научная статья по теме КАРЛ МОИСЕЕВИЧ КАНТОР Философия

Текст научной статьи на тему «КАРЛ МОИСЕЕВИЧ КАНТОР»

КАРЛ МОИСЕЕВИЧ КАНТОР

9 февраля 2008 г. на 86-м году жизни после продолжительной болезни скончался Карл Моисеевич Кантор. Он был давним автором нашего журнала. Но не только поэтому мы хотим почтить его память. С ним ушла целая эпоха. Горькая истина, но только смерть дает подлинное представление о прожитой судьбе человека, тем более творческого человека, о масштабах сделанного им.

Жизнь Карла Кантора была в каком-то смысле трагической: он мечтал о многом, но из этого многого хорошо, если исполнить он сумел некую часть, хотя, как кажется, самые главные свои слова он все же произнес. Он был сыном политэмигрантов из России, родился в Буэнос-Айресе (Аргентина) 22 декабря 1922 г.; его отец был профессор геологии, анархист, ученик Кропоткина, переписывавшийся с В.И. Вернадским. В 1939 г. он был арестован по обвинению в троцкизме и через год освобожден. Мать была организатором аргентинской компартии, сражалась в Испанскую войну, имела орден Боевого Красного Знамени. Непростое наследство. Но К.М. нес его вполне нормально, хотя некая нездешность очень чувствовалась собеседниками.

Начинал он свое творчество как поэт, поклонник Маяковского, влюбленный в поэта, объясняя вместо учительницы своим соученикам его стихи. Как и многим его сверстникам, юность ему поломала война. Его поэзия принята не была, ни одно стихотворение не увидело печати. Стихи писать он продолжал, некоторые из них до сих пор вполне достойны публикации, но он обратился к философии, пытаясь что-то понять в устройстве мира. С 1941 по 1947 г. он служил в рядах Советской Армии в авиации дальнего действия (АДД). После армии К.М. поступил на философский факультет МГУ. Учился отлично, но в кампанию "космополитизма" один из "приятелей" написал на него донос, где привел нелестные слова К.М. о Сталине. В 1949 г. за день до ареста К.М. сжег свой дневник. Надо сказать, партийное собрание университета, а точнее, партсекретарь этой организации, отстояли К.М. Кантора, и дело ограничилось "строгим выговором с занесением". Поэтому арест его продлился недолго. Диплом он писал опять же о Маяковском, окончил университет с отличием, но в аспирантуру его не взяли, поскольку с 1949 г. на нем стояло клеймо космополита, и этого было достаточно для волчьего билета в философской жизни. С 1952 по 1957 г. он работал в Гидромелиоративном институте.

В 1957 г. главный художник г. Москвы М.Ф. Ладур, ставший главным редактором журнала "Декоративное искусство СССР", пригласил туда Карла Моисеевича на должность заместителя главного редактора и практически отдал ему все идеологическое наполнение журнала. Так возникла теория советского дизайна, которую основал К.М. Кантор с опорой на лефовские идеи промышленного искусства Бориса Арватова и Владимира Маяковского. Как ни странно сегодня это слышать, но термины "дизайн", "техническая эстетика", "маркетинг" и т.п. впервые прозвучали в его статьях в "Декоративном искусстве". Никогда ранее не занимаясь этой проблематикой, он превратил журнал в теоретический центр декоративно-прикладного искусства. Когда после ухода

М.Ф. Ладура на какой-то момент он стал и.о. главного редактора, и требовалось немного времени, чтобы утвердить его в должности, К.М. посвятил номер журнала полузапрещенному тогда Марку Шагалу. Тогда цековского куратора по искусству вызвал М.А. Суслов и произнес, показывая журнал: "Кто разрешил?" Куратор тут же ответил: "Уже уволен". И действительно, К.М. был уволен задним числом.

Потом недолгое время - Институт технической эстетики (ВНИИТЭ), куда его поначалу взяли на должность зав. сектором, но тут же, поскольку он не хотел писать статьи за начальство, вспомнили, что он всего лишь кандидат философских наук, перевели в старшие научные сотрудники. Кстати, выше этой должности он никогда не поднялся. Затем с помощью М.К. Мамардашвили он перешел в Институт международного рабочего движения, где он тоже оставался вечным старшим научным, каждая работа которого вызывала недовольство и сомнение. Рукопись, отвергнутая ИМРД в начале 70-х, превратилась в "Двойную спираль истории" (2002), книгу, для многих ставшую интеллектуальным событием. Последние годы он работал в Центре политической социологии Института социологии РАН.

Особая тема - круг общения Карла Моисеевича: достаточно перечислить имена людей, которые считали себя его друзьями. Еще в школе он подружился с будущим кинорежиссером Г.Н. Чухраем и организовал с ним общество "ДЖВМ" (да живет Владимир Маяковский) и с будущим писателем Н.С. Евдокимовым, которые навсегда остались его ближайшими друзьями. Потом был философский факультет, откуда пошли тесные отношения со многими: это А.И. Ракитов, А.А. Зиновьев, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский и многие другие. Очень широк был круг художников и искусствоведов: Э.И. Неизвестный, Б.Н. Немечек, М.А. Коник, И.И. Кабаков, Д. и. Л. Шуш-кановы и др. Он любил самостоятельность мысли. Люди, с которыми он общался, обладали этой самостоятельностью.

У нас называют эту плеяду шестидесятниками, связывая их появление с хрущевскими разоблачениями Сталина в конце 50 - начале 60-х гг. Но стоит указать иных предшественников этих людей. Это те, кого в XIX в. называли идеалистами тридцатых-сороко-вых годов. Как и эти предшественники, наши шестидесятники открывали возможность самостоятельного изучения мира. Они прошли школу Гегеля, Маркса, позднее Канта. Это были на нашей памяти последние идеалисты, жившие духом. Они как бы заново, своим усилием восстанавливали прерванную традицию русской философской мысли, заново переоткрывая то, что, казалось, уже было открыто, но в свои открытия они вносили свой опыт - пережитый Россией, а не Францией опыт разрушительной революции (в которую они верили в ее идеальных посылках). Ее идеи, благородные и великие, как любил повторять К.М., противоречат практике сталинского режима.

Несмотря на частые срывы его мечтаний, этот жизненный трагизм не прозвучал ни в одном тексте К.М. Он пытался искать и строить философские системы, которые несли бы в себе элемент надежды на свободу. В своих работах по философии истории Карл Кантор ввел в научный оборот понятие "парадигмы всемирной истории" как парадигмы истории культуры в ее движении к свободе индивида, уточнив его другим понятием -"паттерн", то есть проект конкретных культурно-исторических типов. С его точки зрения, нет общества - ни русского, ни западноевропейского, ни китайского, - в котором бы укоренялся лишь один тип паттерна. Тип культуры связан с определенным народом и формируется в процессе жизнедеятельности конкретного общества, этноса, народа. Но он обладает способностью перемещаться в другие общества, входить в них наряду с другими паттернами, которые в нем укоренены. Парадигма всемирной истории, в отличие от движения доистории, не может быть реализована без парадигмальных проектов (как пример - иудеохристианская религия).

К.М. был классическим русским интеллигентом, бытово неустроенным, никогда не выпячивавшим себя. Он автор семи книг: Красота и польза. Социологические проблемы материально-художественной культуры (1967); Людмила и Дмитрий Шушкановы. О художественном образе быта в станково-прикладном искусстве (1981); Тысячеглазый Аргус (Искусство и культура. Искусство и религия. Искусство и гуманизм) (1990); Исто-

рия против прогресса. Опыт культурно-исторической генетики (1992); Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры (1996); Двойная спираль. Историософия проектизма (2002) и многих сотен статей. Последняя подготовленная им при жизни книга - "Тринадцатый апостол" (2008). Это трактат-исследование о Маяковском. Можно сказать, что он по жизни прошел с Маяковским, мыслью о нем и закончил свои земные дни. Его рукописное наследие требует внимательного разбора. Но это уже забота наследников.

Выражаем искреннее соболезнование члену редколлегии нашего журнала Владимиру Карловичу Кантору и другим родным и близким покойного мыслителя.

Коллектив редакции "Вопросов философии"

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком