научная статья по теме КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2013 ■ № 2

С.В. ДОКУКА

Клиповое мышление

как феномен информационного

общества

До середины XX в. основным средством передачи информации был текст, что во многом привело к формированию системного типа мышления. В настоящее время основными носителями информации становятся аудиовизуальные средства, что сильно отразилось на когнитивном стиле человека, живущего в эпоху информационного общества: растет фрагментарность сознания современного человека, распространяется клиповое мышление.

Ключевые слова: клиповое мышление, мозаичное сознание, системное мышление, информационное общество, манипуляция сознанием.

Until the mid of the XX century the main medium of information transfer was writing text and it partially lead to the system way of thinking. Nowadays the audiovisual instruments of communication become the main carrier of information and it affected on the cognitive style of persons living in information age: TOday researches the mosaic style of thinking of contemporary individuals and clip thinking.

Keywords: clip thinking, mosaic thinking, information society, manipulation of thinking.

Книга как инструмент формирования рационального мышления

Носителем информации в европейской культуре традиционно были книги, большинство из которых обладало некоей внутренней структурой. Каждая последующая глава, будучи подчиненной генеральной мысли всего произведения, становилась логическим продолжением предыдущей части и исходным пунктом следующей, а в заключительной части труда автором выдвигались закономерные выводы. Таким образом, авторское произведение обладало определенным устойчивым смыслом, который передавался в процессе чтения.

Уже рукописная книга предлагала читателю участвовать в обсуждении, делая мысль дискурсивной. Технология книгопечатания, изобретенная И. Гутенбергом, позволила публиковать свои мнения и идеи и распространять их в гораздо более широком кругу, нежели в предыдущую эпоху. В. Ланкин и О. Григорьева акцентируют внимание на том, что "возможность публикаций мнений и идей, распространения взглядов способствовала утверждению по-новому научной парадигмы мышления как продвижения открытий" [Ланкин, Григорьевa, 2009, с. 78], для которой было характерно выявление причинно-следственной связи. Впоследствии это привело к превращению науки в основной способ познания и преобразования мира. Благодаря вдумчивому чтению у людей складывался рефлексивный характер восприятия получаемой информации, способствующий созданию осмысленной и организованной картины мира. Сегодня

Докука София Владимировна - аспирантка Российского государственного гуманитарного университета.

многие исследователи в области антропологии и коммуникативистики сходятся во мнении, что именно способ передачи информации (а не технологический уклад и способ организации труда) определяет стиль мышления. Как отмечал в работе "Галактика Гутенберга" М. Маклюэн, "печатный текст научил людей организовывать все остальные виды собственной деятельности на основе принципа систематической линейности" [Маклюэн, 2005, с. 248]. Именно благодаря этому принципу человечеству удалось всего за несколько веков совершить колоссальный научно-технологический прорыв и попасть из эпохи мрачного Средневековья в Новое время. В цитированной выше работе Маклюэн отмечает, что именно книжная культура позволила систематически использовать принцип сегментации, в результате чего появилось "прикладное" знание, а за ним и практические технологии.

Показательно, что не только познание, но и сама жизнь выстраивалась в виде упорядоченной интегрированной схемы, действия в которой во многом оказывались самодетерминированы. З. Бауман сравнивает жизненный путь человека в таком мире с паломничеством к святыням: «Паломники имели опору в прочности мира, в котором они странствовали; в том мире можно было рассказывать жизнь как непрерывную "осмысленную" историю, такую, которая каждое событие делает следствием другого события в прошлом и причиной третьего события в будущем» [Бауман]. Традиционная культура предполагала движение вперед, возможное благодаря серьезному труду и моральному росту. Современному же человеку вместо паломничества, требующего физических и нравственных усилий, предлагается туристическая поездка, во время которой он сможет получить поверхностные впечатления и сиюминутные удовольствия без какого бы то ни было напряжения.

Жизнь в эпоху Просвещения и в Новое время была похожа на книгу - каждая следующая глава логично следовала за предыдущей, становясь все более сложной и комплексной. Ребенок учился, рос и становился полноправным членом социума, обладающим правами и обязанностями, несущим ответственность за себя и свое будущее. Сегодня, в век постмодерна, настолько детерминированной жизнь быть уже не может. Как в клиповой нарезке или рекламном буклете, человек постоянно предстает в новых, очень мобильных образах, он чередует профессии, увлечения, места проживания, друзей и возлюбленных. Привычную жизненную линейную структуру сменила ризоматическая беспорядочность. И не в последнюю очередь это происходит из-за принципиально иного типа мышления, возникшего в информационную эпоху.

Когнитивный стиль информационной эпохи

Достижения научно-технического прогресса привели к возникновению новых средств передачи сообщения. На смену вербальным средствам (книги, газеты и журналы) пришли аудиовизуальные (радио и телевидение, а затем и Интернет). При этом характер потребляемой информации оказывался принципиально различным: при чтении книг сообщение было текстовым, обладало четко упорядоченной линейной структурой. В то же время телевидение и Интернет предлагают потребителям аудиовизуальную информацию, иногда разбавленную небольшими вкраплениями текста. Обществоведы стремятся проследить взаимную корреляцию между технологическим прогрессом и культурными преобразованиями в социуме.

Английское слово clip в переводе на русский имеет следующие значения: "отрезок", "фрагмент текста", "вырезка из газеты" или "отрывок из фильма". Клип становится логическим завершением и наиболее эффектной реализацией принципа "монтажа аттракционов", который, согласно С. Эйзенштейну, заключается в подборе агрессивных средств, подвергающих зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные потрясения (цит. по [Азаренок, 2006, с. 110-112]). Каждый кадр видеоклипа становится мгновенно схватываемым и усваиваемым образом. При этом подаваемая с высокой скоростью информация легко впечатывается в подсознание, мгновенно преодолевая

барьер осознанного восприятия. Другими словами, клипы (во всех своих ипостасях) актуализируют иррациональное, нерефлексивное усвоение информации.

О феномене "клипового сознания" как принципиально новом культурном явлении, характерном для информационной эпохи, заговорили в 1960-х гг. Одним из первопроходцев в исследовании клипового мышления считается французский социолог А. Моль, в работе "Социодинамика культуры" (1967 г.) отметивший характерные черты культуры (названной им "мозаичной") в постиндустриальном обществе. По мнению Моля, культура дает человеку "экран понятий", на который он проецирует и с которым сопоставляет свои восприятия внешнего мира. В условиях традиционной культуры "экран понятий" обладал рациональной целостной сетчатой структурой, благодаря чему для индивида не составляло труда проследить причинно-следственные связи, выстроить логические цепочки и соотнести новые и старые представления.

Рациональная система познания формировалась благодаря классической системе образования, в то время как современная система познания складывается преимущественно под воздействием беспрерывного и беспорядочного потока информации, распространяемого СМИ. При этом влияние системы образования на формирование когнитивного стиля индивида снижается. Из-за этого в современной культуре "экран понятий" больше не обладает логической структурой, он больше "похож на массу волокон, скрепленных как попало, - длинных, коротких, толстых, тонких, размещенных почти в полном беспорядке" [Моль]. Из-за того, что индивиды погружены в поток разрозненных и иерархически неупорядоченных сообщений, структурированность мышления оказывается крайне ограниченной. Клиповое сознание порождает разрыв между образом и концептуальной схемой. Череда эмоционально насыщенных образов не дает возможности составить цельную картину мира. Таким образом, по представлению Моля, современная культура постмодерна формирует индивидов с расщепленным сознанием, не способным к системному мышлению.

Американский футуролог Э. Тоффлер в работе "Третья волна" (1980 г.) описал феномен "клиповой культуры" как явление, характерное для эпохи информационного общества. Тоффлер полагает, что в насыщенном информационными вспышками социуме клиповое мышление становится основной формой восприятия, так как "идея любого исчерпывающего синтеза кажется несостоятельной", и единственно возможным решением становится "собирать мир наобум, особенно самые забавные его черепки" [Тоффлер, 2010, с. 356]. При этом Тоффлер не оценивает клиповую культуру так же негативно и алармистски, как Моль. По мнению американского футуролога, клиповое мышление - закономерная защитная реакция организма на обилие информации самого разного свойства, характерного для постиндустриальной фазы, так что противиться распространению такого когнитивного стиля бессмысленно. Рано или поздно придется смириться с этим и учиться жить дальше.

Сегодня, спустя несколько десятилетий после написания работ Моля и Тоффлера, остается только удивляться, насколько точно им удалось предсказать особенности современного когнитивного стиля. В настоящее время не вызывает сомнения, что наша цивилизация становится все в большей мере ориентированной на восприятие зрительных и звуковых образов, что, в свою очередь, приводит к снижению рефлексивного, обдумывающего характера восприятия, столь характерного для культуры книги как базового феномена, определившего тип цивилизации разума (см. [Ланкин, Григорьева, 2009]).

Совре

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком