI в. французский король Франциск I то поощрял ее, то, напротив, запрещал своим подданным плавания в регионы, относящиеся к сфере влияния Португалии; в середине века французская корона санкционирует создание колонии на территории Бразилии, но не станет в дальнейшем ее поддерживать. Схожая участь постигнет и вторую французскую колонию в Бразилии в начале

XVII в.; ее принесут в жертву европейским интересам внешней политики Франции5.

3 Так, в отечественной историографии эти вопросы частично затрагивались лишь в монографии Л.Ю. Слезкина: Слезкин Л.Ю. Земля Святого Креста. Открытие и завоевание Бразилии. М., 1970.

4 Эта же идея «французской опасности» в дальнейшем активно использовалась в бразильской историографии XIX в., когда за французскими экспедициями и попытками основать колонии утвердилось определение «французские нашествия». Данный термин иногда используется и современными бразильскими историками.

5 Подробнее об этих этапах французского присутствия в Бразилии см.: Окунева О.В. В погоне за красным золотом: франко-португальское соперничество в Бразилии в первой половине XVI в. // Новая и новейшая история. 2005. № 5. С. 198-211; Она же. «Столь успешно начатое дело, стоившее многих трудов...»: «Антарктическая Франция» в Бразилии XVI в. // Латинская Америка. 2004. № 12. С. 51-67; Pianzola M. Des Français à la conquête du Brésil (XVIIe siècle): les Perroquets jaunes. P., 1991; Leite de Faria F. Os primeiros missionários do Maranhäo. Achegos para a Historia dos Capuchinhos Franceses que ai estiveram de 1612 a 1615 // O centro de estudos Históricos ultramarinos e as comemoraçôes henriquinas, Lisboa, 1961. P. 83-216.

Вместе с тем на фоне неудачи колониальных проектов (первое поселение - «Антарктическая Франция» в заливе Гуанабара, на месте будущего Рио-де-Жанейро - просуществовало с 1555 по 1560 г., второе - «Равноденственная Франция» на северном побережье, на территории современного штата Мараньян - с 1612 по 1615 г.) французское присутствие в Бразилии вне рамок постоянных поселений окажется более успешным. Хотя моряки и купцы из приморских провинций Франции, оказываясь в Бразилии, руководствовались собственными (по преимуществу экономическими) интересами, именно они в конечном счете оказались теми «проводниками французского влияния», на достижения которых опирались создатели и «Антарктической», и «Равноденственной Франции». Свидетельства успехов ч

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком