научная статья по теме КАРЛ КАНТОР, ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ И РЕВОЛЮЦИЯ ДУХА Философия

Текст научной статьи на тему «КАРЛ КАНТОР, ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ И РЕВОЛЮЦИЯ ДУХА»

Карл Кантор, Владимир Маяковский и революция духа

В. Н. ШЕВЧЕНКО

Последняя книга Карла Кантора "Тринадцатый апостол" (М., 2008) посвящена анализу творчества В. Маяковского. Любовь к нему, которую Кантор пронес через всю жизнь ("я прожил жизнь под звездой Маяковского"), обнаруживает себя буквально на каждой странице этого яркого, мастерски проведенного исследования объемом в 30 печатных листов. Книга читается на одном дыхании. Но она не стоит особняком в творчестве К. Кантора. Она является удивительно удачным подтверждением той концепции, которую К. Кантор создавал и развивал на протяжении всей своей творческой деятельности, - историософии проектизма. Центральное понятие в его концепции - это понятие "революция духа", его место и роль в истории человеческого общества.

Что имеет в виду под духом Карл Кантор? Дух - это абсолют, это абсолютное совершенство. И вместе с тем дух - это горение, огонь, жажда переустройства человека и общества. Дух революционен по своему существу. Революций духа в истории человеческого общества, по К. Кантору, было всего три и, соответственно, можно выделить три парадиг-мальных проекта истории.

1-я революция духа - явление Христа, и первым проектом истории стал религиозный проект - христианство.

2-я революция духа - это Ренессанс, и вторым проектом истории явился эстетический или художественный проект. Искусство как средство осуществления замысла Бога о человеке. Но теперь сфера свободы охватила все стороны земной жизни человека, свобода приобрела универсальный характер.

И 3-я революция духа - это К. Маркс и его научный проект истории, который вбирает в себя как религиозный, так и эстетический проекты. Проект раскрывает закономерности перехода от предыстории человечества к его подлинной истории.

Эти три революции духа охватывают огромные периоды времени и создаются на сотни лет вперед. У каждой революции духа есть свои пророки и апостолы, святые и мученики.

Важнейшим компонентом историософской конструкции Кантора выступает социокультурная эволюция, которая принципиальным образом отличается от понятия истории. И хотя у К. Кантора в тексте его капитального труда "Двойная спираль истории" имеется специальная оговорка о том, что "сам Маркс еще не делал четких различий между социокультурной эволюцией и историей и, соответственно, между социокультурой и социо-

© Шевченко В.Н., 2012 г.

2 Вопросы философии, № 12

33

экономической системой" (с. 655), но К. Кантор точно и тонко прочитал Маркса, детально проанализировал его тексты, и в конечном итоге раскрыл те условия, при которых возможно подлинное торжество человеческого духа, победа над общественными вещными связями.

К. Кантор самым тщательным образом проработал сложнейшую проблематику непримиримой, антиномичной борьбы истории и социокультурной эволюции. Революция духа стремится изменить социум, институты, людей, их образ жизни и способы деятельности. Однако возникающие здесь немалые сложности приводят к тому, что дух постепенно перестает быть революционным и превращается в ту или иную разновидность идеологии. Социокультурная эволюция общества постепенно заводит общество в исторический тупик. Наступает кризис истории. Выход из тупика неизбежно связан с наступлением новой революции духа.

Книга Кантора "Тринадцатый апостол" как раз и повествует о том, что произошло в России, когда в ней впервые вырвался на арену всемирной истории революционный дух К. Маркса. Это была Октябрьская революция. У революции духа в России были свои апостолы. Маяковский еще за несколько лет до революции назвал себя тринадцатым апостолом.

Центральная идея этой книги Кантора - раскрытие образа поэта как апостола. Он, кстати, замечает, что первоначальное название поэмы Маяковского "Облако в шта-нах"(1914-15 годы) было "Тринадцатый апостол". "Я, воспевающий машину и Англию, может быть, просто, в самом обыкновенном Евангелии тринадцатый апостол". Для Кантора это признание поэта становится отправным пунктом исследования. Но машина и Англия для Маяковского - вещи не главные. Маяковский необычайно остро чувствовал приближение революции в России ("В терновом венце революции грядет шестнадцатый год, а я у вас предтеча"). По Кантору, в Маяковском зреет глубокое убеждение в неразрывной внутренней связи идей Христа и Маркса.

"Февральская революция уничтожила рабство политическое... Бомбу социальной революции бросил под капитал октябрь <.> Мы пролетарии искусства - зовем пролетариев фабрик и земель к третьей бескровной, но жестокой революции, революции духа", - писали в 1918 г. в своем манифесте футуристов поэты Д. Бурлюк, В. Каменский и В. Маяковский. Его апостольское служение, вера в духовное преобразование российских, советских людей, продолжалось на протяжении всей его дальнейшей жизни вплоть до самого последнего дня.

К. Кантор пишет, что трагедия России последних веков - это величайшая трагедия, самые глубокие причины которой следует искать в противоборстве истории и социокультурной эволюции общества. Сначала Россия отстает исторически от Запада, находится в зависимости от него (это всё, по Марксу, но высказано в книге в другой стилистике), затем история в Октябре 1917 г. стремительно выдвигает Россию на ведущее место в истории, начинается духовное преображение истории, и, наконец, общество вновь поглощает историю, или ее засасывает планктон социокультуры, по выражению К. Кантора. Так выглядит, согласно его историософской концепции, борьба прогресса и истории, концепция, которая обладает огромной объяснительной силой. Но, увы, сегодня она не ко двору, не ко времени.

Автор дает интересную оценку Октябрьской революции 1917 года. "Предвидя неизбежные катастрофические последствия восстания за власть Советов, Ленин все же понимал, что легче будет преодолеть возможные катастрофы, чем падение в пропасть великого народа и великого государства. <...> Навсегда пора понять, что, торопя большевистский переворот в России, Ленин спас Европу, Россию, а с ними весь остальной мир от реальной угрозы фашизма" ("Тринадцатый апостол", с. 115).

Другими словами, резкое опережение историей социокультурного уровня развития общества имело тогда свое оправдание, как, впрочем, и в другие эпохи. Ибо нет скорого и линейного пути к реализации духовных идеалов, к совершенству. Жажду немедленного преобразования непросвещенных, "нечистых" масс общества Маяковский поэтически

изобразил в "Мистерии-буфф" (1918), но в реальной жизни все обстояло совсем по-другому.

Маяковский был не просто апостолом веры, он был апостолом особого рода. Есть разное в Маяковском, пишет К. Кантор, есть Маяковский художественный, религиозный, историософский, а есть Маяковский идеологический. Впрочем, рассмотрение творчества Маяковского с точки зрения его идеологической роли, которую оно сыграло тогда в жизни страны, требует более пристального анализа, раскрытия уникального по своей природе своеобразия его поэтической деятельности. Маяковский не просто занимается пропагандой, пишет идеологически заостренные стихи, рекламу или агитки разного рода. Он не мыслит художественное творчество в виде отдельной сферы деятельности человека. Поэзия у Маяковского становится точкой сопряжения, взаимопроникновения духа и истории. Вот найденный им "механизм" работы духа над переделкой социума - через поэзию, через поэтическое творчество. Отсюда и возникает то абсолютно точное понимание Маяковского как поэта революции, поэта революции духа.

Весь свой редчайший поэтический дар Маяковский направляет на то, чтобы пробудить у каждого, самого обыкновенного, самого простого человека способность к социальному творчеству, пусть и в элементарных поступках, что уже и будет началом становления нового, самостоятельно мыслящего человека. Любой творческий акт здесь есть социальное творчество, созидание новых общественных отношений, нового отношения к труду и своей стране, новой культуры.

Это была каторжная работа поэта, когда каждая строчка поэта была сознательно направлена на революционную перестройку того, что называет К. Кантор социокультурой.

Вот здесь во весь рост встает проблема столкновения революционного идеала и повседневной далекой от этого идеала той ранней советской жизни.

Если судить по текстам, то в первые послереволюционные годы Маяковский, безусловно, верил в скорое преодоление этого разрыва между идеалом и повседневностью. Но работать поэтом революции к концу 20-х годов ему становилось все труднее. К. Кантор считает, что в написанной в 1929 г. пьесе "Баня" Маяковский становится "ревизором" авгиевых конюшен сталинизма, но, увы, сталинизма тогда еще не было.

Вопрос - в другом. Маяковский действительно чувствовал, как складывалась в стране новая политическая ситуация, Начиналась другая эпоха. Мог ли Маяковский вписаться в эту эпоху великого перелома, объявленного в конце 1929 г. И да, и нет. Социальная цена социокультурного прогресса становилась все более высокой. Вот здесь и возникает вопрос по поводу оценки, сделанной К. Кантором в книге на с. 85: "К 1928 г. тринадцатый апостол понял, что советское общество на деле есть симбиоз грубого, деспотического и казарменного коммунизма, ничего общего не имеющего с коммунизмом ни Маркса, ни Христа. Маяковский заклеймил и отверг советский общественный строй, выдававший себя то за социализм, то за коммунизм в их марксовом понимании". Действительно ли Маяковский отрекся от социализма к 1928 г.? Аргументация К. Кантора такова: переход к новой экономической политике был прямым отступлением от Октября, ведущим к возрождению капитализма, к формированию нового господствующего класса партсоветской номенклатуры и нового городского среднего класса, к социальному расслоению деревни. Маяковский отверг сталинский социализм, и потому так трагически окончилась личная жизнь поэта.

Не будем здесь спорить с конкретными аргументами, но в страстном призыве К. Кантора "да - коммунистическому идеалу Маркса, нет - идеалу, замаранному партийной ленинской идеологией" где-то затерялись, оставлены без должного внимания сложнейшие, нередко трагические отношения между идеалом и повседневностью, которые пронизывают

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком