научная статья по теме КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ»

Копылов А.Н., магистр Института философии, теологии и истории святого Фомы

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Рядовому жителю России просветители славян, братья Кирилл и Мефодий, известны прежде всего, как создатели древнерусской азбуки и как святые Русской Православной Церкви (РПЦ). Далеко не все наши соотечественники в курсе, что солунские братья причислены к лику святых не только в РПЦ, но так же и в Римско-Католической Церкви (РКЦ), которая считает их, ни много ни мало, покровителями Европы. Несмотря на своё греческое происхождение, оба брата были теснейшим образом связаны с Церковью Запада. Впрочем, ничего

удивительного в этом историческом факте нет, так как до церковного Раскола 1054 года оставалось ещё около двух столетий и Католическая Церковь составляла в это время с Православной Церковью ещё единое целое. Однако, в современных православных источниках о сотруд-сотрудничестве Кирилла и Мефодия с Папским Престолом обычно сообщается крайне скупо, однобоко или, часто случается, что данный факт и вовсе обходится стороной. Здесь же, на этих страницах, я бы хотел восстановить историческую справедливость и рассказать российскому читателю о контактах святых братьев с Римом.

Кирилл и Мефодий были родом из византийского города Фессалоники (славянск. Солунь, совр. Солоники, Греция). Мефодий (в миру Михаил) родился в 815 году, его младший брат Кирилл (в миру - Константин Философ) появился на свет в 827 году. Их отца звали Лев, он служил друнгарием (т.е. был офицером при военном и гражданском губернаторе) военно-административного округа Фессалоники. Помимо Константина и Михаила у Льва было ещё пять сыновей.

Согласно мнению большинства исследователей, братья по национальности были греками, однако существуют и альтернативные версии на сей счёт. Так русский учёный М.П. Погодин, основываясь на том, что Кирилл с Мефодием прекрасно владели славянским языком, выдвинул гипотезу их славянского происхождения. Погодина поддержал чешский историк К. Ире-чек. Их коллега, В. Погорелов настаивал на том, что братья плохо владели греческим языком и считал это обстоятельство ещё одним веским доводом в пользу славянских корней просветителей. Тем не менее факт хорошего (или, наоборот, плохого) знания того или иного языка не может являться доказательством в вопросе этнической идентификации индивидуума. Так известно, что гений русской литературы А. С. Пушкин, в детстве на французском языке изъяснялся намного лучше, чем на русском! Из этого же мы не делаем вывода, что Пушкин был французом (хотя в Лицее у него было даже прозвище «француз»)!

После смерти своего отца, Кирилл отправился в главный город Византии - Константинополь, где надеялся получить приличное образование. Ему удалось осуществить свою мечту. Среди учителей Константина Философа были такие видные деятели его эпохи, как епископ Фессалоник Лев Математик (790-869), будущий патриарх Константинопольский Фотий I (820896) и другие учёные мужи. Кирилл изучал философию, диалектику, геометрию, арифметику, риторику, астрономию, и так же обучался разным языкам. Житие Св. Кирилла свидетельствует, что он прекрасно владел греческим, славянским, латинским языками, а так же мог переводить с иврита и арабского.

В столице Константин Философ был рукоположен в дьяконский сан и назначен библиотекарем (по другим сведениям - главой патриаршей канцелярии у патриарха Игнатия Константинопольского). На какое-то время он уединяется в стенах монастыря на Босфоре, но в скором времени его возвращают в Константинополь, где молодой учёный стал преподавать философию (там за ним и закрепилось прозвище «Философ»). «Мудрость и сила веры ещё совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами, где так же одержал победу» - сообщает нам «Житие Мефодия и Кирилла, учителей Словенских».

В начале 850 годов Константин принял участие в византийском посольстве в Арабский халифат, где ему довелось вести диспуты со многими знаменитыми арабскими учеными.

Чем же всё это время был занят брат Константина - Мефодий? Его житие повествует нам следующее: «Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нём, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество (Славинию), бывшее под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию, - утверждает автор жития, - и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагать свою волю к отречению от всего

земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушёл в монахи на гору Олимп» («Житие Святого Мефодия»). Безусловно, не является тайной, что авторы житий весьма часто приукрашали свои произведения, выдумывали различные перипетии, чтобы представить читателю героя с наиболее выгодной для того стороны. К слову, древнейший дошедший до нас список жития Св. Мефодия датируется XII веком (для сравнения: самое раннее жизнеописание его брата Константина относится только к XV веку), при этом анализ текста показывает, что писался легший в основу списка подлинник в конце IX - начале X вв., таким образом, оригинал жития начертал, возможно, непосредственно кто-нибудь из учеников святого. Кроме всего прочего, мы располагаем так же житиями других святых, -Климента и Наума Охридских, - датируемых началом X века, в которых содержатся важные сведения о деятельности солунских братьев.

Так чем же занимался Мефодий в это время на самом деле? Документальные источники нам сообщают, что он проживал в области, располагавшейся на реке Стримон (недалеко от Фессалоник), населённой преимущественно славянами. После оставления служебных обязанностей он удаляется в сане архиепископа в монастырь на гору Олимп. Однако в 860-е годы Мефодий неожиданно отказывается от сана и начинает исполнять обязанности настоятеля другого монастыря, который находился около города Кизика, на берегу Мраморного моря.

Между тем, в связи с разразившемся в 856 году в Константинополе политическим кризисом, Константин покидает столицу и находит пристанище в монастыре, где находился в это же время его брат Мефодий. Родственники, наконец, встретились после долгой разлуки. В монастыре вокруг братьев сформировалась группа единомышленников. По некоторым данным, именно здесь их впервые посетила мысль о создании славянской азбуки.

Покинув стены монастыря, братья ненадолго остановились в Константинополе, затем двинулись с просветительской миссией к хазарам. Согласно преданию, данное посольство было направлено в Хазарский каганат в ответ на просьбу кагана, обещавшего принять христианство в случае, если его убедят в истинности учения Иисуса Христа. До прибытия к ним братьев, религиозные верования хазар состояли, главным образом, из общетюркских языческих ритуалов, характерными особенностями которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана.

По пути к хазарам посольство сделало продолжительную остановку в Херсонесе (старославянское название этого места - Корсунь, в настоящее время город пребывает в руинах, относится к черте современного Севастополя). В течение проведённой в Херсонесе зимы, Константин изучил еврейский язык, а так же ему удалось совершить важную находку: он обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные загадочными «русьскими» письменами. Впрочем, подавляющее большинство исследователей склонны считать, что в текст жития святого вкралась описка переписчика и вместо «русьские» письмена следует читать «сурьские», то есть сирийские - арамейские.

Кроме всего прочего, Константину удалось чудесным образом обрести мощи Св. Климента. Этот святой равнопочитаем как на Западе, так и на Востоке: в Православной Церкви его память приходится на 25 ноября, в Католической - на 23 ноября. Стоит сказать об этом святом муже несколько слов отдельно: Св. Климент (ум. в 97 или 101 гг.) жил в годы правления римского императора Траяна (98-117), который вошёл в историю жестокими гонениями на христиан. Климент прославился многочисленными чудесами и благодеяниями, которые совершил по милости Божьей при жизни. Кроме того, он обратил великое множество людей ко Христу. По приказу Траяна был схвачен и поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы. Он выбрал второй вариант и был сослан на каторгу. Местом отбывания наказания явились каменоломни крымского города Херсонеса. Папа Климент (до ссылки он занимал должность епископа города Рима, был Римским Папой) встретил в изгнании много товарищей по несчастью и своих единомышленников - христиан. Он трудился наравне со всеми, не отлынивая от тяжкой работы. Параллельно вёл

проповедь и обращал в христианскую веру местных жителей - язычников. Император Траян, узнав о миссионерской деятельности осуждённого, приказал его утопить, что и было исполнено. Климента бросили в море, повесив ему тяжёлый якорь на шею. Константин обрёл мощи святого в 861 году. Святыня была позже преподнесена им в дар Папе Адриану II. Мощи Св. Климента покоятся в Риме и по сей день.

Прибыв после долгого своего путешествия в стан к хазарам, согласно житию, у Константина Философа состоялся богословский диспут с проживавшими там иудеями и мусульманами. О своих дебатах с иноверцами Константин впоследствии составил отчёт, который его брат, Мефодий, перевёл затем на славянский язык. Так же фрагменты этого диспута вошли в текст жития святого. О содержании полемики известно, в первую очередь, то, что Константин, среди прочего, указывал своим оппонентам не только на преемственность обоих Заветов Библии (Ветхого и Нового), но и на последовательные этапы Откровения в рамках Ветхого завета. «Авраам, - говорил Константин, - соблюдал обряд обрезания, хотя оно не было заповедано Ною, в то же время он не мог исполнять законы Моисея, ибо их ещё не существовало. Точно так же христиане приняли Новый завет Божий,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком