научная статья по теме КИБУЦ УМЕР, ДА ЗДРАВСТВУЕТ КИБУЦ! Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «КИБУЦ УМЕР, ДА ЗДРАВСТВУЕТ КИБУЦ!»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2009, № 12, с. 113-120

КИБУЦ УМЕР, ДА ЗДРАВСТВУЕТ КИБУЦ!

© 2009 г.

Б.И. ДУБСОН. Кибуцы. Путешествие в светлое будущее и обратно. Москва, Крафт+, 2008, 326 с.

Этот парафраз широко известной во времена французской монархии формулы "король умер, да здравствует король!" автор рецензируемой книги использовал для диагноза нынешнего противоречивого состояния кибуцного движения в Израиле. При всей парадоксальности этого утверждения оно имеет право на существование, ибо соответствует стилистике работы, написанной в жанре научной публицистики. Исследователь наряду с академическими изданиями широко использует израильскую периодику - газеты и журналы, что позволяет развернуть широкую панораму истории и современного состояния кибуцев. С авторской оценкой ситуации в кибуцном движении можно соглашаться или спорить, но читателю не с чем сравнивать выводы ученого - информация о ки-буцах на русском языке крайне скудна.

Между тем кибуцное движение сыграло огромную роль как в создании, так и дальнейшем становлении Израиля, а кибуц, как понятие, на протяжении многих лет был своего рода символом страны, в которой евреи воссоздали свое национальное государство. В будущем году кибуцное движение отмечает столетний юбилей. Неудивительно, что к судьбе данного социально-экономического феномена проявляли интерес ученые различных дисциплин - от этнографов и историков до социологов и экономистов. Однако в СССР о кибуцах предпочитали не упоминать, поскольку, как отмечает автор, любые модели социалистического хозяйствования, помимо существующих в странах советского блока, рассматривались как своего рода еретический отход от единственно верной "научной" концепции, реализованной в СССР и странах народной демократии (с. 4). Но кибуцы продолжают существовать вопреки теоретическим догматам как адептов, так и противников социализма. И все же имеет смысл напомнить об обстоятельствах возникновения кибуцев и сути этого социального феномена.

Первая сельскохозяйственная коммуна в Палестине была создана молодыми выходцами из России в начале прошлого века. У первопроходцев быстро появились последователи, и уже к началу Первой мировой войны в Палестине сотни еврейских юношей и девушек осушали болота, собирали камни и осваивали целину на землях, выкупленных у арабов. Организация коммун, которые стали называть кибуцами, превратилась в один из основных инструментов поселенческой политики Всемирной сионистской организации в Палестине. Руководство сионистского движения сумело оценить потенциал кибуцного движения для достижения стратегических целей сионизма. "Вряд ли можно найти в истории, - отмечает автор, - еще один прецедент столь безоговорочной поддержки социалистических инициатив буржуазным по сути движением, как содействие Всемирной Сионистской организации созданию кибуцев в Палестине" (с. 277).

Необходимо подчеркнуть, что изначально социальная организация кибуцев формировалась на коммунистических принципах полного равенства коммунаров как в сфере производства, так и в потреблении. Любой труд в коммуне признавался равноценным, предусматривалась постоянная смена видов деятельности. В решении принципиальных вопросов участвовали все члены коллектива на общих собраниях раз в неделю. Повседневной деятельностью руководил секретариат, включая секретаря кибуца (в его функции входило решение административных вопросов и личных проблем кибуцников), координатора хозяйства, казначея, эконома и координатора по труду. Эти должности члены кибуца занимали поочередно. Значительное место в жизни коммуны уделялось равенству полов. В кибуцной идеологии признавалось существование только биологического императива - мужчины не могли заменить женщин в рождении детей, во всем остальном предполагалась взаимозаменяемость мужчин и женщин.

В соответствии с этими взглядами в кибуцах была создана система дошкольного воспитания и обучения в школе - дети находились под присмотром воспитателей, они ели и спали в детских учреждениях и виделись с родителями только вечером. Обеспечение всеми потребительскими благами, включая питание в столовой, одежду, обувь и т.д., было бесплатным, как и медицинское обслуживание, образование и прочие коммунальные и общественные услуги. Дома и квартиры, строившиеся в поселениях, принадлежали ки-буцам и также предоставлялись в бесплатное пользование семьям кибуцников. Но нужно принять во внимание, что в первые десятилетия существования кибуцев они были крайне бедны. По мнению автора, именно бедность была залогом относительной стабильности эгалитарной организации кибуцев. Кибуцный аскетизм был обусловлен не только объективными обстоятельствами, он являлся частью мировоззрения кибуц-ников, считавших, что духовное возрождение несовместимо с приобретательством и стремлением к комфорту (с. 18). В этом контексте совершенно очевидна духовная близость юных коммунаров в Палестине с их ровесниками в далекой России в тот же исторический период. Вместе с тем существенны и различия между энтузиастами России, которые в полном соответствии с "Интернационалом" до основания разрушили прежний мир, чтобы построить на его месте новый, и создателями первых кибуцев в Палестине, начинавшим с нуля, - разрушать им было нечего, фактически не было ни капитализма, ни собственной буржуазии, ни государства. Неудивительно, что идеология первопроходцев в Палестине представляла сплав идей национального возрождения и социального освобождения.

Как показало дальнейшее развитие кибуцно-го движения во времена Британского Мандата, иначе говоря, в "догосударственный" период, оно больше преуспело в решении национальных задач, чем в создании предпосылок для превращения будущего государства в социалистическую республику. Без активной колонизации земель на территории Палестины, там, где практически до появления кибуцев не было еврейского населения, Израиль вряд ли имел бы свои нынешние границы. Кибуцному движению Израиль обязан созданием эффективного механизма организации нелегальной иммиграции во времена Британского мандата и созданием отрядов самообороны, ставших основой будущей армии страны. Наконец, кибуцы внесли заметный вклад в победу Израиля в войне за независимость в 1948 г. Ряд ведущих военных Израиля были кибуцниками, в их числе

Моше Даян, Игаль Алон, бывший премьер-министр и нынешний министр обороны Эхуд Барак. Намного скромнее были успехи кибуцного движения в распространении своего опыта, если так можно выразиться, "строительства социализма снизу". Как отмечает автор, первопроходцам наверняка хотелось, чтобы их примеру последовали все евреи, возвращающиеся на землю предков. Но преобладающая часть иммигрантов предпочитала селиться в городах и заниматься привычными занятиями. Так что социализм "кибуцного образца" оказался пригоден только для внутреннего потребления в самих кибуцах (с. 19).

И в плане экономического развития достижения кибуцев в первые десятилетия были достаточно скромными. Им удалось в основном решить проблему самообеспечения продуктами питания, переселить своих членов из палаток в убогое постоянное жилье, создать зачатки общей хозяйственной инфраструктуры, обслуживающей все кибуцы. Однако до появления солидных излишков продукции для реализации их на рынке было еще далеко. Вряд ли можно было ожидать от кибуцев большего, поскольку не хватало квалифицированных кадров, сельскохозяйственной техники и, самое главное, земельных угодий.

С провозглашением независимости ситуация коренным образом изменилась. Израиль национализировал все земли, формально находившиеся до этого под контролем британских властей, и конфисковал значительную часть земель, принадлежавших палестинских арабам. На первый взгляд можно упрекнуть автора, ибо он ограничился лишь констатацией этого факта, не коснувшись его последствий для углубления арабо-ев-рейского конфликта. Но любое более подробное рассмотрение этого вопроса было чревато уходом от главной темы работы - истории и нынешнего состояния кибуцного движения. Что касается земельного вопроса, то он безусловно заслуживает отдельного большого исследования.

Первое десятилетие истории Израиля было периодом наиболее бурного роста кибуцного движения по всем параметрам - числу новых кибуцев, росту населения в кибуцных поселках, увеличению объемов производства. Кибуцы внесли весомый вклад в решение продовольственной проблемы, возникшей в первые годы существования нового государства в связи с ростом еврейского населения в три раза - с 0.5 до 1.5 млн. человек. В стране была введена карточная система на основные продукты питания, затем рационирование было распространено на другие товары первой необходимости. Проблема товарного дефицита

была решена в считанные годы благодаря бурному росту сельского хозяйства: всего за десять лет после создания государства производство молока, яиц, картофеля увеличилось почти в 4 раза, куриного мяса более чем в 9 раз, говядины в 12.5 раз (с. 52). Карточная система в 1959 г. была свернута, жизненный уровень заметно вырос, как в стране в целом, так и в кибуцах.

Однако автор отмечает, что "уже к началу 60-х годов кибуцное движение исчерпало свою роль в сионистском проекте создания и укрепления еврейского государства - стране больше не требовался авангард, определяющий направление движения на пути экономического и социального прогресса" (с. 61). Собственно говоря, лишь само кибуцное движение считало себя авангардом общества и искренне полагало, что его заслуги в создании государства дают основания определять идейные ценности не только в рамках самого движения, но и активно влиять на определение общего курса развития государства. У лидера рабочей партии МАПАЙ, премьер-министра Д. Бен-Гуриона, на этот счет было другое мнение. Его партия, как отмечается в книге, отнюдь не собиралась превращать Израиль в кибуцную республику и уж тем более копировать советскую модель социализма (с. 46). В ряде выступлений Бен-Гурион дал понять, что кибуцы должны заниматься решением национальных задач, которые определяет политическое руководство страны. Образно говоря, мавру указали его место. И все же ки

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком