научная статья по теме КОБА: К ВОПРОСУ О ПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ КЛАССИЧЕСКОГО ГОРОДА МАЙЯ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КОБА: К ВОПРОСУ О ПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ КЛАССИЧЕСКОГО ГОРОДА МАЙЯ»

КУЛЬТУРА

И.А.Савченко

Коба: к вопросу о поселенческой структуре классического города майя

В работе даются хронология и характеристика монументальных архитектурных комплексов древнего майяского города Кобы, а также рассматривается вопрос о вероятном числе жителей в контексте крайне дискуссионной проблемы наличия подлинного урбанизма в древней Месоамерике. В данной статье впервые в отечественной историографии обобщается материал, накопленный в результате многолетних исследований в Кобе, и дается общая характеристика древнего города. Кроме того, введение в научный оборот результатов работ последних лет, посвященных обнаружению рыночных площадей в некоторых городах майя, позволяет по-новому взглянуть на уже имеющийся материал из Кобы и подойти к проблеме социально-экономического и политического значения древнего города.

Ключевые слова: Коба, майя, Мексика, археология, майяский урбанизм, поселенческая структура.

В I тыс. н.э. на территории, которая ныне входит в состав Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, наивысшего расцвета достигла культура индейцев майя. Эта культура входила в состав единой Месоамериканской цивилизации, которая традиционно относится к древним цивилизациям «восточного типа». Вместе с тем она выделялась на фоне других культур Месоамерики уровнем социально-экономических отношений, развитием государственности, а также научными и культурными достижениями.

Территорию (или область) майя принято условно делить на три крупных региона: горные области Гватемалы и мексиканского штата Чьяпас, центральные низменности и полуостров Юкатан. В каждом из них существуют определенные специфические природно-географические условия. Горная Гватемала и Чьяпас — регион, где находятся залежи минеральных ресурсов и аллювиальные долины; именно он считается колыбелью майяской языковой и культурной общности. Полуостров Юкатан, сформированный карстовой платформой, представляет собой равнинные территории с засушливым климатом, скудной растительностью и отсутствием речных систем.

Иван Антонович Савченко — аспирант Института археологии РАН, Центр им. Кнорозова РГГУ (komodovych@mail.ru).

Центральным низменностям — в основном это территория гватемальского департамента Петен — присуще обилие рек, в том числе таких крупных, как Усумасинта, Пасьон, Мотагуа, а также высокой влажной сельвы и довольно плодородной почвы. В классический период истории майя (III—IX вв. н.э.) государственные образования — города-государства, или политии — развивались особенно активно и именно в этом регионе низменностей майа: города Копан и Киригуа на юго-востоке, в бассейне р. Мотагуа; Паленке на западе; Пьедрас-Неграс и Йашчилан на р. Усумасинта; Дос-Пилас в долине р. Пасьон; Караколь — в так называемых Горах майя, к юго-востоку от р. Белиз; Калакмуль на севере; и, наконец, Тикаль и Наранхо в «озерном крае» — к северу от оз. Петен-Ица и оз. Йашха. Именно эти города-государства были ключевыми игроками на политической арене, и с их царскими домами в основном связана история майя классического периода.

Майяский город Коба расположен на северо-востоке п-ва Юкатан, на севере мексиканского штата Кинтана-Роо. Находившийся далеко за пределами центральных низменностей майя, Коба был достаточно редким примером крупного города Юкатана, расцвет которого пришелся на классический период. Тем не менее по площади и числу жителей он стоит в одном ряду с крупнейшими городами центральных районов области майя, такими как Тикаль и Калакмуль.

Впервые (в 1842 г.) о Кобе упоминает выдающийся американский исследователь городов майя Джон Ллойд Стефенс, хотя известный путешественник так и не смог добраться до руин древнего города. Это был романтический период, когда мир «открывал» для себя культуру майя: путешественники, ведомые рассказами почти случайных свидетелей, исследовали «дикую сельву». Полвека спустя, в 1891 г., здесь побывал другой великий энтузиаст — австрийский путешественник и фотограф Теоберт Малер. И только еще через несколько десятилетий, между 1926 и 1932 гг. вашингтонским Институтом Карнеги под руководством знаменитого американского археолога и майяниста Эрика Томпсона был проведен ряд работ по изучению городища. Однако полноценное исследование началось с 1974 г. Национальным институтом антропологии и истории Мексики и продолжалось вплоть до начала 80-х годов.

Особое внимание к Кобе со стороны неспециалистов было приковано в связи с ожиданием «конца света» в декабре 2012 г., который якобы предсказывал иероглифический текст со стелы 1 из Кобы. Это была одна из нескольких майяских надписей, содержавших дату 23 декабря 2012 г. по григорианскому календарю. Помимо прочего, запись на стеле 1 — самая длинная по числу иероглифических блоков календарная запись из известных на сегодняшний день, что в очередной раз подчеркивает уникальность иероглифической традиции г. Коба.

Хронология поселения. Следы наиболее ранней активности, зафиксированные на территории Кобы, относятся к рубежу нашей эры — так называемому формативному периоду и началу раннеклассического (горизонты Чиканель и ранний Цаколь, I—IV вв. н.э.). Почти тогда же в раннекласси-ческом периоде складывается городской центр с монументальными каменными постройками. В V—VI вв. отстраивается собственно комплекс Коба, а также возникают комплексы второстепенного характера, такие как

Стела с иероглифической надписью

Сан-Педро на севере, Китамна на юго-западе, Нук-Муль на юге от Кобы. В позднюю классику, в VII—IX вв., Коба превращается в огромный густонаселенный город, по площади и количеству населения сравнимый со знаменитым Тикалем. На территории монументального центра появляются новые архитектурные комплексы, такие как Нохоч-Муль, Чумук-Муль, Ма-каншок, создается разветвленная сеть поднятых мощеных дорог — сакбе. С языка майя это название переводится как «белая дорога», поскольку для строительства использовался природный известняк. Назначение и значимость этих дорог были разными. Одни имели статус региональных (сакбе в Йашуну и Ишиль составляли в длину 100 и 19 км соответственно). Зональные сакбе связывали центр города с второстепенными, пригородными комплексами. Существовало также множество дорог местного значения. В VII—VIII вв. — в период расцвета города — происходит всплеск монументального строительства. Между 613 и 780 гг. устанавливается большая часть иероглифических стел, чье общее число (из известных) достигает 34 рельефных и 10 гладких. Кроме того, в моду входит украшать здания иероглифическими панелями.

В постклассический период (после X в.) Коба, в отличие от большинства классических городов майя, сохраняет свое могущество. Возможно, это происходит в силу удаленности от центральных районов. По этой же причине территория штата Кинтана-Роо дольше всего продолжала хранить древние традиции, даже после появления испанцев. Но тогда, в постклассический период, по всей видимости, устанавливается жесткий контроль над торговым путем, проходившим по морскому течению вдоль атлантиче-

ского побережья полуострова Юкатан. Форпостом контроля над побережьем мог являться портовый центр Шельха. Продолжается строительная активность в пределах городского центра Кобы: разрастается группа Чумук-Муль — одного из основных архитектурных комплексов города, сформировавшегося еще в позднюю классику. Кроме того, в это же время возводится новый комплекс, известный как «Группа Росписей», выполненный в типичном для этого периода и региона стиле Коста-Ориенталь («Восточное побережье»), ярким примером которого является, например, архитектура всем известного Тулума.

Планировка и внутренняя организация. Архитектурные ансамбли города Коба как бы вклинились между пятью озерами, что само по себе уже необычно для полуострова. Два из этих озер (одноименное озеро Коба и Маканшок) находятся в центральной части города, а еще три (Шканха, Сакальпук и Йашлагуна) окаймляют ансамбль с внешней стороны.

Как уже отмечалось, Коба, расположенный на востоке территории майя, был одним из крупнейших городов классического периода. Его общая площадь и прилегающей округи составляет, по меньшей мере, 64 км2 (1). Исходя из плотности и типа застройки, Кобу принято2 делить на четыре зоны: монументальный центр (1) и его окраина (2), периферийная зона, включающая в себя архитектурные комплексы второго порядка (3) и дополнительная зона (4), в которой расположены жилые районы. Первая, вторая и меньшая часть четвертой зон образуют собственно город Кобу (19 км2), третья и большая часть четвертой образуют городскую округу (45 км2).

Монументальный центр, занимающий площадь 2 км2, состоит из пяти архитектурных групп: Коба, Нохоч-Муль, Маканшок, Чумуль-Муль и Группа D («Группа росписей»). По всей видимости, в Кобе мы сталкиваемся с довольно распространенным в крупных городах майя явлением «кочующего центра», о котором писал еще известный советский историк Ростислав Васильевич Кинжалов. Впоследствии оно было подробно разобрано другим известным советским и российским археологом Валерием Ивановичем Гуляевым3: суть явления состоит в поочередном возвышении и превращении в сердцевину города того или иного комплекса, после чего, спустя некоторое время, одновременно с возвышением следующей группы активность предыдущей сводится к минимуму. По всей вероятности это связано со сменой власти и возвеличиванием комплекса очередным правителем. Так, в V—VI вв. центром общественной, религиозной и политической жизни являлся комплекс Коба, расположенный между озерами Коба и Маканшок. Затем в VII в. ему на смену приходит архитектурная группа Маканшок, находившаяся в 1 км к юго-востоку от Кобы на правом берегу оз. Маканшок: кроме обширного строительства в этой группе здесь же между 613 и 682 г. устанавливаются синхронные периоду монументы. В VIII в. ритуально-административное ядро перемещается в архитектурную группу Нохоч-Муль. Что касается постклассической активности, то она связана, прежде всего, с комплексом Чумуль-Муль и «Группой росписей». Явление «кочующего центра» зафиксировано в классических городах Вашактуне, Алтар-де-Сакрифисьосе, Пьедрас-Неграсе4. В ходе последних археол

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком