научная статья по теме КАРДИНАЛ ФАУЛЬХАБЕР И "ТРЕТИЙ РЕЙХ" История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КАРДИНАЛ ФАУЛЬХАБЕР И "ТРЕТИЙ РЕЙХ"»

© 2008 г.

Л.Н. БРОВКО

КАРДИНАЛ ФАУЛЬХАБЕР И "ТРЕТИЙ РЕЙХ"

Имя кардинала Михаэля фон Фаульхабера неотделимо от истории католической церкви Германии в период гитлеровской диктатуры1. Отношения между Ватиканом и национал-социалистским режимом были сложными и противоречивыми. С одной стороны, в церковных кругах были тенденции к сотрудничеству с нацизмом, обусловленные стремлением к сохранению автономных прав церкви, закрепленных в особых договорах (конкордатах), заключенных между церковью и государством. Верноподданническое понимание патриотизма многими немецкими католиками также сыграло свою роль: церковные иерархи в целом поддержали развязанную Гитлером Вторую мировую войну.

С другой стороны, и в Ватикане, и среди католиков Германии (в том числе и на высоком уровне) существовали тенденции идеологического противостояния нацизму. Представители церкви отстаивали основы христианства против навязываемых нацистским государством расистских доктрин, противодействовали попыткам светских властей ограничить или даже свернуть церковную деятельность. В рядах католической церкви, как и в других религиозных, общественно-политических, интеллектуальных, военных и иных кругах существовало свое антифашистское Сопротивление2.

Личность кардинала Фаульхабера отражает противоречивость позиции католической церкви в Германии 30-х - 40-х годов3. Священник прожил долгую жизнь, но, пожалуй, самый важный и яркий ее отрезок был связан с его теологической и церковной деятельностью в гитлеровском рейхе. Фаульхабер одним из первых в католической среде заявил о своем несогласии с идеологией и практикой нацизма и, таким образом, вошел в

Бровко Людмила Николаевна - кандидат исторических иаук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

1 Ерин М.Е. Католическая церковь Германии и фашизм. Ярославль, 1990; Бровко Л.Н. Церковь и "третий рейх". - Новая и новейшая история, 1991, №4; ее же. Конформизм и конфронтация. Христианские церкви и нацистское государство. - Свободная мысль, 1993, №12; ее же. Августин Рёш. Иезуиты и национал-социализм. - Религии мира: история и современность, 2003. М., 2003; Гаврилов A.B. Католическая церковь в идеологии национал-социализма. - Проблемы новейшей истории, вып. 2. Ярославль, 2001.

2 Die Opposition gegen Hitler und der Staatsstreich vom 20. Juli 1944 in der SD-Berichterstattung. Stuttgart, 1984; Ritter G. Carl Gördeler und die Deutsche Widerstandsbewegung. Stuttgart, 1984; Widerstand gegen den Nationalsozialismus. Berlin 1994; Steinbach P. Widerstand im Widerstreit. Paderborn, 1994; Bewertung und Rezeption des deutschen Widerstandes gegen das NS-Regime. Köln 1994; Denzler G. Widerstand ist nicht das richtige Wort. Katholische Priester, Bischöfe und Theologen im Dritten Reich. Zürich, 2003; Бровко Л.Н. К вопросу о христианском сопротивлении в фашистской Германии. - О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и обществе. Материалы международной научно-богословской конференции. Москва, 28-30 сентября 2005 г. М., 2007; Хавкин Б.Л. Антигитлеровское Сопротивление в вермахте. - Россия и Германия, вып. 4. М., 2007; Граф Карл-Ханс фон Харденберг. Одна из судеб немецкого Сопротивления. М., 2007.

3 Buchberger M. Frontbesuche des Erzbischofs und Feldpropstes Dr. M. v. Faulhaber im Osten und auf dem Balkan. Regensburg, 1918; Lang H. Michael Kardinal von Faulhaber. Erzbischof von München und Freising. Passau, 1952; Volk L. Kardinal Faulhabers Stellung zur Weimarer Republik und zum NS-Staat. - Stimmen der Zeit, 1966, № 177; Gritschneder O. Kardinal Michael von Faulhaber zwischen Widerstand und Anpassung. München, 1979; Hürten H. Deutsche Katholiken 1918 bis 1945. Paderborn, 1992; Körner H.-M. Michael von Faulhaber. Staat und Kirche in Bayern zwischen Königreich und Freistaat. Würzburg, 2000.

историю как знаковая фигура, олицетворяющая противодействие, прежде всего, мировоззренческое, католической церкви нацистскому режиму. В то же время, позиция Фа-ульхабера отражала колебания, сомнения и компромиссы, свойственные католической церкви в отношении "третьего рейха".

Михаэль Фаульхабер родился 5 марта 1869 г. в деревне Клостерхайденфельд (сейчас она называется Хайденфельд) близ города Швайнфурта в Нижней Франконии. Его отец был пекарем, а мать - крестьянкой. Семья была небогатой, многодетной и религиозной. Деревенский священник помог любознательному и способному Михаэлю перейти из начальной школы в среднюю. С 1879 по 1888 гг. он учился в гимназиях Швайнфурта и Вюрцбурга. В Вюрцбурге посещал епископский семинар для мальчиков "КШапеиш". По окончании гимназии и семинара решил стать священником.

После года добровольной военной службы в баварской армии (1888-1889 гг.), получив хорошую подготовку по санитарному делу и верховой езде, Фаульхабер стал офицером резерва. После увольнения из армии Фаульхабер учится в семинарии для священников в Вюрцбурге, одновременно проходя обучение на теологическом факультете вюрц-бургского университета. В Вюрцбурге в 1892 г. юноша был рукоположен в сан священника. После года пребывания в качестве капеллана в Китцингене, Фаульхабер с 1893 по 1895 гг. был руководителем (префектом) семинара "КШапеиш". Получив стипендию за особые успехи в проповеднической и теологической деятельности, Фаульхабер в течение трех с половиной лет изучал исторические и священнические рукописи в Риме, одновременно являясь членом коллегии немецких священников, которые занимались пасторским обслуживанием соотечественников в Италии. С 1898 по 1899 гг. он был священником церкви Хольцкирхен при Мартхайденфельде.

В 1899 г. Фаульхабер получил место приват-доцента в вюрцбургском университете, где он преподавал Ветхий завет. В том же году он на основе изучения древних рукописей защитил докторскую диссертацию, посвященную пророкам Ветхого завета (эта тема стала его призванием и прозвучала в рождественских проповедях 1933 г.). В начале 1900-х годов Фаульхабер работал в английских и испанских библиотеках, изучая древнееврейские тексты. В 1903 г. Фаульхабер был избран профессором теологического факультета университета Страсбурга, где преподавал Ветхий завет. В 1909-1910 гг. он был деканом этого факультета.

В 1911 г. Фаульхабер стал епископом Шпейера, в 1913 г. получил личное дворянство. В 1917 г. Фаульхабер был назначен архиепископом Мюнхена и Фрайзинга, был избран главой Фрайзингской конференции епископов, главного органа южногерманского епископата - одного из двух институтов управления католической церковью в Германии. Главной инстанцией для всех католиков Германии являлась Немецкая епископская конференция в г. Фульде, во главе которой стоял кардинал А. Бертрам. Сотрудничество между Бертрамом и Фаульхабером началось с 1920 г. С 1933 г. под влиянием событий, связанных с приходом Гитлера к власти, две конференции стали собираться на совместные заседания. По сути, обе конференции были сведены в одну - конференцию епископов в г. Фульде. У Фаульхабера сложились дружеские отношения с посланником папского престола (нунцием) в Мюнхене Э. Пачелли, который в 1939 г. был избран Папой под именем Пия XII.

Во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. Фаульхабер служил военным епископом. Он побывал на Западном фронте, в Польше, на Балканах, посещал воинские части и лазареты, служил молебны, исповедовал и благословлял солдат. В 1915 г. Фаульхабер был награжден Железным крестом 2-й степени.

В проповедях во время войны Фаульхабер говорил о справедливой борьбе немцев против врагов Германии. Будучи убежденным монархистом (первоначально он являлся сторонником католической баварской Виттельбахской королевской династии и выступал против гегемонии протестантского севера), епископ считал, что война является эффективным средством для воспитания патриотизма и преданности монархии. Патриотизм он рассматривал и как свидетельство верности христианской религии.

6* 163

Однако Фаульхабер всегда выступал против культа милитаризма и войны. В 20-е годы к нему пришло понимание того, что политические конфликты можно улаживать мирными средствами, путем установления взаимопонимания между народами. Однако осознание этого важного обстоятельства не спасло Фаульхабера, как и многих немцев, считавших себя христианами и патриотами Германии, от поддержки развязанной Гитлером Второй мировой войны.

Будучи монархистом и сторонником иерархического построения государства и церкви, Фаульхабер первоначально не принял Ноябрьскую революцию 1918 г. в Германии, в особенности правительство Баварской советской республики. Революцию он считал предательством немецкого народа. Критикуя демократическое германское государство - Веймарскую республику, Фаульхабер подчеркивал приоритет божественного права над государственным. В этом плане пример атеистического советского государства служил для него предостережением: Фаульхабер, выступая с резко антикоммунистических позиций, часто говорил о безбожии большевиков. Для него политический строй, лишенный духовного наполнения, заповедей господних и учения церкви был немыслим. Фаульхабер утверждал, что приверженность к Богу и церкви - это основа немецкой культуры и национального характера, что отказываться от этой основы ни в коем случае нельзя. Политически он поддерживал Баварскую народную партию - ветвь Католической партии Центра, выступал против коалиции католиков с социал-демократами.

Фаульхабер выступал против провозглашенного Веймарской республикой принципа отделения церкви от государства, против ликвидации преподавания религии в государственных школах. Под влиянием авторитетных деятелей церкви, в частности Фаульхабера, обучение религии (в разных формах) в Веймарской республике было сохранено. Государство и церковь успешно сотрудничали: Фаульхаберу даже удалось организовать богослужения в армии Веймарской республики - рейхсвере.

В 1921 г. Фаульхабер стал кардиналом. Свой высокий сан Фаульхабер использовал в борьбе за честь и достоинство католической церкви и торжество христианских принципов. Он выступал не только за размежевание между христианством и другими религиями, но и за доминирование католицизма среди христианских цер

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком