научная статья по теме КАЗАЧЬЯ КОРПОРАЦИЯ НА ДОНУ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КАЗАЧЬЯ КОРПОРАЦИЯ НА ДОНУ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ СКОРИК

доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор

(Новочеркасск),

Заведующий кафедрой теории государства и права и отечественной истории ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасский

политехнический институт).

Казачья корпорация на Дону как современный социальный проект

Интеллектуальная сложность выбора оптимальной модели современного казачества связана и с тем, что она должна непременно совместить «лед и пламень»: традиции и современность. Уже в начале XX в. было ясно, что сословно-служилый образ жизни казаков, который превосходно олицетворял национальный герой России Козьма Крючков!, ставил их в более невыгодное положение по сравнению с крестьянами и другими социальными группами. Перемены были очевидными и прогнозируемыми. Но советская власть принесла казакам не просто чудовищные репрессии (Вальпургиеву ночь), а их идеологическое «нивелирование» в окружающей социальной среде: была утрачена административно-территориальная организация; казачье происхождение исключалось из социально значимых признаков при проведении переписей населения; прекращалась иррегулярная военная служба казаков; казачьи традиции и обычаи объявлялись вне закона; казачья элита жестоко преследовалась. Эта ситуация прекрасно описана в научной литературе2. Однако, как говорится, лес по дереву не тужит. Замечательные строки, эмоционально раскрывающие то время, оставил нам казак, поэт-эмигрант П.И. Туроверов3:

Нам мачехой стала Отчизна Родная И руки Родимой в сыновней крови. Но, берег любимый в тоске покидая, Мы ей посылали молитвы любви.

Это жестокое время, как ни прискорбно, неизбежно привело к утрате непосредственной социальной трансляции казачьего образа жизни и иных идентификационных признаков большей части потомственных казаков, то есть можно практически однозначно констатировать, что современное казачество в социально-этническом, профессионально-деятельностном, духовно-нравственном и культурном отношениях вовсе не является прямым преемником дореволюционного казачества, не имеет четко выраженной и однозначной эмпирической идентификации с ним. Можно говорить об опосредованной, восстановленной связи, о правопреемстве. По сути, это близкие процессы, но не одно и то же. В противном случае говорить следует не о возрождении, а о продолжении, развитии и т.д.

Вместе с тем мы не согласны с той точкой зрения, что речь идет о создании современной, хотя и специфической социальной общности, которая имеет с дореволюционным казачеством некоторую культурную, кровную связь. Это все же не может быть воспринято как перенос в современную Россию социальной общности, прекратившей свое существование в первой трети ХХ столетия4. Дело и в том, что казачество как социальная общность полностью свое существование не прекратила. Казачьи роды не исчезли в небытие. Другой вопрос, что именно осталось. Здесь надо избегать крайностей.

Проводимая казаками сознательная самоидентификация не является квалитативной, поскольку относится больше к разряду пожеланий, нежели к чему-то реальному. В этом

плане очевидно проживание одновременно двух миров: мира сущего и мира должного. Здесь должное прямо участвует в «делании» истории, и на первый план выходит необходимость, эквивалентная целесообразности, но познанная целесообразность отнюдь не всегда становится сущим, исторической реальностью. Так возникает социальное поле для исторической ошибки5.

Таким образом, с нашей точки зрения, нынешнее возрождение казачества, по сути своей, является процессом его социальной реконструкции, сознательной реставрации по отдельным культурно-историческим характеристикам и должно учитывать современные государственные, общественные потребности в казачьей социальной общности и имеющиеся для этого политические, финансово-экономические и социокультурные возможности. Как писал в стихотворении «Всякому свой талан» известный русский поэт А. В. Кольцов:

Вот и выбрал, по их разуму, По обычаю - как водится: И с роднею, и с породою, Именитую - почетную. И живем с ней, только ссоримся, Да роднею похваляемся.

Тем самым возрождение донского казачества уже признанный социальный факт. Вопрос заключается в том, насколько возможно и как оно соотносится с исторически существовавшей общностью, что именно сохранилось, что возрождается, как возрождается, для чего и какие последствия должно ожидать современное общество в результате казачьего возрождения.

Сегодня на территории России происходит активизация социоэтнической группы казачества как субъекта и объекта этнополитических процессов. При этом в развитии национальных и федеративных отношений постепенно выделяется фактор особой этнической группы - донского казачества, претерпевающей пору оживления и обострения национально-культурного самосознания и этнической самоидентификации. Обретение стабильных жизненных условий и перспектив этнического существования - такова цель, преследуемая отдельными группами донских казаков и казачьими объединениями, которым приходится выстраивать собственную нишу в современной социокультурной среде, пройти необходимые стадии адаптации. Это сложный и болезненный процесс, вызывающий нередко отрицательную реакцию не только этнического большинства (русскоязычного населения), но и сложившихся национальных диаспор, уже встроившихся в существующие социальные и межэтнические связи. Казаки «новой волны» меняют количественные и качественные показатели ранее сформировавшихся социальных и этнических групп, что может привести и приводит к изменению функций, роли и значимости последних в местах традиционного проживания, утвердившихся в последние несколько десятилетий. Вместе с тем новое казачье сообщество распространяет и углубляет свои функции, политизируется, стараясь превратиться из традиционного субъекта культуры в субъект права и политики. С одной стороны, казаки настойчиво реализуют традиционные формы бытия - станичное проживание, культурно-образовательные самодеятельные объединения, но в то же время активно используют новые организационные структуры и формы: съезды, конгрессы, форумы, союзы внутрироссийского и международного значения. Казачество естественным способом становится связующим звеном в строительстве межнациональных отношений в Российской Федерации и в Южном федеральном округе, так как, развиваясь и укрепляясь, превращается в объект и субъект политического процесса.

Полноценное научное изучение казачества осложняет тот факт, что к казачьему движению на первых порах примыкали разного рода политические авантюристы и криминально ориентированные граждане. Они как «ложь на тараканьих ножках» испортили до неузнаваемости социальный портрет современного казачества, привнесли в

него отталкивающую для российского общественного сознания непривлекательность. В результате постепенно сформировался устойчивый тренд казакофобства, который является довольно значимым и до настоящего времени. Поэтому в исследовании процесса возрождения казачества очень важно следовать известному принципу: «Sine ira et studio» («без гнева и пристрастия»).

Очевидно, в принципиальной самоидентификации современных казаков с традиционным российским казачеством нет императивов, фиксируемых у других народов, имеющих документированные этнические признаки - национальность. По крайней мере, это наиболее оспариваемая ситуация со стороны противников возрождения казачества. Заметим, что принадлежность к нынешним казачьим обществам не дает сколько-нибудь ощутимых экономических льгот и привилегий. Поэтому сегодня в процессе возрождения казачества преобладают не материальные, а сложно верифицируемые духовно-нравственные, интеллектуально-проективные, культурные факторы. Они обуславливают социальную базу движения за возрождение казачества, которое на Северном Кавказе перешло в активную массовую фазу в конце 1989 г. В результате за прошедшие годы сформировалась устойчивая социально-политическая регулятивная система возрождения казачества.

Под «системой возрождения казачества» нами понимается базовая совокупность государственных и общественных формирований, которые целенаправленно взаимодействуют в процессе осуществления государственной политики по воссозданию в социально-политической структуре современного российского общества особой корпорации - российского казачества.

Проведенный нами структурно-функциональный анализ социально-политической регулятивной системы возрождения казачества отчетливо обнаруживает в ее составе три функциональные подсистемы (структуры): институциональную (элементная база), коммуникативную (доминирующие каналы и связи) и нормативную (устанавливаемые правила взаимодействия и ценностные установки). Эти структуры взаимообусловлены, поэтому должны воссоздаваться согласованно, ибо каждый их элемент выполняет имманентные государственные и общественные функции, а отставание развития хотя бы одного из них порождает неустойчивость всей системы.

Безусловно, основу системы возрождения казачества составляет институциональная подсистема. Она выступает базовой платформой, с которой связаны другие подсистемы. Ее элементы - социально-политические институты и организации, которые обеспечивают возрождение казачества. Государственный сектор данной подсистемы формируют представительные и исполнительно-распорядительные органы федерального, регионального и муниципального уровней. Эта часть взаимодействует с другой составляющей - общественным сектором. Основными элементами общественного сектора являются казачьи общества и организации, которые организационно и юридически подразделяются на систему войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, и гетерогенные казачьи организации, действующие на общественных основаниях. Тем самым в возрождении казачества отчетливо прослеживается взаимодействие государства и общества, которое может создать как гармонию, так и дисгармонию в самом процессе возрождения. Как замечательно и очень точно писал Гете: «Es wandelt niemand ungestraft unter Palmen» («Нет высоких благ без разочарованья»).

Войсковые казачьи общества, внесенные в государственный реестр,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком