научная статья по теме КАКОЙ ПОСТКАПИТАЛИЗМ НУЖЕН РОССИИ? Философия

Текст научной статьи на тему «КАКОЙ ПОСТКАПИТАЛИЗМ НУЖЕН РОССИИ?»

Какой посткапитализм нужен России?

И.Ю. АЛЕКСЕЕВА, А.П. АЛЕКСЕЕВ

Посткапиталистическое будущее России возможно как общество знаний, интеллектуально-нравственные ориентиры которого определяются идеей доброй разумности, становящейся русской идеей XXI в. Ключевую роль в таком обществе играют социогу-манитарные технологии, конвергенция которых с нано-, био-, инфо- и когнитивными технологиями порождает феномен НБИКС-революции. Речь идет о социальных и гуманитарных технологиях неманипулятивного характера, реализующих возможности философской инженерии.

Post-capitalist future of Russia should be knowledge society leaded be idea of kind-hart rea-sonability that becomes the Russian idea in XXI century. Social technologies, non-manipulative Humanities-based technologies and philosophical engineering converging with nano-, bio-, info-and cognitive technologies will play key role in this type of society.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: посткапитализм, общество знаний, русская идея, социогумани-тарные технологии, философская инженерия, метакультура.

KEY WORDS: post-capitalism, knowledge society, Russian idea, social technologies, Humanities-based technologies, philosophical engineering, meta-culture.

Вопрос, заслуживающий самого серьезного философского исследования и обсуждения, поставлен в статье трех авторов - В.Г. Федотовой, В.А. Колпакова, Н.Н. Федотовой, опубликованной в № 10 журнала "Вопросы философии" за 2013 г. - "Какая модернизация и какой капитализм нужны России?". По сути, речь идет о необходимости самопознания и самопроектирования российского общества таким образом, чтобы сделать возможной и осмысленной жизнь при капитализме. Авторы заканчивают статью словами о необходимости для России Модернизации с большой буквы, несущей изменения в духовных основах общества, сопоставимые по масштабу с теми, что были произведены когда-то Реформацией в Европе [Федотова, Колпаков, Федотова 2013].

В упомянутой статье подчеркиваются отличия постсоциалистического капитализма от постфеодального, справедливо говорится о необходимости учитывать такие различия. Воздавая должное интересной постановке вопросов и основательности суждений авторов, мы считаем важным обратить внимание на то обстоятельство, что новый,

©Алексеева И.Ю., Алексеев А.П., 2014 г.

постсоциалистический капитализм возникает и формируется в эпоху, когда в "старых" капиталистических обществах происходят изменения, совокупность которых характеризуется как "посткапитализм", "постиндустриальное общество", "общество знаний"1. В эти процессы, так или иначе, включаются постсоциалистические страны. В данном контексте имеет смысл говорить не только о будущем капитализма, но и о будущем посткапитализма в России.

Какова же желаемая перспектива российского посткапитализма? И что представляет собой посткапитализм?

Из постсоветского капитализма - в посткапитализм

Прежде всего, следует отметить, что "посткапитализм" не относится к числу четко определенных терминов. Эта неопределенность не в последнюю очередь обусловлена расхождениями в понимании капитализма, на смену которому, как явствует уже из названия, приходит посткапитализм.

Притом что понятие "капитализм" получает различные трактовки в разных экономических и социально-политических концепциях, можно выделить, по крайней мере, два признака, необходимо присущие капитализму как экономической системе. Во-первых, это широкое распространение товарно-денежных отношений, частной собственности на средства и факторы производства, развитие частного предпринимательства. Во-вторых, капитализм немыслим без рынка труда, существования "армии" свободных наемных работников.

Согласно марксистской теории, сущностной чертой капитализма является эксплуатация наёмных рабочих, присвоение капиталистом созданной их трудом прибавочной стоимости. Историческая обреченность капитализма, с этой точки зрения, обусловлена обостряющимся противоречием между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения результатов, непримиримой борьбой между пролетариатом и буржуазией как основными классами капиталистического общества.

Иначе видел капитализм М. Вебер, считавший определяющими свойствами "духа капитализма" рациональность и систематичность в стремлении к прибыли, законопослу-шание и профессионализм. Носителями такого духа в начале Нового времени были, по Веберу, не столько крупные торговцы, сколько поднимавшиеся в этот период слои ремесленников [Вебер 1990, 84-86].

Ф. Бродель - эвристичность концепции которого применительно к российским условиям оценивают в упомянутой статье российские авторы - считал Веберово понимание капитализма лишь ловким приемом, позволяющим защититься от влияния Маркса. Капитализм по Броделю "располагается" на вершине торговой, финансовой и промышленной иерархии, где имеются средства создания и изменения стратегии, освобождающие их обладателей от подчинения многообразным факторам рынка. В определенном смысле это зона "противорынка", для которой рынок служит лишь "гумусным слоем" [Бродель 2006 II, 217]. В.Г. Федотова, В.А. Колпаков и Н.Н. Федотова справедливо подчеркивают, что именно капитализм в смысле Броделя (как "противорынок", "царство изворотливости и права сильного") был создан в нашей стране в 90-х гг. XX в. Очевидно, что вырасти из рынка такой капитализм не мог, поскольку рыночной экономики в СССР не было. В этих условиях ускоренное создание капитализма стало возможным за счет передачи в частные руки государственной собственности.

Продолжая в известном смысле рассмотрение В.Г. Федотовой, В.А. Колпакова и Н.Н. Федотовой, отметим, что с позиций одностороннего экономизма, игнорирующего культурные факторы, российские "олигархи" принципиально не отличаются от крупных капиталистов Запада и Востока, а потому попытки поставить их в неравноправное положение не имеют серьезных оснований. Однако в особое положение ставит эту разновидность капиталистов сам факт присвоения ими совсем недавно (по историческим меркам) и на глазах у всего мира крупных объектов государственной собственности, и данное

обстоятельство следует принимать во внимание, обсуждая перспективы отечественной социально-экономической и культурной системы.

Так или иначе, сегодня в России есть и частная собственность, и предпринимательство, и рынок, и эксплуатация, и "противорынок". Получение прибыли является общественно одобряемым мотивом деятельности многих людей и организаций, однако условия возникшего в "лихие девяностые" рынка существенно затрудняют достижение такой цели без нарушений законодательства. Привычными стали рассуждения о пороках постсоветского капитализма, его непроизводительности и негуманности в сопоставлении с капита-лизмами "эталонных" стран. Но возможен ли в России "правильный" капитализм? Если да, то сколько времени должно пройти до его наступления? И будет ли все это время существовать такое государство, как Россия?

В ситуации, когда перспективы отечественного капитализма вызывают все больше сомнений, а социалистические установки неизменно ассоциируются с возвращением в советское прошлое, именно идея посткапиталистического будущего открывает возможности для продуктивной творческой работы мысли, ориентированной на изменения социоэконо-мической и культурной реальности. Представление о США и странах Западной Европы как оставляющих капитализм в прошлом отнюдь не является общепризнанным, однако имеет достаточно веские основания и связано с именами весьма известных авторов. Существенное достоинство посткапиталистической перспективы для нашей страны состоит в том, что такая перспектива может быть приемлема как для тех, кто критикует капитализм с социалистических и коммунистических позиций, так и для сторонников развития страны в русле "западной цивилизации".

Примечательно, что посткапитализм видится порой не только как будущее человечества, но и как настоящее наиболее продвинутых стран. "Однако общество, в котором мы живем, определенно следует характеризовать как посткапиталистическое", - заявляет П. Дракер в книге "Постэкономическое общество", вышедшей в свет в 1993 г. и вскоре переведенной на многие языки [Дракер 1999, 71]. Для посткапитализма как экономической системы, по Дракеру, характерны такие изменения в значимости ресурсов, когда главным ресурсом становится знание, а земля, рабочая сила и капитал играют роль ограничивающих факторов. Следует подчеркнуть, что посткапитализм по Дракеру не означает ни упразднения частной собственности на средства производства, ни существенного ограничения рыночных отношений. Напротив, движение к посткапитализму, а затем и к обществу знаний связывается данным автором со все более широким вовлечением знания в сферу действия рынка. Трактовки посткапитализма, как правило, предполагают решающую роль знания в экономическом развитии и потому тесно связаны с идеей общества знаний. Еще в середине XX в. Д. Белл, автор развернутой постиндустриалист-ской концепции, характеризовал постиндустриальное общество как такое, "осью" которого является знание. Как и другие теоретики постиндустриализма, Белл отмечал растущую роль слоя профессионалов, который оформляется в особый класс современного общества. В начале XXI в. Д. Белл подчеркивал, что понимание капитализма как общества с антагонистическими классами утратило прежнее значение и что мы являемся свидетелями формирования экономики, основанной на знаниях и движимой знаниями [Белл, Иноземцев 2007, 17-18].

Прилагательное "посткапиталистическое" (как и "постиндустриальное") указывает лишь на положение рассматриваемого типа общества во времени - "после капиталистического" ("после индустриального"), но не "схватывает" его качественную определенность. Выражение "общество знаний" более подходит для того, чтобы отразить в названии новой исторической ступени черты, обусловившие ее качественное отличие от предыдущих. Однако сказать, что Россия должна стать обществом знаний, значило бы сказать слишком мало. Ведь и общество знаний понимают по-разному, а нередко сводят к экономике знаний, что дает мощные стимулы к распространению экономического (или псевдоэкономич

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком