научная статья по теме КИТАЙСКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ: ШТРИХИ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ПОРТРЕТУ ВАН СЯОДУНА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КИТАЙСКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ: ШТРИХИ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ ПОРТРЕТУ ВАН СЯОДУНА»

Китайские националисты: штрихи к интеллектуальному портрету Ван Сяодуна

© 2010 А. Габуев

Статья посвящена реконструкции интеллектуальной биографии Ван Сяодуна — наиболее заметного публичного интеллектуала националистического толка в современной КНР, одного из авторов бестселлера ''Китай недоволен''. Прослеживаются основные вехи творчества Вана, особое внимание уделяется периоду 2000-х годов, когда он начинает публиковать значительную часть своих работ в сети и превращает Интернет в основную площадку для продвижения и популяризации своих взглядов. В статье подробно проанализирована выдвинутая Ван Сяодуном программа преобразования Китая в сверхдержаву XXI века за счет превращения национализма в ведущую идеологию.

Ключевые слова: Ван Сяодун, "Китай недоволен", Интернет, программа преобразования Китая, сетевой дневник.

Большой коммерческий успех книги ''Китай недоволен'' (''Чжунго бу гаосин''), сразу после выхода в марте 2009 г. получившей статус ''второго манифеста'' современного китайского национализма после бестселлера 1997 г. ''Китай может сказать нет'' (''Чжунго кэи шо бу''), стал наглядной демонстрацией того, насколько отзывчиво городское население КНР реагирует на националистическую риторику. Уже за первый месяц после появления на книжных прилавках было продано свыше 270 тыс. экз., к концу года разошлось свыше 800 тыс., а в печати и в Интернете развернулась масштабная дискуссия по поводу затронутых в книге проблем и той роли, которую национализм должен играть в современной КНР.

Пять авторов ''Китай недоволен'' быстро превратились в новых героев интеллектуальной жизни страны, которых, как и всяких героев, восхваляют апологеты и поносят критики. Между тем до сих пор фигуры публичных интеллектуалов КНР конца ХХ и начала XXI вв., отстаивающих идеи китайского национализма, редко становились объектом научного описания. В самой КНР до середины 1990-х гг. действовало негласное табу на научное обсуждение проблем национализма, а после снятия этого табу дискуссии китайских ученых отражают не совсем академический интерес к национализму в современной КНР — скорее их

Габуев Александр Тамерланович, аспирант Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: gabuscha@gmail.com. Тел.: 8 (903) 135-15-94.

можно назвать, если воспользоваться терминологией Макса Вебера, "спором о ценностях''. Современные китайские авторы пытаются не столько изучать национализм как интеллектуальное или политическое движение, сколько ответить на вопросы вроде: "Является национализм для Китая злом или благом?''

В англоязычной синологии ситуация выглядит лучше, поскольку в западном китаеведческом сообществе возрождение китайского национализма в 1990-е гг. стало одним из важных направлений изучения социально-политических процессов в КНР. Во многих западных работах излагаются и анализируются некоторые труды современных китайских интеллектуалов-националистов, а также приводятся отрывочные биографические сведения о них. Впрочем, предметом научного описания становились преимущественно работы 1990-х гг. или начала 2000-х гг., когда проявления национализма в КНР были весьма зримыми (начиная от появления "Китай может сказать нет'' вплоть до антизападных демонстраций в 1999 и 2001 гг.). Позднее, в период правления Ху Цзиньтао интерес к этой теме на Западе заметно ослабевает, а потому интеллектуальное творчество китайских националистов в 2000-е гг. остается пока слабо изученным. Это тем более справедливо для российского китаеведения, в котором китайский национализм остается периферийной темой. На эту тему на русском языке опубликована всего одна монография1, где возрождению национализма в дискуссиях китайских интеллектуалов в 1990-х уделена одна короткая глава, а о событиях 2000-х почти не говорится.

В данной работе мы постараемся отчасти восполнить этот пробел, сконцентрировавшись на творчестве одного из авторов книги "Китай недоволен'' и едва ли не самого яркого публичного интеллектуала КНР националистического толка — Ван Сяодуна. Творчеству Вана в 1990-е гг. уделено большое внимание в англоязычной литературе, некоторые авторы даже называют его "крестным отцом'' современного китайского национализма. Между тем отдельных работ, посвященных изучению идей Ван Сяодуна, насколько нам известно, нет, а его творчество 2000-х гг. пока остается вне поля зрения исследователей (за исключением откликов в англоязычной прессе на выход книги "Китай недоволен'').

В первой части работы будут приведены сведения о биографии Ван Сяо-дуна, необходимые для анализа его творчества, а также описано специфическое положение Вана среди китайской публичной интеллигенции как "сетевого публичного интеллектуала''. Вторая часть посвящена изложению доктрины Ван Сяодуна. Ключевым источником стала его книга "Судьбой завещано быть великой страной'' ("Тяньмин со гуй ши даго''), опубликованная в Нанкине в ноябре 2008 г.2 В четырех частях этой книги собраны 58 статей Ван Сяодуна, наиболее полно излагающих его воззрения. Сразу после издания электронные копии разошлись по всему китайскому сегменту сети, а бумажные версии (по свидетельству самого автора) в Пекине было трудно купить уже в начале 2009 г. Между тем, насколько нам известно, "Судьбой завещано...'' еще не становилась предметом научного анализа не только в России, но и за рубежом, поэтому можно сказать, что данный источник вводится в научный оборот впервые.

Кроме того, объектом изучения стали 14 статей, размещенных Ван Ся-одуном в своем блоге на портале www.blog.sina.com начиная с 2003 г. Все эти тексты отмечены общим "тэгом'' (темой, которую формулирует сам автор блога) "национализм''. Мы остановили свой выбор именно на этом материале

в силу нескольких причин. Работы именно с этого из нескольких блогов Ван Сяодуна были отобраны потому, что к моменту написания статьи лишь эта страница велась самим Ваном в еженедельном режиме, а остальные он забросил еще несколько лет назад. Таким образом, именно этот блог является наиболее адекватным отражением взглядов Вана на современном этапе. Во-вторых, в отличие от обычных записей в блоге, данные тексты сам автор объединил единой темой — национализмом. Наконец, тексты оформлены как концептуальные статьи, а не сиюминутные отклики на злобу дня. Необходимо отметить, что некоторые из опубликованных в блоге статей появлялись в периодической печати, а также были включены в книгу ''Судьбой завещано...''. Содержание статей и книги зачастую пересекается. Основные идеи и понятия Ван Сяодун излагает во всех статьях, развивая в конкретной работе какой-то отдельный аспект. Кроме того, в них не прослеживается идейной эволюции взглядов автора, то есть все изучаемые тексты представляют собой идейно гомогенный пласт. В связи с этим представляется возможным отказаться от анализа каждой конкретной статьи и изучать все тексты в комплексе (как собранные в ''Судьбой завещано.'', так и первоначально вывешенные в блоге).

Таблица 1.

Статьи Ван Сяодуна в блоге

№ Русское название Китайское название Дата Источник

1 Китайский национализм на фоне глобализации Цюаньцю хуа бэй-цзин ся дэ Чжунго миньцзу чжуи .02 Блог (лекция в Лондонской школе экономики)

2 Обращаясь к прошлому и будущему современного китайского национализма Хуйгу юй чжаньван дандай Чжунго миньцзу чжуи 2005, № 1 Чжунго юй шицзе гуаньча

3 Также к вопросу о модернизации и учебниках истории Е тань сяньдайхуа юй лиши цзяокэшу .. Чжунго гой шицзе гуаньча

4 Только решительность в использовании силы есть основная гарантия мирного подъема Ганьюй шиюн лилян цай ши хэпин цзю-эци дэ цзибэнь ба-очжан .. Блог

5 О неэквивалентности древнекитайской системы сдерживания императорской власти и системы демократических противовесов Чжунго гудай чжи-хэн хуанцюань дэ тиси юй миньчжу чжихэн тиси букэ тун жи эр юй .. Блог

№ Русское название Китайское название Дата Источник

6 О подоплеке формирования в китайских интеллектуальных кругах духовно закрепощенной и имитаторской исторической науки и о вреде этого явления Лунь Чжунго чжи-шицзе нухуа иншэ шисюэ дэ синчэн бэйцзин цзи ци вэй-хай .. Блог

7 Полемизируя с американцами и англичанами по поводу перевода на английский термина '' расизм наизнанку'' и других терминов Юй Мэйгожэнь хэ Инго жэнь цецо "нисян чжунцзуч-жуи'' дэ цзи цита .. Блог

8 Китайцы больше не Чжунгожэнь бу гай .. Хуаньцю ши-

должны принижать цзай цзы бяньлэ бао

себя

9 Не стоит оправдывать Буби вэй жижэнь 2006.07.18 Фэнхуан чжоу

японцев бянь кань

10 Как Китай должен от- Чжунго гай цзэян .. Хуаньцю ши-

носиться к междуна- дуйдай гоцзи чисюй бао

родному порядку

11 Все ли иностранцы ну- Лаовай доу гай шоу 2006.08.16 Хуаньцю ши-

ждаются в заботе? чжаогу ма бао

12 Не стоит продолжать относиться к иностранцам по-особому Бу и цзай гэй вайго жэнь дай тэшу дай-юй .0 . Блог

13 У китайцев должно Чжунго жэнь гай ю .. Чжунго цин-

быть великодержав- даго дэ шие лэ нянь бао

ное сознание

14 Поскольку подавляющее большинство может испытывать патриотические чувства, унизителен ли патриотизм для интеллигенции? Дадошу жэнь ай го сои айго цзю ши чжиши фэньцзыдэ чижу? .. Блог

Биография Ван Сяодуна

Первопроходец китайского неонационализма

Ван Сяодун родился в декабре 1955 г.3 В 1982 г. он окончил элитный Пекинский университет по специальности "математика''. Поскольку его юность совпала с началом периода реформ и открытости, Ван, как и некоторые из его свер-

стников, получил возможность продолжить образование и академическую работу за рубежом. В середине 1980-х гг. он обучался в Японии и получил второе высшее образование по специальности менеджмент, а с конца 1980-х по начало 1990-х гг. работал в Канаде и США как приглашенный ученый. Уже в то время Ван начал открыто выступать как поборник идей китайского национализма. В 1988 г. в газете "Чжунго циннянь бао'') появилась статья, в которой он критиковал фильм "Плач о реке'' и отстаивал необходимость возрождения китайского национализма. Как полагает У Сюй, это было первым произведением такого рода в современной КНР4.

После возвращения в Китай Ван Сяодун занимался проведением соцопр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком