научная статья по теме КАЗАХСТАНИЗАЦИЯ" КАЗАХСТАНА: ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА, НАЦИОНАЛИЗМ И ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА (ПЕР. С АНГЛ. С.В. СОКОЛОВСКОГО) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КАЗАХСТАНИЗАЦИЯ" КАЗАХСТАНА: ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА, НАЦИОНАЛИЗМ И ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА (ПЕР. С АНГЛ. С.В. СОКОЛОВСКОГО)»

Reeves 2007 - Reeves M. Border Work: An Ethnography of the State at Its Limits in the Ferghana

Valley: Unpublished Ph.D. thesis, Trinity College, Univ. of Cambridge, 2007. Wilson, Donnan 1998 - Wilson H., Donnan H. Border Identities: Nation and State at International Frontiers / H. Wilson, H. Donnan (eds.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1998. P. 1-30.

M. Sancak. International Borders as Obstacles and Opportunities: The Case of the Ferghana Valley

Keywords: Uzbeks, Uzbekistan, Ferghana Valley, border regimes, border crossings, migration, Kyrgyzstan, skills

This paper deals with life along the border of Kyrgyzstan and Uzbekistan in the southern part of the Ferghana Valley. While the establishment of new nation states and border regimes created many obstacles for local people, it also provided opportunities for making a living. Thousands of men and, more often, women from Uzbekistan work on agricultural fields in Kyrgyzstan, especially during the summer months. Others rent land or engage in smuggling activities. The paper describes some of the motivations and necessary skills involved in regular border crossings. It argues that this not only enables people to survive under the miserable conditions in Uzbekistan, which is why the government in Tashkent turns a blind eye to the situation, but also supports the continuation of a regional identity that transgresses state boundaries.

ЭО, 2014 г., № 4 © С. Хименес-Товар

"КАЗАХСТАНИЗАЦИЯ" КАЗАХСТАНА: ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА, НАЦИОНАЛИЗМ И ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА1

Ключевые слова: Казахстан, языковая политика, национализм, этичность, оралман, дунгане, казахизация, казахстанизация

В течение двух десятилетий после распада Советского Союза в Казахстане произошло множество перемен, приведших в формированию особого националистического дискурса с элементами мультикультуралистской риторики вокруг казахского ядра. В статье на примерах двух коллективных идентичностей - оралман и дунган - рассматривается языковая политика, связанная с такого рода националистическим дискурсом.

Введение.16 декабря 1991 года Казахстан под руководством Нурсултана Назарбаева, до сих пор возглавляющего это государство, провозгласил свою независимость. С тех пор были реализованы различные политические программы, нацеленные на укрепление казахстанского национализма. Основной целью статьи является обсуждение того, как протекал это процесс на протяжении последних двадцати лет. В статье три раздела. Первый посвящен описанию демографических изменений и связи демо-

Соледад Хименес-Товар - соискатель (PhD Researcher) Института социальной антропологии им. Макса Планка (Халле, Германия); e-mail: jimenez@eth.mpg.de

графической политики с этничностью и национализмом в контексте государство- и нациестроительства, а также казахстанского мультикультурализма. Второй раздел предлагает этнографические материалы по дунганам, показывающие как этническое меньшинство в Казахстане реагирует на советские элементы в языковой политике, а также на реализующуюся в стране политику казахстанизации и казахизации и языковые стратегии, касающиеся требований рынка. В третьем разделе в ходе сравнения "репатриированных" этнических казахов и дунган рассматривается значение понятий казахстанизации и казахизации.

Демография и этничность: казахизация или казахстанизация? Согласно трем последним переписям, общая численность населения сократилась в Казахстане за первую декаду после обретения независимости почти на 10% (с 16 222 324 в 1989 г. до 14 981 281 в 1999 г.). В 1990-е гг. более трех миллионов жителей, главным образом, русских и немцев, покинули страну (Oka 2007; UNDP 2006). Тем не менее, население продолжало расти все десятилетие перед последней переписью, и теперь его численность почти достигла такого же уровня, что и двадцать лет назад - 16 009 597 в 2009 г., что произошло отчасти благодаря постоянно растущей с 1998 г. рождаемости и иммиграционной программе, направленной преимущественно на оралманов, или т.н. этнических казахов, проживающих в других странах (ASRK 2002: 13-14, UNDP 2006). Среди 125 "народов и народностей" казахи и русские в течение последних двух десятилетий составляли большинство (в 1989 г. их доля в общем населении равнялась 77,5%; в 1999 - 83,4% и в 2009 - 86,8%), при этом доля казахов постоянно росла (если в 1989 г. она равнялась 37,8%, то в 1999 г. она достигла 53,5%, а в 2009 - 63,1% от всего населения) (ASRK 2002: 20; ВПН 1989). Одна из причин такого роста - уже упомянутая программа иммиграции оралманов, численность которых по всему миру оценивается в 5 млн чел. (в основном они проживают в Узбекистане, Китае и России). С 1991 по 2005 г. в Казахстан переехало 464 426 оралманов, по преимуществу - из Узбекистана (61.45%), Монголии (15.39%), Туркменистана (9%), Китая (4.76%) и России (5.38%). 62% из них поселились на юге страны - в областях южного Казахстана (26%), Мангистау (13%), Алма-Ате (13%) и в Джамбуле (10%) (UNDP 2006: 13-14).

Забота о росте доли казахов в общей численности населения, отчетливо проявляющаяся в иммиграционной политике, тесно связана с попытками руководства Казахстана по "национализации" страны, и хотя Казахстан остается местом, где культурное разнообразие не позволяет вести речь о тотальной ассимиляции коллективных идентичностей в народ с единым языком и культурой, консолидация казахского народа как большинства, с советских времен считающегося коренным на этой территории, остается важной для политической элиты для легитимации существования Казахстана как нации-государства:

... поддержка иммиграции этнических казахов тесно связана с процессом нациестроительства и сохранением культуры ... По экономическим и историческим причинам возвращение этнических казахов нацелено на сохранение национальной идентичности страны и поддержку внутренней стабильности. В советский период многие обычаи и язык казахов находились в упадке; язык перестал использоваться не только в официальной сфере, но и в неофициальной обстановке. По этим причинам казахскому языку и многим элементам казахской культуры угрожало вымирание. Таким образом, возвращение казахских оралманов является одним из важнейших элементов правительственной миграционной политики, нацеленной на сохранение и развитие казахской культуры (UNDP 2006: 8-9).

Некоторые авторы указывали на то обстоятельство, что официальная политика "ка-захизирует" политическую элиту в Казахстане посредством "... монополизации всех ветвей власти и административных учреждений казахами" (Oka 2002), оправданием для чего служит, с одной стороны, автохтонность казахов, а с другой - "диаспоризация"

Рис. 1. Съемка документального фильма о казахах (Кордай, Казахстан)

населяющих страну неказахских групп, в том числе даже тех, чья автохтонность могла бы поспорить с казахской (Fierman 2005, Masanov 2002).

В первой статье закона РК от 11.07.1997 № 151-I О языках Республики Казахстан диаспора определяется как "часть народа (этническая общность), проживающая вне страны его исторического происхождения" (LRK 1997). Масанов по этому поводу замечает: "получается так, что в Казахстане в ряд диаспор автоматически включается все неказахское население, в особенности русские, уйгуры, немцы, татары, башкиры и узбеки, предки которых проживали на территории Казахстана веками" (Masanov 2002: part 3: 9). В этом отношении "...этнические меньшинства Казахстана, включая русских, проживают в стране как гости и, стало быть, должны жить, применяясь к правилам своих (казахских) хозяев" (Fierman 2005: 396).

Таким образом, казахстанское правительство, подчеркивая полиэтничный состав населения, одновременно узаконивает "право" казахов на некоторые привилегии. Ассамблея народа Казахстана, которая в период с 1995 по 2007 г. именовалась Ассамблеей народов Казахстана, казалось бы, и должна быть местом для создания мульти-культурной "национальной" идентичности, общей для всего населения страны2, хотя у некоторых авторов она выступает как место для кооптации элит представителями этнических меньшинств и для манипуляций с интерпретацией национального состава (Oka 2007). Ассамблея заботится о создании казахстанского национализма, но не за счет подчеркивания гражданства, и размывания этнического национализма, а наоборот - она подчеркивает единство "казахстанской нации", исходя из этнического разнообразия страны и беря мультиэтничность лишь в качестве отправного пункта. В этом отношении я использую термин "казахстанизация" для обозначения того вида национализма, который предлагается в официальном дискурсе таких организаций как Ассамблея народа Казахстана3. Таким образом, получается, что "казахизация" и "ка-захстанизация" не противоречат друг другу, а иногда даже оказываются в какой-то сте-

пени взаимодополняющими. Казахстанизация имеет конечной целью казахизирующий мультикультурный национализм, при котором неказахские группы получают право на признание, но в то же самое время должны адаптироваться к новой казахоцентричной элите.

Во всем этом процессе как для политиков, так и для ученых весьма важной оказывается и языковая проблема (Karin, Chebotarev 2002; Kuzhabekova 2003). С одной стороны, следуя за такими авторами как Абрамзон (Abramson 2002), мы должны подчеркнуть, что политика национального размежевания и переписная политика в отношении населения на советских территориях продолжают сказываться на межэтнических отношениях в Центральной Азии и после распада Советского Союза. В качестве титульной национальности казахский народ получил опыт современного государства только в XX в. До этого казахи занимались отгонным скотоводством, практически исчезнувшим после коллективизации. С этой точки зрения, политическая организация казахов в досоветский период не имела отношения к моделям, основанным на суверенности в границах фиксированной территории. В этом смысле, казахский досоветский национализм сложнее интерпретировать в терминах воображаемого сообщества как у Андерсона (Anderson 1999 [1983]). Тем не менее, противостояние российской имперской власти в первые десятилетия XX в. и постоянная критика и жалобы в адр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком