научная статья по теме КИТАЙСКИЕ ТЕАТРЫ НА СОВЕТСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ. 20-30-Е ГОДЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КИТАЙСКИЕ ТЕАТРЫ НА СОВЕТСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ. 20-30-Е ГОДЫ»

© 2008 г.

О.В. ЗАЛЕССКАЯ

КИТАЙСКИЕ ТЕАТРЫ НА СОВЕТСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ. 20-30-е годы

Дальний Восток России является уникальной в геополитическом отношении территорией. Подписание в середине XIX в. между Россией и Китаем Айгуньского и Пекинского договоров заложило основу взаимовыгодного приграничного взаимодействия народов двух стран. Еще до 1917 г. в Приамурье и Приморье находилось значительное количество китайских мигрантов. Согласно всеобщей переписи населения России 1897 г., в Амурской области числилось 11160 китайцев, что составляло 9,28% населения области, а в Приморской области в том же году было зарегистрировано 31157 китайцев, или 13,5% населения области. Всего же в 1900 г. в Приамурском генерал-губернаторстве насчитывался 51801 китаец1.

Наряду с китайскими коммерсантами и рабочими на российский Дальний Восток прибывали и китайские артисты, на чьи представления всегда собиралось множество народа. Подавляющее большинство спектаклей представляли собой театрализованное воплощение наиболее любимых народом исторических и сказочных романов и легенд. На Дальнем Востоке России с конца XIX в. в крупных населенных пунктах функционировали китайские театры. Так, во Владивостоке их было три, в Хабаровске - два (не считая временных)2.

Стандартными для традиционного китайского театра были фиксированные амплуа, а также почти полное отсутствие декораций и бутафории. Время и действие обозначались определенными музыкальными мелодиями. Вокальные партии чередовались с монологами, диалогами и речитативом. Особым приемом китайского театра стала игра с "несуществующими предметами". Так, например, палка с несколькими пучками конского волоса в руках артиста означала, что он едет верхом; артист берет весло и делает небольшой прыжок - он уже в лодке и т.п. Китайский зритель, привыкший к этим традиционным приемам, сам воссоздавал мысленно реалистическую картину действия.

Главным в китайском театре считался актер, игра которого должна была быть высоко профессиональной. Актеры должны были изучать и придерживаться установленных канонов, которые определяли речь, мимику, жесты, весь внешний облик, в том числе и грим. Этим объясняются своеобразие движений, эмоциональные элементы, пение, жесты. Задачей китайского актера было создать тип, а не индивидуальный характер.

Актеры китайского театра представляли собой закрытую касту. С малых лет проданные родителями в театр, они под страхом телесных наказаний изучали театральное искусство. В китайском театре не было суфлеров, поэтому актеру приходилось полагаться только на свою память. При чрезвычайно развитой слуховой памяти большинство актеров были неграмотны.

Зрительный зал китайского театра представлял собой своеобразный клуб. Он наполнялся народом за несколько часов до начала спектакля. Сюда приходили отдохнуть,

Залесская Ольга Владимировна - кандидат исторических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета.

1 Сорокина Т.Н. Хозяйственная деятельность китайских подданных на Дальнем Востоке России и политика администрации Приамурского края (конец XIX - начало XX вв.). Омск, 1999, с. 37-38.

2 Петров А.И. История китайцев в России. 1856-1917 гг. СПб., 2003, с. 702-705.

приятно провести время со своими друзьями за чаем и трубкой табака, а в числе прочего и посмотреть игру актеров. Как и в европейских театрах, сцена была приподнята, но без занавеса и декораций, без суфлерской будки и рампы. Оркестр помещался в глубине сцены. Подобным образом был устроен и один из китайских театров, открывшийся во Владивостоке в мае 1899 г. Его выстроил китайский купец Чэн Шанли, затратив на постройку 5 700 руб. Зрители могли сидеть на балконе (на самых дешевых местах) и в партере, где в три ряда стояли высокие, почти квадратной формы столы, окруженные скамеечками. В стоимость билета входило пребывание в театре с 7 часов вечера до 11 или 12 часов ночи, просмотр ряда пьес и гимнастических упражнений, а также чай и полотенце для вытирания пота. За отдельную плату зрителям предлагали семечки (шелуху сплевывали прямо на пол), пиво, лимонад3.

Советское государство уже в первые годы своего существования издало ряд постановлений, направленных на организацию и развитие театров. 18 июня 1918 г. был образован Народный комиссариат просвещения РСФСР, на который было возложено курирование вопросов образования и культуры. В 1918 г. в Наркомпросе для общего руководства театральным делом в стране был организован театральный отдел. В 1920 г. декретом СНК от 12 ноября 1920 г. на базе внешкольного отдела Наркомпроса было учреждено Главное управление политического просвещения Наркомпроса РСФСР -Главполитпросвет с художественным отделом.

Важнейшим документом в советском театральном законодательстве стал опубликованный 26 августа 1919 г. за подписью В.И. Ленина Декрет "Об объединении театрального дела". Декрет определил место театра в развитии советской культуры, а также организационные и экономические формы его деятельности. Театральное имущество (здания, реквизит) было объявлено национальной собственностью и передано в пользование художественным коллективам и труппам. В 1928 г. было создано Главное управление по делам искусств (Главискусство), в 1933 г. - Управление театрально-зрелищными предприятиями (УТЗП). В 1936 г. постановлением ЦИК и СНК СССР были созданы Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР, осуществлявший руководство театрами всей страны, и Управление по делам искусств союзных и автономных республик. Кроме того, в 1930-е годы союзными и республиканскими правительственными органами был принят ряд реформаторских решений, направленных на организацию отдельных художественных коллективов, определение условий оплаты труда, ликвидацию системы формирования театральных коллективов на сезон или на год4.

На Дальнем Востоке России до Октября 1917 г. китайские театры принадлежали частным владельцам. В силу политической ситуации, сложившейся в дальневосточном регионе с началом революционных преобразований, национализация китайских театров не была проведена, и в конце 1920-х годов китайские театры во Владивостоке, Хабаровске, Никольске-Уссурийском по-прежнему продолжали функционировать достаточно самостоятельно, без должного контроля со стороны соответствующих органов. Так, на расширенном совещании китайского актива при подотделе нацменьшинств агитпропотдела Далькрайкома ВКП(б), которое состоялось 13-15 октября 1927 г., было отмечено, что китайские театры в Дальневосточном крае "имеют громадное влияние на китайские рабочие массы, но они находятся без достаточного контроля и идеологического руководства со стороны парторганов и органов власти". Поэтому отделу народного образования было рекомендовано обратить особое внимание на деятельность китайских театров5. На советском Дальнем Востоке, который являлся "резервуаром восточной рабочей силы и китайской рабочей силы в частности"6, китайские театры, как

3 Преснякова Л.В. Традиционный китайский театр на русском Дальнем Востоке и в полосе отчуждения КВЖД в конце XIX - начале XX вв. - Вестник ДВО РАН, 2006, < 2, с. 118.

4 Театральное законодательство. - Режим доступа: http://repertuar.biz/t/TEATRALNOEZ.htm, 20.XI.07.

5 Государственный архив Хабаровского края (далее - ГАХК), ф. П-2, оп. 1, д. 45, л. 202.

6 Там же, оп. 9, д. 75, л. 1.

зрелищные предприятия, были чрезвычайно популярны среди китайского населения. Однако функции отдела народного образования ограничивались выборочной цензурой в отношении постановок, в репертуарах китайских театров не появлялось новых, отвечающих духу времени пьес. Эпизодическими были какие-либо мероприятия в духе социалистического строительства. Так, 25 февраля 1928 г. в китайских театрах Владивостока - Южном и Северном - были проведены спектакли в пользу Международной организации помощи борцам революции (МОПР)7. Бесплатными в китайских театрах были спектакли для сотрудников уголовного розыска и милиции, что, впрочем, вызывало недовольство артистов и руководства театра.

В 1928 г. Южный театр под предлогом нарушения требований санитарной и пожарной инспекций был закрыт, а на его площадях было решено организовать китайский кинотеатр8. В сентябре 1928 г. в Северном театре был организован красный уголок и создан местком. К августу 1928 г. около 90% артистов театра были вовлечены в профсоюз. После реформирования театр стал называться "Красная волна", директором театра стал Е. Чунсен (псевдоним Н.З. Кирюченко)9. Как отмечалось в постановлениях Далькрайисполкома (ДКИК), китайский театр на современном этапе является "необходимым орудием и предпосылкой успешной борьбы партии за ленинскую генеральную линию". Китайский театр "должен служить одним из сильнейших рычагов мобилизации масс вокруг очередных задач соцстроительства, и его работа должна быть теснейшим образом увязана с задачами китайской революции"10.

Осенью 1929 г. театр "Красная волна" был передан краевому УТЗП. По словам Н.З. Кирюченко, в течение года после передачи театра в театре не произошло никаких перемен, для УТЗП театр рассматривался лишь как источник доходов. Так, только в течение 1929/1930 финансового года УТЗП заняло у Владивостокского китайского театра 14 тыс. руб. для покрытия дефицита бюджета театров Музыкальной комедии и городского театра, возвратив лишь 7500 руб. Между тем самому театру "Красная волна" требовался капитальный ремонт. Зимой температура в помещениях театра не превышала 5-6 градусов выше нуля, санитарные условия не удовлетворяли никаким требованиям. Из-за недостатка угля и старых плохих печей театр зимой 1930 г. несколько дней подряд не работал. Репертуар театра оставался старым, дореволюционным. Актеры китайского театра получали зарплату почти в два раза меньшую, чем актеры других театров края; большинство из них курили опиум и играли в азартные игры. Для реорганизации театра Кирюченко обратился с просьбой к УТЗП назначить китайскому театру ежегодную субсидию в размере 60 тыс. руб., но ответа не получил11.

Число сотрудников театра за год увеличилось с 48 до 73 человек, но в основном за счет тех китайских мигрантов, которые с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком