научная статья по теме КИТАЙ - ИНДИЯ: НА ПУТЯХ КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КИТАЙ - ИНДИЯ: НА ПУТЯХ КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА

КИТАИ - ИНДИЯ:

НА ПУТЯХ КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ

Развивающиеся страны, к которым причисляют себя Китай и Индия, по многим показателям сходны не только экономически, по уровню своего развития, но и в известном смысле имеют идеологическую общность. Она проистекает от общей духовной традиции, а именно буддийской. Пришедший из Индии буддизм духовно оплодотворил китайскую культуру. Учение Будды выступает и в наши дни связующим звеном для культурного общения двух азиатских государств.

Шакья-Муни Будда изначально явился властителем душ азиатов, его заповеди владели умами жителей Азии намного раньше, чем определенная часть мыслящих азиатов восприняла учение Маркса. Последний был европейцем, и за ним, для обыденного сознания азиатов, стояла Европа. Она предстает в глазах народов Азии не столько как носительница более передовой цивилизации, но, прежде всего, как олицетворение гнета империализма и колониализма.

Политическая культура Запада в целом неприемлема для Востока, провозглашал Сунь Ятсен. В своей речи (28 ноября 1924 г.) он говорил: «Британия, Америка и другие страны сильны в макиавеллизме, восточные народы не имеют позыва к такой политике... Азиатская культура превосходит культуру Запада»1.

В борьбе с империализмом и колониализмом Индия и Китай обрели национальную независимость и свободу от западного культуртрегерства. Буддизм, как порождение азиатской цивилизации, ближе менталитету обыденных азиатов именно в силу своего, «туземного» происхождения.

Партийно-государственное руководство КНР представляет буддизм как

В.С. КУЗНЕЦОВ

Доктор исторических наук

своего рода духовно-идеологическую основу для развития отношений между народами Китая и Индии. За последние годы наблюдается расширение разносторонних связей между КНР и Индией в сфере культурного общения. Это происходит благодаря целенаправленным усилиям официального руководства обеих стран. Во время встречи с премьер-министром Индии Манмо-ханом Сингхом (апрель 2005 г.) премьер КНР Вэнь Цзябао выдвинул программу по развитию китайско-индийских отношений. В частности, предусматривалось расширять культурные связи, делать более частыми контакты между людьми. Инициатива опо-

Во время встречи с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом в 2005 г. премьер КНР Вэнь Цзябао (на снимке - справа) выдвинул программу по развитию китайско-индийских отношений, в том числе в религиозно-духовной сфере, в области контактов по буддийской линии.

средовалась, прежде всего, в религиозно-духовной сфере, в области контактов по буддийской линии. В сентябре 2006 г. делегация религиозных деятелей Индии посетила Китай.

МОНАХ-ПОДВИЖНИК

Выступая перед индийскими гостями, зампредседателя Китайского буддийского общества (КБО) Сюе Чэн акцентировал общее тяготение уроженцев Китая и Индии к распространению буддизма в Поднебесной. В течение двух тысячелетий китайские монахи непрерывно ходили на Запад за каноном, индийские монахи приходили с Востока распространять буддийское учение. Те и другие внесли вклад в развитие взаимопонимания между буддистами и народами двух стран. Говоря иными словами, на почве буддизма сходились азиатский Запад с азиатским Востоком, взаимодействовали разные цивилизации, китайская и индийская.

Пример тому - подвижничество китайского монаха Сюань Цза-на (Чжуана). Во времена династии Тан (618-907 гг.) он отправился в Индию, в монастырь На-ланда - и провел там 10 лет. В своем получившем известность сочинении «Дай Тан Сиюй цзи»2 («Записки о путешествии на Запад в эпоху династии Великая Тан») Сюань Цзан запечатлел все, что видел и слышал в Индии. Это произведение в оценке Сюе Чэна -квинтэссенция культурных связей Индии и Китая.

Чтя память великого Сюань Цзана, напомнил Сюе Чэн, руководители Китая и Индии Чжоу Эньлай и Джавахарлал Неру в свое время инициировали восстановление в монастыре Наланда учебного помещения, где занимался Сюань Цзан.

Считая важными дружеские связи Китая с Индией, правительство КНР в 2005 г. решило начать реконструкцию мемориального зала Сюань Цзана в индийском штате Бихар, где в течение более 50 последних лет не проводилось никаких работ. Завершение реконструкции этого памятника в 2006 г. продемонстрировало непреходящую значимость культурного общения стран-соседей с различной государственной идеологией. Не случайно именно открытие мемориала в честь буддийского монаха министр иностранных дел КНР Ли Чжаосин обозначил как отправной пункт дальнейшего развития китайско-индийских отношений: «Давайте начнем с этого прекрасного примера!»3

ГОЛУБОГЛАЗЫЙ БРАМИН

В свою очередь, на китайской земле, на территории монастыря Белой лошади (Баймасы) в Лоя-не скоро появится усыпальница в индийском стиле. Решение о ее возведении было принято во время визита в Китай индийского премьер-министра Атал Бихари Ваджпаи в 2003 г.

Гробница имитирует буддийскую пагоду, древнюю ступу Сан-чи в Центральной Индии, которую ООН объявила одним из памятников мирового культурного наследия.

Выступая в Наланде на инаугурации мемориала Сюань Цзана

«Квинтэссенцией культурных связей Индии и Китая» называют китайского буддийского монаха-подвижника Сюань Цзана (Чжуана), который в VII в. провел 10 лет в монастыре Наланда в Индии. В 2006 г. был открыт реконструированный с помощью КНР мемориальный зал в его честь.

и поименно перечисляя буддийских монахов, распространявших буддизм в Китае, зампредседателя КБО Сюе Чэн назвал Дамо (Бод-хидхарма, предполагается, что он прибыл в Китай в конце V - начале VI вв.).

Позднее его имя многократно звучало в Китае. В октябре 2008 г. в Нанкине состоялся симпозиум, посвященный культурно-просветительской деятельности Дамо. Он стоял у истоков школы кунфу (боевые искусства), благодаря которой монастырь Шаолинь ныне известен во всем мире. Монастырь Шаолинь - место рождения новой школы буддизма - секты чань. Ее основателем явился Дамо. Он разработал особый комплекс упражнений в целях восстановления жизненной активности, предписал шаолиньским монахам сочетать практику созерцания «сидя молча» с физическими упражнениями. После этого комплекс упражнений Дамо постепенно превратился в шаолиньское ушу.

В Нанкине стараниями Дамо был воздвигнут храм Диншанься. До наших дней в окрестностях Нанкина сохранились свидетельства пребывания Дамо: «Скала Дамо», «Камень отдыха», «Ключ», «Стела перехода через реку».

Во дворе монастыря в окрестностях г. Фучжоу мне довелось видеть изваяние Дамо. Он сидел за стеклом деревянной будочки с надписью вверху «Дамо». Золотыми пятнышками проступали брови, усы, борода. Золотой цвет волос напоминал о его арийском происхождении. При жизни его звали «голубоглазым брамином». Сейчас в темных провалах глазниц не различить цвет глаз.

Вспоминается легенда, связанная с Дамо. Позывы ко сну, как говорят, мешали ему медитировать, сколько хотелось. И тогда он отрезал веки, которые нагоняли дрему, и бросил их на землю. Из век патриарха вырос чайный куст.

ПАЛОМНИКИ ИЗ КИТАЯ

Ныне, как и многие века назад, китайские монахи совершают паломничество в Индию. Какой она видится им сейчас?

Обратимся к опубликованным в «Фа инь»* впечатлениям преподобного Шэн Кая, совершившего паломничество в Ин-

* Ежемесячник «Фа инь» («Глас дхармы») - орган КБО.

дию в январе-феврале 2007 г. Репортаж показателен с точки зрения направленности и оценок.

Индия, предуведомляет с первых же строк Шэн Кай, - это государство, культура которого насчитывает несколько тысячелетий, с быстро развивающейся современной экономикой4. Автор напоминает китайским читателям об общности исторических судеб народов Китая и Индии: они достигли независимости в борьбе с империализмом. Шэн Кай отдает должное самопожертвованию индийского народа в борьбе за национальную независимость, высоко отзывается о вожаках национально-освободительного движения. Среди достопримечательностей Дели Шэн Кай в первую очередь называет памятник с высеченными именами 90 тыс. индийских солдат. Они погибли в Первую мировую войну, уйдя на фронт по приказу британских властей. Эти индийские бойцы сражались на стороне Британии в надежде на то, что своим участием помогут Индии обрести независимость. Но чаяния народа Индии не сбылись, и движение за национальную независимость возглавил «мудрец-герой» Ганди5.

На китайского монаха большое впечатление произвело посещение государственного музея в Дели. Здесь представлена богатейшая коллекция раритетов, иллюстрирующих развитие индийской культуры на протяжении тысяч лет, а также выставка, посвященная религиям: буддизму, индуизму, исламу и другим. Необычайным богатством экспонатов, акцентирует автор, отличается выставка, повествующая о развитии буддизма.

«Индия - такое государство, где в повседневной жизни уважают религиозные верования. Здесь в целом богатая религиозная традиция», - обобщает Шэн Кай. Для китайского буддиста -факт принципиальной значимости. Ведь в 60-е гг. ХХ в., когда китайско-индийские отношения были напряженными, премьер Чжоу Эньлай на международном форуме буддистов не назвал Индию в числе стран с буддийской традицией. А сейчас отношения нормализованы, и это открыло путь к культурному общению, которое не имеет государственных границ. «Это - связи сердец», - заключает Шэн Кай.

Связь сердец, укажем от себя, непреходяща. И ее питает не

В 2006 г. после 44-летнего перерыва был открыт горный перевал Нату-Ла (Натхула) в Гималаях, расположенный на индо-китайской границе и соединяющий индийский штат Сикким с Тибетским автономным округом. Помимо возобновления приграничной торговли, перевал сокращает путь при паломничестве к важным буддийским и индуистским святыням региона.

только культурное общение, но и память о совместной борьбе. Это наглядно продемонстрировал председатель КНР Ху Цзиньтао во время посещения Мумбая в 2005 г. Здесь он встретился с сестрой и другими членами семьи доктора Д.Котниса: в годы Второй мировой войны он был в Китае, участвуя в отражении японской агрессии. И прах его навечно остался в китайской земле*.

СВЯЗИ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ

Вклад в развитие межцивили-зационных связей Китая и Индии вносят представители научного мира КНР.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком