научная статья по теме КАТОЛИЧЕСКАЯ РЕФОРМА И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ПОНИМАНИИ ГУБЕРТА ЙЕДИНА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КАТОЛИЧЕСКАЯ РЕФОРМА И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ПОНИМАНИИ ГУБЕРТА ЙЕДИНА»

В.А. Мякшин

КАТОЛИЧЕСКАЯ РЕФОРМА И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ПОНИМАНИИ ГУБЕРТА ЙЕДИНА

Губерт Йедин (1900-1980) - наиболее уважаемый исследователь католической церкви XVI в., а возможно, и самый значительный католический историк XX в.1 Своим очерком 1946 г. «Католическая Реформация или Контрреформация»2 он во многом изменил восприятие историками католической Реформы в Европе раннего Нового времени3. Эта книга и в наше время остается важной составляющей историографии XVI в. Современные историки, например, Дж. О'Малли и Г. Бедуелл, говоря о рецепции в XX в. идей католической реформы XVI-XVII вв., рассматривают очерк Г. Йедина как исходную ее точку4.

Цель своей небольшой по объему работы исследователь видел в осмыслении двух терминов: «Контрреформация» и «католическая Реформация», в то время наиболее распространенных при характеристике католичества XVI-XVII вв. Анализ этих терминов - впервые в истории западной историографии - Г. Йедин представил в первой части очерка. Обратившись сначала к более древнему термину «Контрреформация», разработанному в 1776 г. И.С. Пюттером, он рассматривает его эволюцию в трудах Л. фон Ранке. Сформулированное спустя столетие в 1880 г. В. Мауренбрехером понятие «католическая Реформация» излагается в осмыслении Л. фон Пастора. Г. Йедин называет и другие термины, в том числе «католическая реставрация», но путаница в их использовании стала побудительным мотивом к рассмотрению

1 O'Malley J. Trent and All That: Renaming Catholicism in the Early Modern Era. Cambridge, 2000. P. 12-13; Idem. Rec. ad. op.: Die Erforschung der Kirchengeschichte: Leben, Werk und Bedeutung von Hubert Jedin (1900-1980) / Hrsg. H. Smolinsky. Münster, 2001 // The Catholic Historical Review. April 2002. Vol. 88, N 2. P. 314.

2 Jedin H. Katholische Reformation oder Gegenreformation? Ein Versuch zur Klärung der Begriffe nebst einer Jubiläumsbetrachtung über das Trienter Konzil. Luzern, 1946.

3 Luebke D. Editor's Introduction to Jedin H. Catholic Reformation or Counter-Reformation // The Counter-Reformation: The Essential Readings / Ed. D. Luebke. Oxford, 1999. P. 19.

4 O'Malley J. Trent and All That... P. 12-14; Bedouelle G. The Reform of Catholicism, 1480-1620 / Transl. from French. Ontario, 2008. P. 1-2.

различий в понятиях5 - к этому он обращается во второй части очерка, посвященной пониманию «католической Реформации» и «Контрреформации» и их соотношения.

Занимаясь многие годы историей католической церкви в XVI в., Г. Йедин никогда существенно не менял своих взглядов на соотношение означенных понятий6. Он выделял четыре периода католической Реформации. Первый начался в XV в. до протестантской Реформации и независимо от нее - с обновления, состоявшего в «само-реформе членов» церкви (Selbstreform der Glieder), т.е. реформе не сверху, а снизу, «внутренней реформе»7. «Само-реформа» представляла собой последовательность несогласованных между собой попыток, которые предпринимались приблизительно до 1540 г. и охватили все страны Западной Европы. Она включала в себя реформаторские усилия епископов, духовенства, монахов-картузианцев, «Оратория Божественной любви»8 и многих других9. В оценке Г. Йедином этого периода можно говорить о влиянии Л. фон Ранке, с наследием которого, прежде всего с «Историей пап»10, Г. Йедин был хорошо знаком, заимствовав оттуда методы исторического исследования. Говоря о силах «обновления» католичества в первой половине XVI в., Ранке указывал на значение для этого «Оратория Божественной любви», описывал «попытки внутренней реформы» внутри католической церкви, реформаторские потуги нищенствующих орденов и монашеских конгрегаций11, т.е. обращал внимание на те же проявления внутренней жизни католичества, которые Г. Йедин вкладывал в понятие «само-реформа».

По мнению Г. Йедина, главная слабость «само-реформы» состояла в ее разобщенности, которая была преодолена в ходе

5 Jedin H. Katholische Reformation oder Gegenreformation... S. 10-25.

6 O'Malley J. Trent and All That... P. 51.

7 Jedin H. Katholische Reformation oder Gegenreformation... S. 25-26.

8 Католическое братство. Основано в 1497 г. в Генуе мирянином Этторе Вернац-цой. Идеолог создания - католическая святая Катерина Генуэзская. Преимущественно состоя из мирян, ставило своей целью благотворительность и дела благочестия. Одноименные братства впоследствии были основаны в Риме, Милане, Неаполе и других городах Италии.

9 Ibid. S. 26-28.

10 Ranke L., von. Die römischen Päpste, ihre Kirche und ihr Staat im 16. und 17. Jahrhundert: 3 Bd. B., 1834. О влиянии Л. фон Ранке на Г. Йедина см.: Alberigo G. Hubert Jedin als Geschichtsschreiber: 1900-1980 // Die Erforschung der Kirchengeschichte: Leben, Werk und Bedeutung von Hubert Jedin (1900-1980) / Hrsg. H. Smolinsky. München, 2001. S. 19-44.

11 Ranke L. von. The History of the Popes During the Last Centuries / Transl. from German. L., 1913. Vol. 1. P. 103-141.

второго периода католической Реформации благодаря объединительным усилиям папства, поставившего ее задачи в центр церковной политики. Второй период начался приблизительно в 1540 г. и продолжался около 20 лет. Его ключевыми событиями стали официальное утверждение Ордена иезуитов 27 сентября 1540 г. папой Павлом III (1534-1549)12 и созыв в 1545 г. тем же папой Тридентского собора, который Г. Йедин характеризует как самую значительную его заслугу в деле распространения католической реформы: Павел III проложил ей путь, несмотря на то, что не являлся первым понтификом католической Реформации13. Третьим знаковым событием, «решительной победой», историк считает восшествие на папский престол в 1555 г. пап Марцелла II (апрель-май 1555 г.) и Павла IV (1555-1559) - выразителей нового духа католического обновления14, при этом истоки обновления локализуются преимущественно в Испании и Италии15.

Дж. О'Малли обратил внимание на важную особенность восприятия Г. Йедином католической реформы: тот избегал слова «перемена» или его синонимов, никогда не заводил речь о «перемене», но часто рассуждал о «преемственности» (Kontinuität)16. Йедин особо подчеркивал последнее обстоятельство по отношению как к реформаторским усилиям XV в., так и к религиозным движениям обновления (Erneuerungsbesterbungen) позднего Средневековья. В контексте реформы он искусно сочетал идею преемственности не только с понятием «обновление» (Erneuerung), но и с идеями прорыва (Durchbruch), переломного момента: «Апостольская миссия и пастырское попечение существовали всегда. Что было новым, так это то, что в центрах средоточия власти исцеление душ постепенно стало восприниматься в качестве высочайшего неписаного закона Церкви... Возник новый идеал епископов и священников. Это стало, возможно, самым важным аспектом прорыва католической Реформации: в центрах средоточия церковной власти критерии нравственного и должностного поведения духовенства, в особенности высшего духовенства, ста-

12 Jedin H. Katholische Reformation oder Gegenreformation... S. 26-28.

13 Jedin H. Katholische Reform und Gegenreformation // Handbuch der Kirchengeschichte / Hrsg. H. Jedin. Freiburg, 1967. Bd. 4/2. S. 477, 483.

14 Jedin H. Katholische Reformation oder Gegenreformation... S. 28-29.

15 Ibid. P. 36-37.

16 O'Malley J. Trent and All That... P. 56.

ли строже»17. Г. Йедин также избегал понятия «модернизация» (Modernisierung), предпочитая ему «обновление» и «возрождение» (Wiedergeburt)18. Вероятно, в «модернизации» историк более явственно, чем в терминах «обновление» или «возрождение», обнаруживал черты «перемен», указания на которые он старался избегать.

Новые стандарты и требования к духовенству, которые Г. Йе-дин характеризует в качестве «прорыва католической Реформации», обрели законодательный облик в реформаторских декретах Тридентского собора, принятых на заключительной сессии (1561-1563) под руководством кардинала Джованни Мороне: они составили основное содержание третьего периода католической Реформации19.

Четвертый, заключительный, этап указанной Реформации -выполнение постановлений Тридентского собора - оказался наиболее продолжительным и с наименее ясной конечной датой. Начавшись в 1563 г., в год окончания собора, он продолжался до XVIII в. В этот период обновленное папство взяло на себя управление всеми направлениями католической Реформации. Означенную деятельность папства в XVI в. Г. Йедин характеризует как грандиозное централизованно возглавлявшееся римскими папами «дело обновления» - здесь историк снова обращается к ключевому для себя понятию: в его изложении «внутреннее обновление Церкви» и «процесс обновления» становятся синонимами «католической Реформы / Реформации»20. Описывая реформаторскую деятельность папства во второй половине XVI в., Г. Йедин отмечает значение реформ литургических книг при Пие V (15661572) и календаря при Григории XIII (1572-1585), а также преобразования куриальной администрации при Сиксте V (1585-1590). При этом он указывает, что уже в начале XVII в., при Павле V (1605-1621) и Григории XV (1621-1623), папство, опиравшееся на религиозные и духовные силы Тридентской реформы, достигло уровня, который можно сравнить лишь с тем положением, которое оно занимало в эпоху развитого Средневековья21.

Как отметила Э. Глисон, небольшой очерк Г. Йедина с 1946 г. оказал определяющее влияние на подходы к изучению папства

17 Jedin H. Katholische Reformation oder Gegenreformation... S. 30.

18 Ibid. S. 65.

19 Ibid. S. 31.

20 Ibid. S. 31-32, 57-58.

21 Jedin H. Katholische Reform und Gegenreformation... S. 651.

эпохи Контрреформации22. Однако среди историков нередко звучали критические замечания в отношении предложенной им трактовки. Так, Дж. О'Малли критиковал его за субъективную оценку католической Реформации и Контрреформации и характеристику Павла IV как одного из инициаторов католического возрождения (renewal), в то время как ничего не было сказано о папе как о человеке, который ко времени избрания на Римскую кафедру проявлял признаки непредсказуемой фанатичности (manifested symptoms of an unpredictable fanaticism)23. Сама Э. Глисон отмечала в работах Г. Йедина неопределенност

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком