научная статья по теме КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА СВАДЕБНОГО ОБРЯДА У Г.К. КОТОШИХИНА Языкознание

Текст научной статьи на тему «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА СВАДЕБНОГО ОБРЯДА У Г.К. КОТОШИХИНА»

Ключевые слова свадебного обряда у Г.К. Котошихина

© И.Н. ЩЕМЕЛИНИНА, кандидат филологических наук

В статье исследуются ключевые слова свадебного обряда в сочинении Г.К. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича». Рассмотрена лексика, позволившая автору запечатлеть ритуал бракосочетания и предшествующий ему чин смотрин, сватовства, благодаря чему читатель может представить себе этапы свадебного обряда как элементы целого, осмыслив значение слов, отражающих важнейшие его моменты.

Ключевые слова: Г.К. Котошихин, свадебный обряд, смотрины, сватовство, венчание.

«Прошлое оставило свой заметный след в свадебных обычаях, отразилось в их сущности, высказалось во внешней обстановке» [1]. С этим положением трудно не согласиться: анализ описания Г.К. Котошихиным свадебного чина показывает, что он был прочно связан в прошлом с основами жизни русского общества и судьбоносным событием для кон-

кретного человека, отражал сплав древних, уходивших в язычество, и православных традиций [2].

Свадьба, или свадебный обряд, - сохранившийся порядок последовательных мероприятий, отшлифованных на протяжении веков и передававшихся с помощью речевых формул из поколения в поколение. Чин бракосочетания служил изменению не только социального статуса молодых людей, но и образа их жизни.

Заметное место занимают единицы, получившие название ключевые слова и наполнившиеся в контексте особым содержательным смыслом, постижение которого в отрыве от исходной семантики трудно представить: «Каждое употребление слова, в том числе и слова производного, вызывается необходимостью объективировать, выявить, реализовать его значения как ту часть сведений о мире или информации о нем, которая была получена человеком в процессе его познавательной и общественной деятельности и которая соотнесена в языке с данным словесным знаком» [3].

Описание проведения свадебного обряда в историческом тексте -сложный и многогранный комплекс, требующий лингвистической оценки определенных средств номинации, осмысления, изучения, а также анализа нравственных, религиозных (христианских), социально-бытовых факторов, приводимых в тексте. На наш взгляд, обычай проведения свадьбы, начиная с чина смотрин, сватовства, целесообразно рассмотреть как особое национально-праздничное, обрядово-ритуальное действо, вид семейного торжества. Ключевые слова, номинирующие важнейшие этапы при соблюдении чина (предмет изучения), позволяют понять порядок проведения каждого из них. Характер сочетаемости каких-либо лексико-семантических вариантов в тексте, с учетом семантики, способствует выявлению тенденции к образованию в дальнейшем фразеологических единиц.

В сложной структуре сочинения Г.К. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» выделим ключевые слова, имеющие непосредственное отношение к описанию проводившегося, согласно требованиям и обычаям времени (эпоха Алексея Михайловича), свадебного обряда. Они позволяют не только осмыслить индивидуальное видение автором особенностей быта и жизни русского народа, но, кроме того, отразить общественные процессы, происходившие в XVII веке. По мнению О.Е. Вороничева, «ключевые слова выполняют роль точечных аттракторов, своеобразных синергетических опор, формирующих многоплановый, но целостный смысл текста и одновременно способных быть лексической основой образующих его стилистических явлений и приемов...» [4].

Ключевыми будем считать не только слова, но и неоднословные номинации (прежде всего фразеологизмы), представляющие свадебный

чин. Они, безусловно, и определяют значимые компоненты свадебного обряда, раскрывая основные мысли автора, характеризуют и называют все, что касается проведения чина бракосочетания, сохраняют последовательность событий. Ключевые слова являются смысловыми точками, спроецированными на содержание, ход обряда и способны показать жизнь русского человека эпохи правления Алексея Михайловича, а также «концентрировать мысль автора» и давать возможность «следить за ее движением в тексте...» [5].

Используемые ключевые слова являются смыслосодержательным элементом, мотивируют поведение всех участников ритуала, как следствие, отражаются в нем, что говорит об их закрепленности в коллективном сознании, в традициях и обычаях эпохи. Устойчивость некоторых ключевых слов, использованных в тексте Котошихиным, объяснима тем, что они в лингвистическом отношении оформлены специальным образом: присутствуют единицы не одного словообразовательного гнезда, в их семантике актуален соотносительный гендерный компонент.

Ключевыми словами свадебного обряда могут быть существительные, прилагательные, глаголы, наречия и целые сочетания фразеологического характера.

1 - имена существительные, называющие определенные этапы свадебного чина:

смотрины или знакомство доверенных лиц жениха, возможно, матери, сестры с невестой, при этом родственники жениха играют роль «оценщиков» будущей жены; сватовство, подготовка к свадьбе: «смот-рилщица приедет и посадят за стол подле тое невесты»; «чтоб с невестою жених были ни в сватовстве»; «косу розчесывают свахи»; «таким же обычаем свадебные зговоры ... бывает против того ж»; «по тем их словам посылает жених смотрити мать свою»; «и тое невесты отец и мать к тому дни готовятся, и невесту нарядят в доброе платье»; «и наут-рее того дни, в которой быть женитбе, бывает царь в первой соборной церкве и молебствует»; «от младенческих лет до замужства своего у отцов своих живут в тайных покоях»; «на свадбу созывают гостей»; «и наутрее того дни, в которой быть женитбе, бывает царь в первой соборной церкве и молебствует»; «а потом ездит жених з дружкою созывать к себе гостей, к обеду, своих и невестиных»; «дружка, поддружье, чин их таков: на свадбу созывают гостей».

Большая часть выявленных имен существительных, называющих определенные этапы свадебного чина, неоднородна по составу, несмотря на общую цель коммуникации, и лингвистически оформлена по-разному, в зависимости от характера образности.

Свадебному обряду присуще и особое поведение в церкви, не нарушающее новобрачными гармоничной атмосферы святого места, ибо

церковь в Апостольских Посланиях именуется «домом Божиим», «Градом Божиим», «телом Господа Иисуса Христа». И именно храм дает христианам возможность собираться вместе для молитвы [6].

В описании особого поведения в церкви благодаря выделенным ключевым словам конструируется ряд эпизодов чина, например, венчание, как центральное и имевшее ценность официального акта при скреплении союза действие. В христианском обряде бракосочетания оно проводилось, согласно требованиям канона, у алтаря в храме, сопровождалось благословением крестом, молитвой, целованием и покровом: «бывают с царем и с царицею у венчания в церкве»; «а вшед в церковь царь и царевна станут среди церкви, блиско олтаря»; «по молитве духовник свадебной чин и царя благословляет крестом»; «и велит им меж себя учинити целование, и по целовании царицу покроют»; «а укрутя новобрачную покроют покровом тем же, которым были закрыты, а на том покрове вышит крест».

Во время свадебного обряда совершали и обет милосердия (подаяние) царя и царицы (жениха и невесты), выражающий акт сострадания к ближнему: «царь и царица ходят по богаделням и по тюрмам, и дают милостиню». Семантика обета закреплена в ключевом слове милостыня (подаяние нищему), понятийное ядро которого связано с отражением реалий жизни социума периода царствования Алексея Михайловича: наличие тюрем, богаделен, нищеты, потребности попечения сирых и убогих со стороны власть имущих.

2 - субстантивированные имена прилагательные, указывающие на окончание периода девичества, переход к этапу замужества: «а укрутя новобрачную покроют покровом»; «и в приданых за дочерми отдавати». Субстантивация, запечатлевающая переход слов из группы средств предикации, т.е. характеризации, в группу средств номинации, позволяет указать на динамические компоненты в значениях слов: новобрачная/ новобрачный - «изменившие свой социальный статус», что сопровождалось закреплением в новой семье приданого. Это новое состояние с помощью субстантивированных слов представляется как положительный результат сватовства.

3 - определения-прилагательные законный, девичий, свадебный, невестин, добрый, замужние (замужняя) указывают на положительную оценку происходящего в процессе свадебного обряда: «и патриарх, и власти на такое доброе дело к сочетанию законныя любви благословили»; «а новую царевну прикажет нарядити во все царственное ж одеяние, опричь короны, а положат на нее венец девичей»; «а бывают свадебные чиновные люди таковы»; «а на третей день бывает жених, и невеста, и гости, у невестина отца и матери»; «и патриарх, и власти на такое доброе дело к сочетанию законныя любви благословили»; «и перед теми пирогами выходят того господина сыновни жены, или дочери

замужние»; «а выходит в то время ширинкою дарити жениха от невесты мать, или замужня сестра, или чья сродственная жена».

4 - глагольные формы отражают ядерные для ситуации действия свадебного обряда, общую цель которого выражает двувидовой глагол женить (возвратный жениться): «и при своем животе похочет ли которого женить, или отделить»; «она скажет жениху, чтоб он к ней болши того не сватался и тот жених . болши того свататца не учнет»; «и протопоп учнет свадебной чин и царя благословляти крестом»; «начнет их венчати по чину»; «бояре и боярыни царя и царевну поздравляют обручався»; «и от патриарха ходит царь по церквам своим и молебствует».

5 - сочетания фразеологического характера (в силу традиционной воспроизводимости ситуаций в обряде) дают развернутое представление о характерных для свадебного обряда действиях: «и потом отец и мать царя и новобрачную благословляют образами окладными»; «и господин дому своего отвещает, что он рад их приезду и хочет с ними делать зговорное дело»; «и отец и мать дают благословение словом»; «а по венчании подносит им из единаго сосуда пити вина Французского красного»; «чтоб ему сочетатися законным браком»; «а государства своего за князей и за бояр замуж выдавати их не повелось»; «а как те их жены или дочери, выд

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком