научная статья по теме КЛОНИРОВАНИЕ ЛЮДЕЙ И ПРОБЛЕМА СТАТУСА КЛОНА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КЛОНИРОВАНИЕ ЛЮДЕЙ И ПРОБЛЕМА СТАТУСА КЛОНА»

ЭО, 2013 г., № 3 © М. Кожевникова

КЛОНИРОВАНИЕ ЛЮДЕЙ И ПРОБЛЕМА СТАТУСА КЛОНА

Ключевые слова: биоэтика, клонирование, клонирование людей, биотехнологии, генная инженерия

В статье в контексте биотехнологии и этики рассматриваются технология и перспективы клонирования человека. Анализируются этические стороны этой проблемы, а также выраженное посредством текстов культуры восприятие данной проблематики со стороны общества (является ли клон человеком, какое место в социуме ему выделяется и т.д.). Представлены основные аргументы за и против антропологического клонирования.

Техника клонирования - это одна из самых известных биотехнологий, которая получила популярность благодаря ее широкому освещению в средствах массовой информации. Клонирование обросло множеством легенд и мифов и теперь о самом процессе и его возможных последствиях большинство людей имеют неверные представления. Ученые произвели на свет огромное число клонов животных, и создание клона человека постепенно переходит из области фантастики в реальность.

Самый прогрессивный метод клонирования, т.е. получения генетической копии оригинала - фрагмента ДНК, клетки или организма, - это удаление ядра из яйцеклетки одного организма и внедрение в нее ядра из любой клетки другого организма (за исключением половых клеток). Метод носит название "перенос соматического ядра" (somatic cell nuclear transfer) и используется для проведения более эффективного оплодотворения in vitro и других биотехнологических манипуляций. Организм, полученный путем клонирования, будет (за исключением митохондриального ДНК, которое получают из яйцеклетки) идентичным организму донора ядра клетки. Повторяя этот процесс, можно получить ряд почти идентичных индивидов.

Другой метод клонирования - это искусственное разделение стволовых (тотипо-тентных) клеток эмбриона на восьмиклеточной стадии развития, когда все эти клетки имеют способность развиться в полноценный организм. Это действие повторяет существующий в природе механизм создания близнецов. В этом случае теоретически можно создать до восьми клонов, которые не будут отличаться друг от друга даже митохондриальным ДНК.

Клонирование можно разделить на инструментальное и антропологическое. Под инструментальным клонированием понимаются действия, проведенные на нечеловеческой субстанции, например на растениях, бактериях или животных. Антропологическое клонирование проводится на человеческом материале. Оба вида клонирования порождают этические вопросы.

Следует также различать терапевтическое и репродуктивное клонирование, поскольку первое проводится пока только на уровне клеток и в его результате само-

Магдалена Кожевникова - аспирантка ИФ РАН, выпускница Института этнологии и культурной антропологии Варшавского университета; e-mail: kmagdalena@yandex.ru

стоятельные человеческие организмы не возникают. Терапевтическое клонирование, например в ходе исследований стволовых клеток, разрешено во многих странах, в том числе в Великобритании, Японии, Китае, Индии и Сингапуре. В то же время репродуктивное клонирование законодательно запрещено в большинстве развитых стран мира. В Европе этот запрет зафиксирован, например, в Хартии Европейского союза по правам человека (ст. 3.2). В США, однако, не существует федерального запрета на клонирование человека - есть лишь запрет на финансирование таких исследований из федерального бюджета. Каждый американский штат сам устанавливает законы в этой области; регулирование отсутствует только в штате Невада.

В России действует Федеральный закон от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ "О временном запрете на клонирование человека". В 2010 г. запрет на клонирование человека в России был продлен.

На уровне ООН Генеральной Ассамблеей в 2005 г. была принята Декларация о клонировании человека, в которой говорится, что практика клонирования в целях воспроизводства человеческой особи противоречит человеческому достоинству и, как таковая, не допускается. ООН призывает государства-члены запретить все формы клонирования людей в той мере, в которой они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни.

В обществе преобладает взгляд, что клонирование - это неестественно. Однако, как пишет Р. Докинз, «"неестественный" - не обязательно синоним "плохого". Неестественно читать книги, или путешествовать быстрее, чем мы можем бегать, или плавать под водой с аквалангом, или летать» (Докинз 1998). Указывая на пример однояйцовых близнецов, Докинз убеждает, что клонирование "не может совсем уж фундаментально потрясти все моральные и этические основы. Небеса не трепещут всякий раз, когда рождается пара однояйцовых близнецов". Все-таки клонирование, а особенно клонирование человека, вызывает бурные реакции и опасения. Прежде чем остановиться на вопросе статуса клона, стоит подчеркнуть широкий спектр проблем, которые возникают в связи с самим процессом антропологического клонирования, несмотря на его результат.

В процессе клонирования принимают участие несколько человек, прежде всего донор генетического материала и донор яйцеклетки, а также суррогатная мать, которая должна выносить эмбрион. Возможна ситуация, в которой все эти роли сыграет одна женщина; возможно также, что участвующих лиц будет несколько. Каждый из этих людей подвергается рискам - как психологическим, так и рискам для здоровья. Кроме того, настораживает также вопрос, кто будет решать, кого можно клонировать, а кого - нет (и в каком количестве копий). Будет ли это решение в руках государства, или же частного капитала? Кто будет получать пользу от создания клона или многих клонов (например, медицинские или военные учреждения)? Сам факт вынесения процесса репродукции из личной сферы и появления возможности массового создания людей "на заказ" вызывает опасения, независимо от того, насколько такой вариант вообще реален. Не исключаются и такие вероятные опасности, как нарушение баланса в генном пуле популяции и, вследствие этого, единообразие.

Несмотря на то, что в последние несколько лет часто появлялась неподтвержденная информация о клонировании людей1, официально считается, что этого пока не происходило. Профессор Польской академии наук Ежи Ветулани тем не менее полагает, что "клонирование людей, несмотря на правовые запреты, действующие сегодня практически во всем мире, в ближайшее время, очевидно, станет реальностью" (УеШ1ап1 2007: 14). Клонирование человеческого материала осуществляется пока лишь на клеточном уровне. В то же время клонирование и создание целых организмов животных длится уже десятилетия и успело приобрести массовый характер: оказывается, что часто легче и дешевле клонировать особь с желаемыми характеристиками, чем выводить похожих на нее животных традиционным способом2. Учитывая, что теоре-

тически в настоящее время существуют все возможности для клонирования человека (несмотря на определенные технические трудности), и лишь законодательные и этические запреты стоят на пути проведения такого эксперимента, необходимо рассмотреть, во-первых, с какой целью может осуществляться репродуктивное клонирование людей, и, во-вторых, к каким последствиям может привести создание человеческих клонов - как, индивидов, так и больших групп.

Можно предположить, что рано или поздно этические и правовые запреты будут нарушены самими учеными. Для многих людей ограничения такого рода не представляют какого-либо препятствия, и ученые здесь не исключение. "Человек не столько реактивное, сколько активное существо. В нем заложен природой и преобразован культурой мощнейший импульс к самоутверждению, к творческому созиданию нового и преобразованию старого", - отмечает П.Д. Тищенко, рассуждая о вопросе ответственности и риска в обществе (Тищенко 2010: 36). Кроме этого, в качестве мотивации могут также выступать и научная любознательность, без которой не было бы науки и прогресса, и амбиции, а именно желание стать первым и вписать свое имя в историю науки, и более земное желание стать знаменитым и богатым.

Найти людей, заинтересованных в создании своих клонов, особой сложности не представляет: это, например, эксцентрики, которые хотят создать "копии" себя и таким способом "продолжить" свое существование; бесплодные пары; гомосексуалисты; люди, желающие воспроизвести своих умерших близких. Представители каждой из этих категорий заинтересовались предложением компании Clonaid3 - сомнительного предприятия, созданного сектой раэлитов, предлагающего услуги репродуктивного клонирования. По сообщениям самой Clonaid, компании удалось произвести успешное клонирование нескольких десятков людей, в то время как научное сообщество считает это очередной мистификацией.

Однако люди, не связанные с биологическими науками, чаще всего имеют кардинально неверное представление о том, чем является клонирование. Это создание генетической копии уже существующего организма, которое не имеет ничего общего с воскрешением умершего или продолжением жизни в "новом теле" ныне живущего человека. Созданный клон будет почти идеальной генетической копией клонированного организма, но его сознание, идентичность и даже фенотип будут индивидуальными. Хотя спор nature versus nurture не считается окончательно решенным, неясной остается лишь степень влияния обоих факторов на развитие человека, а не присутствие или отсутствие одного из них. Гены в значительной степени определяют нашу внешность и характер, однако нельзя недооценивать влияние окружающей среды и воспитания в процессе формирования личности, поведения и даже внешности человека.

В одном из первых фильмов, касающихся вопроса клонирования людей, - "Мальчики из Бразилии", снятого в 1978 г., - речь идет о клонировании Гитлера. С одной стороны, для мальчиков-клонов создаются условия жизни, максимально похожие на те, в которых рос Адольф Гитлер, но, с другой, все клоны обладают идентичной внешностью, что в реальности невозможно. Именно с таким представлением о клонах -как об идентичных копиях оригинала - связано расхожее мнение о клонировании, а также одна из линий аргументации его противников, идущая в направлении "повторяемости" человека, якобы несо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком