научная статья по теме Когнитивно-фреймовый подход к функционально-семантической характеристике современной английской музыкальной лексики Биология

Текст научной статьи на тему «Когнитивно-фреймовый подход к функционально-семантической характеристике современной английской музыкальной лексики»

греет. А учебное без научного, как бы ни была заманчива его внешность, - только блестит» [10, с.156].

Можно условно разделить преподавателей высшей школы по определенным качествам на четыре категории.

Первая категория характеризует редкое явление - сочетание ученого и педагога -человека высшей квалификации. Вторая категория включает большого ученого, но плохого преподавателя, который не умеет увлечь студенческую аудиторию, он полезен только при проектировании и консультациях. В третьей категории собрана основная масса преподавателей, несущая главную педагогическую нагрузку. Четвертая категория характеризует людей, случайных в высшей школе.

Исследования показывают, что участие преподавателя в научно-исследовательской работе повышает эффективность его преподавательской деятельности, способствует его росту как ученого, усиливает его творческий потенциал.

Таким образом, рост доли преподавателей, задействованных в инновационной деятельность, во многом может определяться системой работы по коррекции мотивационной системы преподавателей высшей школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент / И. Т. Балабанов. - СПб.: Питер, 2000. - 208 с.

2. Бодалев, А. А. Вершина и развитие взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев . - М.: Флинта, 1998. - 200 с.

3. Ветлужских, Е.Н. Мотивация и оплата труда / Е.Н. Ветлужских. - Ростов Н/Д.: Издательство «Феникс», 2004. - 564 с.

4. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск.: Из-дво БГУ, 1978. - 320 с.

5. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П. Елисеев. - Псков: Мир, 1994. - 165 с.

6. Есарева, 3.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / 3.Ф. Есарева. - Л.: Ленинградский университет, 1993. - 111 с.

7. Инновационный менеджмент / Под ред. А.В. Барышева. - СПб.: Питер Ком, 2005. - 283 с.

8. Мучински, П. Психология. Профессия. Карьера / П. Мучински. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.

9. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. - М.: Гардарики, 2004. - 349 с.

10. Серсенваева, Б. И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих учителей / Б.И. Серсенваева. - М.: КНОРУС, 2005. - 432 с.

11. Толочек, В. А. Современная психология труда / В. А. Толочек. - СПб.: Питер, 2005. - 321с.

© Л. М. Якушева, 2009

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 811.111

КОГНИТИВНО-ФРЕЙМОВЫЙ ПОДХОД К ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ

О. А. АЛИМУРАДОВ, доктор филол. наук, доцент

О. В. ЧУРСИН, ассистент

Пятигорский государственный лингвистический университет пр. Калинина, 9, г. Пятигорск, 357532, Россия

Данная статья посвящена проблеме комплексного анализа структуры и функционирования понятия «музыка» в современной английской языковой картине мира.

Рассматриваются вопросы разграничения музыкальной лексики на два негомогенных пласта - общеупотребительную и терминологическую. Приводится фреймово-скриптовая организация музыкальных знаний, описываются различия в структурации двух выделенных пластов лексики. Прослеживаются закономерности функционирования подфреймов глобального фрейма Music в креолизованных текстах различной степени креолизации. Выделяются и описываются возможные метафорические модели, характерные для музыкальной лексики современного английского языка.

Ключевые слова: музыкальная лексика, когнитивный, фрейм, скрипт, семантика, креолизованный текст, метафора.

Музыка во многом определяет жизнь общества в целом и жизнь каждого человека в отдельности. Это напоминание о прошлом, отражение настоящего и ориентир для будущего. Так же как одной из основополагающих функций языка является передача накопленного социального опыта [Верещагин, Костомаров, 1983; Потебня, 1999], музыка призвана передавать культуру того или иного социума. Потребность поделиться своим восприятием приводит человека к необходимости использовать языковые средства для передачи живущих в ментальном мире «музыкальных полотен». Богатство языка музыки вообще и лингвистических способов актуализации гармонии звука, в частности, неиссякаемо. Принципы и механизмы создания, восприятия и распространения музыкальных произведений представляют собой семиотическую систему (нотная запись, музыкальные звуки и др.), в то время как языковые средства вербализации феноменов, имеющих отношение к миру музыки, являют собой уже вторичную знаковую систему [Лотман, 2001].

Важнейшим в этой связи является вопрос о роли музыкальной лексики в репрезентации языковой картины мира вообще и английской языковой картины мира, в частности. Картина мира представляет собой систему интуитивных представлений о реальности, в то время как под языковой картиной мира понимают общность представлений народа об окружающем мире, отраженных в языковых единицах, в определенный исторический период [Новикова, Черемисина, 2000; Попова, Стернин, 2002; Рылов, 2003]. Такое понимание, восходит к идеям В. Гумбольдта о «духе народа», получившим свое выражение в гипотезе «языковой относительности» Сепира-Уорфа. Подвергнув анализу любую социопсихологическую единицу (этнос, нацию или профессиональную группу), представляется возможным выделить и описать характерные им картины мира, фактологические компоненты которых представляются инвариантными в известных пределах, в то время как оценочные компоненты - вариативны [Руднев, 1997; Попова, Стернин, 1999; Рылов, 2003]. Данное замечание особенно важно в свете дальнейшего деления музыкальной лексики современного английского языка на терминологическую и общеупотребительную.

Формирование системы знаний об окружающем мире, идущее от чувственного созерцания к абстрактному мышлению, происходит в два этапа: 1) формируются ощущения, восприятия и представления; 2) формируются общие понятия, которые и образуют систему знаний. Важно заметить, что на всех этапах формирования понятий, в свою очередь, можно выделить две стадии: а) выделение в процессе познания предмета / явления его наиболее существенных свойств и признаков и б) установление между ними закономерных связей и отношений [Абдильдин, 2005]. Понятие является одним из важнейших проявлений абстрактного мышления, в котором отражены существенные и общие признаки некоторого предмета или совокупности предметов.

В современной когнитологии понятия анализируют с точки зрения их соотношения с концептом. Обоснованной представляется точка зрения о том, что понятие является более широкой, чем концепт, категорией, обладающей объемом и содержанием. Понятие трактуют как основной элемент неязыкового сознания, а концепт - как элемент сознания языкового [Болдырев, 1999]. Исследователи подчеркивают важность субъективности

концепта [Болдырев, 1999; Кубрякова, 1996; Степанов, 1997; Попова, Стернин, 1999; Chafe, 1970; Cruse, 2000], в отличие от предельной абстрактности понятия [Алефиренко, 2006; Крейдик, 2005; Абдильдин, 2005; Носков, 1999]. Очевидно, что мир понятий и концептов как элементов общественного и индивидуального сознания отображает активность и речевую деятельность человека, его отношение к окружающему.

В настоящий момент одним из актуальных вопросов, рассматривающихся в рамках гуманитарных наук, представляется вопрос о соотношении / противопоставлении обыденного и научного знания [Залевская, 2005]. Научное познание, зародившись в недрах обыденного познания [Лазарев, 1999], предъявляет повышенные требования к точности и объективности понятий, так как от этого напрямую зависит успешность процесса коммуникации [Виноградов, 1977]. Обыденное же познание субъективно, прагматически ориентировано [Лазарев, 1999]. Следовательно, значение термина как единицы терминосистемы полнее отражает понятие, чем значение общеупотребительного слова [Weinreich, 1980]. Важным аспектом, на наш взгляд, является то, кому именно адресован текст. Иными словами, большую роль играет фактор адресата, как возможный фактор разграничения общеупотребительного и научного знания.

В контексте вышеизложенных критериев стратификации лексики на терминологическую и общеупотребительную, а также на основе анализа корпуса музыкальной лексики нам представляется целесообразным вычленить следующие пласты музыкальной лексики:

1) общеупотребительную музыкальную лексику (ОМЛ), под которой понимается лексика музыкальной сферы, понятная и используемая всеми людьми, независимо от их принадлежности к миру музыки - обывателями (music lovers);

2) терминологическую музыкальную лексику (ТМЛ), под которой мы понимаем лексику языка музыки, характеризующуюся моносемантичностью и принадлежностью к сфере профессионального общения музыкантов и музыковедов (musicians).

Таким образом, основными критериями отграничения ОМЛ от ТМЛ для нас являются: сфера функционирования музыкальной лексики (функциональный критерий) и степень профессиональной подготовки коммуникантов (антропоцентрический критерий). Последний фактор влияет на то, какой тип картины мира вербализуется в дискурсе, посвященном музыке: обыденная (наивная) КМ или же научная (профессиональная) КМ, по-особому сформированная, структурированная и вербализуемая.

Мы полагаем, что одним из наиболее приемлемых методов, позволяющим выявить одновременно парадигматические и синтагматические особенности лексической единицы, а также репрезентируемые ей структуры знания, является фреймовый подход как центральный метод когнитивной семантики [Болдырев, 1999; Minsky, 1980].

Наряду с трактовкой фрейма как статичной когнитивной структуры (КС), существует и понимание фрейма как динамичной КС, нашедшее свое истолкования в терминах сценарий (скрипт), который Р. Шенк и Р. Абельсон определяют как когнитивную структуру, описывающую конвенциональную последовательность событий в частном контексте [Shank, Abelson, 1977]. Моделирование фреймовых структур, вербализуемых посредством общеупотребительной и терминологической музыкальной лексики, позволило выявить ряд принципиальных онтологических различий, характеризующих данные когнитивные структуры. Каждый из выделенных ле

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком