научная статья по теме КАННИБАЛИЗМ: ИСТОРИЯ, КОНТЕКСТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КАННИБАЛИЗМ: ИСТОРИЯ, КОНТЕКСТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА НОМЕРА: КАННИБАЛИЗМ: ИТОГИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И КОНТЕКСТЫ ИЗУЧЕНИЯ*

ЭО, 2014 г., № 6 © К.А. Богданов

КАННИБАЛИЗМ: ИСТОРИЯ, КОНТЕКСТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ

Отечественная научная литература бедна исследованиями, посвященными каннибализму. За вычетом известной книги Леопольда Францевича Воеводского "Каннибализм в греческих мифах", изданной в 1874 году (Воеводский 1874), в распоряжении русскоязычного читателя на сегодняшний день имеется считанное число разрозненных обращений к теме каннибализма в контекстах его этнологического и историко-культурного описания (Жирмунский 1965; Бутинов 1984: 113-119). Изданная в 1998 году многостраничная монография Льва Каневского "Каннибализм" (выдержавшая уже ряд переизданий) заслуживает в этом ряду прискорбного упоминания. Книга, широко разрекламированная автором и анонсированная издательством как «первая за последние восемьдесят лет в нашей стране, где эта тема долгое время оставалась строгим "табу"», претендующая на освещение "одной из самых сложных и запутанных проблем в антропологии", может служить наглядным примером претенциозной и недобросовестной компиляции, рассчитанной на тех, кому недоступна обширная литература по теме каннибализма на иностранных языках. Курьезом, характеризующим книгу Каневского в целом, может служить уже то, что свое повествование автор начинает с сенсационного сообщения о том, что "на полках" уникальной библиотеки Британского музея "с книжным фондом более 8 000 000 томов, которые, если поместить их одна за другой, покроют расстояние в 80 миль, нет ни одной работы, посвящённой такой обширной области антропологии, как каннибализм и человеческие жертвоприношения" (Каневский 1998: 3).

Вопреки самозабвенному уверению Каневского, изучение каннибализма - давняя и плодотворная тема антропологического и этнологического интереса. В традиции этого изучения, как и в любой научной традиции, есть свои авторитеты и "настольные" руководства: таковы прежде всего описательная монографии Рихарда Андре "Антропофагия" (Andree 1887), содержательный очерк Пауля Бергеманна о картографии людоедства (Bergemann 1893), провокационное исследование Уильяма Аренса

Константин Анатольевич Богданов - д. филол. н., ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом); e-mail: konstantin.a.bogdanov@gmail.com

* Публикация осуществлена при поддержке программы Президиума РАН "Традиции и инновации в истории и культуре" (тема "Методологические и концептуальные инновации в антропологических и этнологических исследованиях"; этап 2014 г.)

о каннибализме, как идеологическом "мифе", призванном поддерживать дихотомию Своего и Чужого, цивилизации и природы, закона и преступления, колонизаторов и колонизируемых (Arens 1979), а также последовавшая вслед за книгой Аренса полемика о соотношении сведений о реально засвидетельствованных случаях каннибализма и тех идеологических, социальных и культурных выгод, которые из этих случаев извлекаются (Brown, Tuzin 1983; Knauft 1985, 1993, 1999; Goldman 1999; Godelier, Panoff 1998; Conklin 2001; Lindenbaum 2004; Obeyesekere 2005; Ezzo 2008). Детализация и критическая перепроверка материалов, позволяющих судить об этнографии каннибализма (а количество таких источников после книжки Аренса сильно уменьшилось), осложнили саму классификацию этого явления, которое в своем комплексном описании предполагает различение каннибализма постоянного и спорадического (вынужденного), обыденного и ритуального (религиозного, сакрального, магического, жертвенного), допускаемого в отношении чужаков (экзоканнибализм) или также членов своего сообщества (эндоканнибализм), действительного и виртуального (метафорического), табуированного и социально-санкционированного, произвольного и непроизвольного (например, при измененном состоянии сознания и психики), сексуально мотивированного и агрессивно репрезентативного ("воинский" каннибализм) и т.д. Психоаналитически расхожие (и частично разделяемые этологами) представления об универсальности человеческой агрессии и неизменности ее сексуальных детерминант уступили при этом место гипотезам, увязываемых, с одной стороны, с физиологией питания, а с другой - его социальной и религиозной институализацией (Tannahil 1975), важными из которых следует считать, в частности, наблюдения Марвина Харриса, специализировавшегося на изучении пищевых табу, о том, что каннибализм в большей степени свойственен мелким замкнутым сообществам и в меньшей степени - крупным, а также о том, что возникая как эксцессы в периоды голода, случаи каннибализма впоследствии могут осмысляться и воспроизводиться как практики ритуального характера (Harris 1977). Еще одной интригующей гипотезой, высказанной в объяснение медико-биологических причин каннибализма, стало предположение о нейро-поведенческих эффектах пищевого рациона тех или иных народностей - например, о связи агрессии и каннибализма с низким уровнем серотонина, вызываемого потреблением маиса, как это имело место в культуре ацтеков (Ernandes, Cedrini, Giammanco, La Guardia, Milazzo 2002). Этнографические, этнологические и медико-биологические исследования каннибализма дополнились в те же годы работами филологов, искусствоведов, а также психологов и философов, акцентируюших роль и эффекты Воображения в динамике индивидуальной и коллективной самоидентификации, в рецепции и "конструировании" приемов социального катарсиса и аутотерапии, оправдывающих, в свою очередь, своеобразный "спрос" на каннибалические образы в фольклоре, литературе, живописи, кино и массовой культуре (Pontalis et al. 1972; Rawson 1977, 1978; Sanday 1986; Kilgour 1990; Sartore 1994; Lestringant 1997; Barker et al. 1998; Kilani 2001-2002; Guest 2001; Price 2003; Avramescu 2009) .

Научная актуальность текущих этнографических и социально-антропологических исследований каннибализма связана напрямую с методологией субалтерных и постколониальных исследований, но в более широкой перспективе определяется пересмотром сферы запретов в практиках культуры и самой повседневности. Уголовная хроника "благополучных" стран Европы и Америки последних десятилетий демонстрирует поразительные примеры каннибализма, доминирующей мотивацией которого были такие эксцессы бытового поведения, которые ускользают от привычных категорий ритуальной агрессии или физиологии потребностей. Истолкование таких случаев как психопатических и сексуальных расстройств не отменяет их своеобразия, кажущегося особенно любопытным не только на фоне всемирной истории каннибализма, но и на фоне все очевиднее дающего себя знать ценностного "мультикультурализма" - допустимости и теоретической оправданности альтернативных форм индивидуальной са-

К.А. Богданов. Каннибализм: история, контексты и перспективы изучения

5

моидентификации и социального взаимодействия (Богданов 2001; Constantine 2006). С этой точки зрения, изучение каннибализма остается далеко не исчерпанной областью эвристических ожиданий, которые мы связываем с пониманием человеческой природы и социальной жизни. Статьи, собранные в настоящем номере ЭО, посвящены разным аспектам реального и воображаемого каннибализма, само существование которого - сколь бы экстраординарным оно не представлялось - прямо или косвенно соотносимо с многообразием культурных и социальных вызовов, определяющих собою жизнь современного нам общества.

Литература

Богданов 2001 - Богданов К.А. Каннибализм и культура. Превратности одного табу // Богданов К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство, 2001. С. 242-284. Бутинов 1984 - Бутинов Н.А. Пища, родство, инцест // Культура народов Индонезии и Океании.

Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1984. Т. 39. С. 113-119. Воеводский 1874 - Воеводский Л.Ф. Каннибализм в греческих мифах. Опыт по истории развития нравственности. СПб., 1874. Жирмунский 1965 - Жирмунский В.М. "Пир Атрея" и родственные этнографические сюжеты в фольклоре и литературе // Советская этнография. 1965. № 6 (републикация: Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л.: Наука, 1979. С. 375-396. Каневский 1998 - Каневский Л. Каннибализм. М: Крон-пресс, 1998.

Andree 1887 - Andree R. Die Anthropophagie. Eine ethnographishe Studie. Leipzig: Veit, 1887. Arens 1979 - Arens W. The Man-Eating Myth: Anthropology & Anthropophagy. Oxford, New York:

Oxford University Press, 1979. Avramescu 2009 - Avramescu C. An Intellectual History of Cannibalism. Princeton: Princeton UP, 2009.

Barker et al. 1998 - Cannibalism and the Colonial World / Eds. F. Barker, P. Hulme and M. Iversen.

Cambridge: Cambridge UP, 1998. Bergemann 1893 - Bergemann P. Die Verbeitung der Anthropophagie über die Erde und Ermittlung einiger Wesenszüge dieses Brauches. Eine ethnographisch-ethnologische Studie. Bunzlau: Kreuschmer, 1893.

Brown, Tuzin 1983 - The Ethnography of Cannibalism / Ed. P. Brown and D. Tuzin. Washington:

Society of Psychological Anthropology, 1983. Conklin 2001 - Conklin B. Consuming Grief. Compassionate Cannibalism in an Amazonian Society.

Austin: Univ. Tex. Press, 2001. Constantine 2006 - Constantine N. A History of Cannibalism: From Ancient Cultures to Survival

Stories and Modern Psychopaths. London: Arcturus, 2006. Ernandes, Cedrini, Giammanco, La Guardia, Milazzo 2002 - Ernandes M., Cedrini R., Giammanco M., La Guardia M., Milazzo A. Aztec Cannibalism and Maize Consumption // The Mankind Quarterly. 2002. September. P. 3-40. Ezzo 2008 - Ezzo D.A. Cannibalism in Cross-cultural Perspective. Indianapolis: Dog Year Publ., 2008.

Goldman 1999 - The Anthropology of Cannibalism / Ed. L. Goldman. Westport, CT: Bergen & Garvey, 1999.

Godelier, Panoff 1998 - Le corps humain: supplicié, possédé, cannibalisé / Ed. M. Godelier, M. Panoff.

Amsterdam: Overseas Publ., 1998. Guest 2001 - Eating Their Words. Cannibalism and the Boundaries of Identity. / Ed. K. Guest. Albany:

State University of New York Press, 2001. Harris 1977 - Harris M. Cannibals and Kings: The Origins of Cultures. New York: Vintage. 1977. Kilani 2001-2002 - Kilani M. Cannibalis

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком