научная статья по теме КИТАЙ БУДДИЙСКИЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КИТАЙ БУДДИЙСКИЙ»

КИТАИ БУДДИИСКИИ Доктор исторических наук

Сянган (Гонконг) - южные ворота Китая, в известном смысле визитная карточка страны тоже. Китай - страна, где сильно влияние буддизма, о чем наглядно свидетельствует гигантская статуя Будды, что высится на живописном острове Ланьтоу на юго-западе Сянгана.

Воздвигнутая в 1993 г., эта статуя высотой 34 метра - самое большое в мире изваяние сидящего на открытом воздухе Шакья-Муни. Будда восседает на лотосовом престоле, что на вершине алтаря из трех платформ. Он окружен восемью бронзовыми статуями, представляющими богов - бессмертных.

В отличие от большинства статуй Будды, которые обращены лицом к югу, этот Будда смотрит на север, в направлении китайского материка. Статуя носит название Тяньтанский Будда, так как его пьедестал скопирован с алтаря Тяньтана, храма Неба в Пекине.

ВЗГЛЯД С ПАГОДЫ БАЙТА

Белая громада Байта (Белая пагода) высоко взметнулась над Пекином. Древняя постройка, что стоит на берегу озера Бэйхай (Северное море), уже не одно столетие наглядно свидетельствует, сколь тверды устои буддизма на китайской земле.

- Пекин, - говорит мой давний знакомец, - буддийский город. Посмотрите, сколько вокруг буддийской символики. Да вон, - показывает рукой на проезжающую машину, - на ней буддийское колесо (с семью ступицами. - В.К.).

Возле пагоды всегда людно. Внешне Байта впечатляет своими размерами. Нужно высоко задирать голову, чтобы разглядеть ее наверняка. За стенами пагоды -сложный мир буддийской духовности и практики. Он открывается, если пройти узкими переходами по внутренним залам пагоды, сверху до основания. На каждом ярусе представлена определенная тематика: хронологические таблицы, заповеди, практика. Бесстрастно величаво восседает каменное изваяние божества - мужчины, оно словно не видит и не ощущает плотно прильнувшей к нему

Тяньтанский Будда в Сянгане.

божественной женщины. В этой безмолвной сцене нашел наглядное отражение эзотерический дух буддизма. Мысли и слова наставников материализовались в паре величественных изваяний.

Эта пагода в центре Пекина как бы символизирует победное продвижение буддизма в Китае. Условно говоря, это своего рода монумент триумфа буддизма - религии, пришедшей в Китай из Индии. Исконный властитель душ китайцев Конфуций не может сравниться с Буддой по части выражения всеобщего почитания. Да это и понятно, ведь, в отличие от Будды, Конфуций - не основоположник религии. Он вещественно, в виде памятников и скульптур, не очень-то напоминает о себе. Изваяние Конфуция можно, к примеру, увидеть в историческом комплексе Гоцзыц-зянь, что, видимо, в силу стечения обстоятельств располагается неподалеку от буддийского ламаистского храма Юнхэгун.

Еще задолго до того, как Байта взметнулась над Пекином, демонстрируя утверждение здесь культа Будды, свое распространение в окрестных землях буддизм отметил монастырем Хунлюсы (храм

Красной улитки). Его отделяет от Пекина немалое расстояние -почти 50 км, но оно не удерживает людей от посещения этого памятного места.

На поросшем деревьями и кустарниками склоне волею безвестных ваятелей разместились ученики Будды, те, кто деяниями и словом проповедовал его заповеди. С виду все они одинаковы -однотонно синевато-серого цвета. Так скульптор передал пребывание их в ином, неземном мире. Их плоть безжизненна, не зная согревающих тело солнечных лучей. Но складывается впечатление, что видишь конкретных людей, со своим характером, со своим отношением к окружающему миру, людям. Этот вот являет желание врачевать недуги, другой - протягивает кошель и готов поделиться с ближним своим состоянием, третий - целиком погрузился в думы, ища ответа на жизненные вопросы. И каждый индивидуален выражением лица, манерой держаться. Так и подмывает подойти и потрогать, но что-то удерживает. Такая фамильярность (словно кто-то подсказывает) неуместна. Не дело выказывать праздное любопытство, когда помыслы этих мудрецов сосредоточены на постижении смысла жизни.

Недвижные взгляды изваяний и не слышные для ушей возгласы создают целую гамму впечатлений, которые не исчезают, когда все эти фигуры уже остаются позади. И чем дальше уходишь от склона, тем сильнее ожидание увидеть что-то. И действительно: то, что открывается взору, неумолимо его приковывает.

Присутствие недвижных и безгласных изваяний чувствуешь за спиной, хотя уже их не видно. И ощущение усиливается, когда взгляд влечет к себе необычайно чистая, словно хрусталь, вода в одном из водоемов, где плавает лотос, напоминая о незамутнен-ности скверной сознания, к чему должен неизменно стремиться каждый человек.

Когда на сидевшего под деревом бодхи Шакья-Муни, будущего Будду, снизошло озарение относительно смысла жизни, его сознанием овладело сострадание к

У входа в храм Красной улитки в монастыре Хунлюсы.

собратьям. Он увидел их, гласит традиция, подобными стеблям и бутонам лотоса в озере. Некоторые были погружены в грязь, другие выходили из нее или только что появились на поверхности воды, а иные лишь начинали цвести. Видя это, Шакья-Муни решил побудить их всех расцвести и дать плоды. Иными словами, он проникся убежденностью относительно возможности расширения общения постигших истину (татхагата) на все чувствующие существа, которые в свою очередь в будущем должны стать «татхагата». Вся земная суетность, низменные и греховные помыслы -все это грязь обыденного существования, но и она преодолима, если человек полон решимости к духовному совершенствованию, которое повелело ему легче переносить бытовые тяготы повседневной жизни.

Нет такого буддийского храма и монастыря в Китае, где бы в разной воде не рос лотос. И его цветок, белый или розовый, на поверхности мутной или темной от грязи воды привлекает внимание даже равнодушного к образчикам царства флоры. Именно из-за цветовой контрастности бросаются в глаза муть и свето-зарность. Поражает контрастность исходного и производного.

А пруд в Хунлюсы поражает именно своей необычностью: хрустально-прозрачная вода и в ней

девственной чистоты цветок. Такого не доводилось видеть ни в одном из буддийских храмов Пекина и других городов, где удалось побывать - Сиани, Аньшани, Куньмина, Фучжоу, Шанхая, Гуанчжоу...

СИМВОЛ ЧИСТОТЫ И СОВЕРШЕНСТВА

Вид лотоса вновь вызывает в памяти недвижные и безгласные изваяния учеников Будды, что остались на склоне холма. Своим видом лотос вновь вызывает их всех перед мысленным взором. Это не просто цветок, но олицетворение житейской философии великого вероучителя, в нем -квинтэссенция буддийского миропонимания. Лотос, с точки зре-

Фоята - пагода Зуба Будды.

ния буддийского восприятия сущего, символ чистоты и совершенства, так как он вырастает из грязи, но не загрязняется, точно так же, как Будда рожден в миру, но живет над ним. И потому, что его плоды, говорят, вызревают, когда цветок расцветает, так же как истина, проповедуемая Буддой, тотчас несет плод просвещенности.

Ученики Будды собраны на склоне холма возле построек Хунлюсы, это рукотворное произведение. Но в горах Сишань в окрестностях Пекина есть и частица, как считают, самого Будды. Это его зуб. По своим размерам здание пагоды, в котором он заключен, несоизмеримо с кусочком кости. И это величие сооружения, возведенного для хранения зуба, - наглядное свидетельство почитания памяти великого вероучителя. Среди тех, кто поднимается по ребристому склону, ведущему к подножию Фояты (пагода Зуба Будды), есть и такие, что сидят в инвалидных колясках. Нет слов, чтобы передать те чувства, которые читаются на лицах увечных. Очевидно одно: они счастливы, что приближаются к святыне. В стремлении уберечь ее от разрушительного воздействия времени и стихии безвестные люди укрыли ее в величественной постройке. Руками бессчетных строителей пагода взметнулась на высоту, недосягаемую для деревьев, призывая людей к постижению высокого духовного совершенства, пример чему подал Шакья-Муни Будда.

Об основах его учения рассказывается в книгах, выставленных на стеллажах в лавке при храме. Те, кто предпочитает живое слово, слушают беседы монахини из местной обители.

Храм Гуанцзисы по своей иерархической значимости первенствует не только в Пекине, но и во всей стране. Здесь размещается Китайское буддийское общество (КБО). В его ведении вся жизнь буддистов Китая.

Традиционные львы у ворот храма, опоясанного красной стеной, кажутся более внушительными, чем где-либо доводилось их встречать. Они отнюдь не редкость: их можно увидеть у входа в гостиницу или офис. Здесь же цари зверей всем своим видом словно говорят, что стерегут чинный распорядок за стенами храма. Ведь это не просто культовое уч-

реждение, но центр по руководству многосторонней жизнью китайской сангхи - буддийской общины. Здесь, в Гуанцзисы, проводятся важные религиозные мероприятия, торжества по случаю памятных событий. Здесь принимают зарубежных гостей, делегации иноземных единоверцев.

В приемной для гостей за традиционной чашкой зеленого чая ведем беседу с ответственными функционерами КБО.

- Основная задача нашей организации, - отвечают на вопрос хозяева, - в том, чтобы верующие в повседневной жизни неукоснительно соблюдали принцип «ай го, ай цзяо», т.е. «любить свое государство, любить свою религию». Иными словами, быть патриотами, быть преданными изначальным заповедям веры, не воспринимать ересь.

Последнее, укажем со своей стороны, проявляется в появлении сектантства. Одной из самых многочисленных и влиятельных сект буддийского толка явилась «Фалуньгун». В деятельности этой секты принимали участие сотни тысяч людей, среди них государственные и партийные чиновники высокого ранга. А основатель секты жил за границей. ЦК КПК счел, что «Фалуньгун» превращается в силу, подрывающую авторитет партии, и запретил эту организацию. Многие члены секты были арестованы. Как и власть, секту осудило КБО. Оно последовательно заботится об идейном уровне не только нынешних, но и будущих духовных пастырей. В уведомлении о приеме учащихся в Китайскую духовную академию (на 2007 г.) назывались требования, которым должны отвечать поступающие. Первым было: «любить государство, любить религию».

УВАЖАТЬ РУКОВ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком