научная статья по теме КАНАДА И ИСКУССТВО ГЛЕНА ГУЛЬДА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КАНАДА И ИСКУССТВО ГЛЕНА ГУЛЬДА»

Книжная полка

КАНАДА И ИСКУССТВО ГЛЕНА ГУЛЬДА

КЕВИН БАЗЗАНА. ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК. ЖИЗНЬ И ИСКУССТВО ГЛЕНА ГУЛЬДА. М.: «Классика - ХХ1», 2007, 480 с.

Рецензируемая работа завоевала одну из самых престижных премий в области музыкальной журналистики, названную в честь американского композитора Д. Тейлора и присуждаемую Американским обществом композиторов, авторов и издателей за самые интересные работы о музыке (ASCAP-Deems Taylor Award). Кевин Баз-зана - доктор наук, преподаватель музыки в Калифорнийском университете Беркли, автор ряда академических исследований о творчестве Глена Гульда, с 1995 г. -редактор журналов «Глен Гульд мэгэзин» (GlennGould Magazine), «Бетховен джор-нел» (The Beethoven Journal). Российский читатель впервые знакомится с биографией великого канадского пианиста, в связи с чем следует отметить, что перевод на русский язык был осуществлён при поддержке Совета Канады по искусству, а публикация - при содействии Посольства Канады в Российской Федерации и Канадской корпорации развития экспорта.

Глен Гульд (1932-1982), выдающийся канадский музыкант - одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории мировой музыкальной культуры прошедшего столетия, и не только потому, что завершил свою исполнительскую карьеру на взлёте международного успеха и признания. Его наследие охватывает как блестяще отточенные технически и виртуозно исполненные интерпретации классических и современных музыкальных произведений, так и обширное литературно-публицистическое творчество - статьи, теле- и радиопередачи, фильмы, в которых он формулировал и отстаивал свои мировоззренческие идеи.

Интерес к личности Гульда - эксцентричности и непредсказуемости его поведения, замкнутому образу жизни, боязни широкого социального общения - породили массу легенд ещё при жизни. Неожиданная смерть способст-

вовала возникновению культа поклонения ему не только на родине, где он считается национальным достоянием, но и во многих странах: его записи расходятся многомиллионными тиражами, постоянно растёт число литературных работ о нём, в Интернете поклонники создают посвящённые ему сайты и дискуссионные форумы. В списке ста наиболее выдающихся канадцев за всю историю страны, опубликованном в журнале «Маклинз», Гульд занимает первое место среди представителей артистической элиты, впереди художников Группы Семи, и пятое - в общем списке.

В родном для Г. Гульда Торонто места, связанные с его жизнью, объявлены историческими достопримечательностями. Основанный в память о нём фонд раз в три года вручает Премию имени Глена Гульда в области музыки и коммуникации, лауреатами которой в своё время были такие выдающиеся музыканты, как Иегуди Менухин и Оскар Питерсон. При Торонтской консерватории действует музыкальная школа им. Глена Гульда, в университете Торонто в его честь учреждена именная стипендия. С 1985 г. Международный фортепианный конкурс, проводящийся в Торонто, носит его имя.

Большим достоинством книги К. Баззаны, которое, несомненно, обусловило её популярность, явилось то, что автор, скрупулёзно прослеживая биографический путь Г. Гульда, постарался раскрыть и проанализировать всю многогранность его творчества. Впечатляет количество и качество первоисточников, лежащих в основе исследования, среди которых самым важным был личный архив Глена Гульда в Национальной библиотеке Канады, над которым Баззана работал в течение десяти лет. Автор взял около ста интервью, в том числе у членов семьи Гульда, его друзей и коллег, а также изучил и проанализировал результаты предшествующих исследований о творчестве великого канадца.

Большинство биографов Гульда стремились представить его как пианиста-виртуоза, адепта новаторских идей в технологии звукозаписи и других средствах коммуникации, международного феномена, не связанного ни с какой национальной почвой. Исследование К. Баззаны, канадца по национальности, делает упор на другом: какое влияние оказала Канада, её природа и образ жизни на развитие личности и формирование мировосприятия Г. Гульда. Как отмечает сам автор, идея о том, что Гульд - в первую очередь канадец, является отправной точкой исследования и лейтмотивом всей книги.

Г. Гульд родился и вырос в г. Торонто, в престижном квартале, населённом в основном выходцами с Британских островов. Торонто 30-40-х годов прошлого столетия - это провинциальный город, в котором развитие культурной жизни не поспевало за территориальным и экономическим ростом, где сохранялся колониальный менталитет, а жизнь текла спокойным и устоявшимся образом. По мнению автора, именно Торонто, в силу своей провинциальности и отсутствия ярких культурных традиций и впечатлений, оказался идеальным местом, в котором Гульд, не стеснённый рамками самовыражения, мог оставаться в одиночестве и заниматься осуществлением своих идей и опытов. «Такому артисту, как Гульд, с его чувствительным и своеобразным темпераментом, более деятельная и космополитическая культура могла бы повредить -прежде всего, его творческому Я; тогда как в "комфортной" изоляции Торонто он приобрёл уверенность в себе, защитившую его от внешних влияний и по-

зволившую найти свою собственную творческую нишу» (с. 24). Музыкант прожил в этом городе всю жизнь и был очень к нему привязан, отмечая впоследствии: «Я всегда считал, что "добропорядочный Торонто" - очень красивое прозвище» (с. 22).

В Канаде времён детства Гульда религиозное влияние, в основном протестантизма, было очень сильным, вследствие чего большинство жителей неукоснительно следовали строгим морально-этическим нормам поведения, среди которых основными считались скромность, трудолюбие и добропорядочность. Этими качествами в полной мере обладали родители Гульда, у которых он был долгожданным и единственным ребёнком. Мать, рано заметившая музыкальную одарённость сына, всячески опекала и шла навстречу его желаниям, что, несомненно, сказалось на некоторой избалованности и в дальнейшем эксцентричности его характера. Но в то же время поддержка семьи, особенно матери, которую ощущал Гульд на протяжении жизни, позволила ему заниматься только теми видами деятельности, которые способствовали духовному самосовершенствованию и были ему по-настоящему интересны.

Так как дом родителей музыканта находился в живописном зелёном квартале Бич, который сначала был пригородом Торонто, Глен с детства любил бывать на природе, гуляя в лесу или плавая по озеру, и эта любовь не покидала его до конца жизни. Тесный контакт с природой восстанавливал его физически, творчески и эмоционально. По складу характера и темпераменту ему была близка неброская северная красота канадской природы.

Родившись в обеспеченной буржуазной семье, Глен с самого детства получил возможность развивать свои музыкальные таланты сначала под руководством матери, а затем в стенах Торонтской консерватории, диплом которой он получил в 1946 г. Баззана анализирует факторы, повлиявшие на профессиональное становление Гульда как музыканта, который известен, в первую очередь, непревзойдёнными интерпретациями произведений Баха. Возникновению его интереса к музыке великого композитора во многом способствовала деятельность Эрнста Макмиллана - известного канадского органиста, ректора консерватории и дирижёра Симфонического оркестра Торонто, который был большим пропагандистом органной музыки Баха. Также большое влияние на постановку техники исполнения и формирование музыкального вкуса Гульда оказал педагог Альберто Герреро, человек широко образованный и обладавший редкой музыкальной эрудицией. Именно он познакомил своего ученика с произведениями современных композиторов, особенно представителей нововенской школы Шенбергом и его последователями Веберном и Кшенеком, которые вызвали у молодого музыканта живой интерес и в дальнейшем заняли прочное место в его репертуаре.

Своеобразные музыкальные вкусы и пристрастия Гульда, которым он бескомпромиссно следовал всю жизнь, сформировались ещё в отрочестве и были далеки от общепринятых. Гульд отказался от всего репертуара Франции, Италии, Испании и вообще всех южных стран. Он не любил ни балет, ни оперу, особенно итальянскую, в которой ему претили излишняя эмоциональность и чувственность. Ближе всего по духу ему были произведения композиторов австро-немецкой школы, потому что более всего в музыке он ценил структур-

ную и логическую целостность, образцом чего считал Баха. Именно с именем последнего ассоциируют исполнительское искусство Гульда.

По мнению автора, такое самоограничение в выборе репертуара вполне объяснимо, так как оно «является побочным продуктом его пуританства. ... По мере того, как Глен становится старше, его пуританский характер порождает всё более и более рациональное и идеалистическое отношение к музыке» (с. 82). К. Баззана точно подмечает, что художественные принципы музыканта базировались на морально-нравственной основе его личности: «Гульд был предан идее, согласно которой музыка может и должна оцениваться скорее по этическим, нежели эстетическим критериям. Музыка ... по его мнению, возвышает душу, потому что рациональна, абстрактна и интроспективна, она благоприятствует созерцанию и душевному покою» (с. 83).

Такой взгляд на музыкальное творчество во многом объясняет, почему канадский пианист оставил в самом разгаре свою исполнительскую карьеру и его стойкую антипатию к проявлению любой формы соревнования не только в музыке, но и в любой другой сфере жизни. Он никогда не принимал участия ни в каких конкурсах, считая, что они, как проявления в любом случае компромисса и конформизма, разрушают самое ценное качество артиста - его индивидуальность.

Начало карьеры Гульда как концертирующего пианиста относится к 1947 г., хотя музыкант всегда считал эту деятельность неким дополнительным, довольно поверхностным занятием по сравнению с широким академическим интересом, который он испытывал к музыке. Сначала он давал всего несколько концертов в год, играя в университетах, консерватории, местных церквях. К началу 50-х годов его популярность в Канаде настолько выросла, что он стал выступать с Симфоническим оркестром Торонто, принимал участие в национально

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком