научная статья по теме КОЛЛЕКЦИИ И. П. ПАВЛОВА В ЭКСПОЗИЦИИ ЕГО МЕМОРИАЛЬНОЙ КВАРТИРЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КОЛЛЕКЦИИ И. П. ПАВЛОВА В ЭКСПОЗИЦИИ ЕГО МЕМОРИАЛЬНОЙ КВАРТИРЫ»

Институты и музеи

Э. А. КОСМАЧЕВСКАЯ, Л. И. ГРОМОВА

КОЛЛЕКЦИИ И. П. ПАВЛОВА В ЭКСПОЗИЦИИ ЕГО МЕМОРИАЛЬНОЙ КВАРТИРЫ

И. П. Павлов считал «рефлекс цели» основной формой жизненной энергии и приводил коллекционирование в качестве примера «самой чистой, типичной... и самой распространенной» его формы у людей. Будучи страстным коллекционером, он собрал за свою жизнь четыре полноценных собрания: филателистическое, энтомологическое, книжное и живописное. Представленные в статье подробности, связанные с составлением этих коллекций, позволяют увидеть великого ученого со стороны, отличной от профессиональной, демонстрируют широту его интересов, эмоциональность, неутомимость, настойчивость в достижении цели и являются уникальным источником сведений о его личности, мировоззренческих позициях и нравственных устоях.

Ключевые слова: И. П. Павлов, «рефлекс цели», коллекционирование, энтомология, филателия, живопись, литература.

В 2009 г. исполняется 160 лет со дня рождения И. П. Павлова (1849-1936) и 60 лет мемориальному музею в его последней петербургской квартире на 7-й линии Васильевского острова, открытому 27 сентября 1949 г. к 100-летнему юбилею ученого 1. В его состав тогда вошли три из шести комнат академической квартиры - кабинет-спальня, гостиная и столовая, сохраненные родными Ивана Петровича в нетронутом виде, несмотря на Великую Отечественную войну 1941-1945 гг., блокаду Ленинграда и послевоенную разруху. Абсолютно все вещи, представленные в экспозициях этих комнат, принадлежали хозяевам, и подлинность интерьеров позволяет и сейчас ощутить живой дух павловского дома. В этом смысле следует отметить особую ценность экспонируемых в мемориальной квартире коллекций, составленных самим Павловым в разные годы жизни. Таких собраний было четыре, и три из них -энтомологическое, живописное и книжное - представлены в музее. Четвертое - коллекция марок - было им в свое время подарено старшему сыну и вскоре по обоюдному согласию продано. К сожалению, никаких собственноручных записей Ивана Петровича, сделанных по поводу составления той или иной коллекции, найти не удалось. Скорее всего они утеряны, так как зная его характер, стремление к четкости в любом деле, трудно представить, что их не было вообще. Сведения о его увлечении коллекционированием можно почерпнуть из разрозненных, хотя и многочисленных историй, рассказанных

1 Космачевская Э. А., Громова Л. И., Боргест А. Н. К истории уникального музея-квартиры Ивана Петровича Павлова Института физиологии им. И. П. Павлова РАН // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2000. № 86 (11). С. 1556-1562.

© Э. А. Космачевская, Л. И. Громова. ВИЕТ, 2009. № 3. С. 120-134.

самим Павловым и сохранившихся в воспоминаниях современников. Эти истории показывают, с какой страстью он занимался составлением каждой коллекции, сколько проявлял трудолюбия и настойчивости для их пополнения 2. Если, говоря его словами, «коллекционирование [...] один из самых типичных и чистых примеров проявления [...] рефлекса цели» (так Павлов называл «основную форму жизненной энергии каждого из нас»), то можно утверждать, что сам он владел «рефлексом цели» сполна 3.

Коллекции насекомых, как и собрание книг, Иван Петрович пополнял в течение всей жизни - с юных лет до глубокой старости. Коллекцию живописи он начал собирать уже в зрелые годы, добившись успехов в научной карьере и материального благополучия. Марки же, наоборот, собирались в «допрофес-сорский» период, когда семья переживала трудные в финансовом отношении времена. Как вспоминала в своих мемуарах жена Павлова Серафима Васильевна,

в дни именин и рождений или других каких торжеств в семье дарили сочинения любимых авторов [...] Когда на это потребовалась порядочная сумма, а у нас не хватало денег на самое необходимое, то поневоле пришлось протестовать против таких несвоевременных затрат. Тогда-то Иван Петрович перешел на более доступное коллекционирование марок 4.

Увлекшись филателией, он, с присущим ему азартом, не упускал любой возможности пополнить свое собрание. П. К. Анохин приводит, например, такой эпизод:

По лаборатории Павлова проходит экскурсия из «высокопоставленных» лиц. Среди них [...] сиамский принц. Закончив обзор своих изумительных экспериментов и оторвавшись на минуту от изложения мировых достижений в области пищеварения и высшей нервной деятельности, Павлов вдруг обращается к принцу и жалуется ему на то, что в его марочной коллекции не хватает сиамских марок. Удивленный и польщенный этой просьбой принц просит своего секретаря записать эту странную просьбу великого русского ученого. Через несколько дней коллекция И. П. Павлова украсилась целой серией марок Сиамского государства 5.

Старались порадовать его редкими экземплярами и все друзья и ученики. И хотя собирание марок явилось для Павлова как бы временной уступкой в ущерб его страсти к книгам, коллекция, по семейным рассказам, получилась замечательная. Вырученные от ее продажи деньги были использованы на покупку первых картин, ставших основой следующего собрания - живописных полотен русских художников. Желание собирать именно такую коллекцию родилось не случайно - интерес к изобразительному искусству Иван

2Космачевская Э. А, Громова Л. И. «Я не только физиолог, но и человек, думающий на разные темы» // Альманах-2001. Музеи Российской академии наук / Отв. ред. Т. И. Алексеева. М., 2002. С. 221-241.

3 Павлов И. П. Рефлекс цели // Павлов И. П. Избранные труды. М., 1999. С. 363.

4 Павлова С. В. Из воспоминаний // И. П. Павлов - первый Нобелевский лауреат России. Т. 2. Павлов без ретуши / Авт.-сост. А. Д. Ноздрачев, Е. Л. Поляков, Э. А. Космачевская, Л. И. Громова, К. Н. Зеленин. СПб., 2004. С. 252.

5 Анохин П. К. Иван Петрович Павлов. М.; Л., 1949. С. 273.

Петрович проявлял еще в студенческие времена. Об этом свидетельствует, например, сохранившийся в его библиотеке «Указатель скульптурного музея Императорской Академии художеств» 1874 г. с многочисленными пометками и комментариями, указывающими на его уже тогда достаточно глубокие познания в этой области. И позднее по воспоминаниям современников он любил посещать художественные галереи как в Петербурге, так и за рубежом. Представленные там полотна «потом долго служили ему темой для рассказов, суждений, восторгов или порицаний», - писал в своих мемуарах его племянник А. Ф. Павлов, отмечая, что особой любовью пользовалась

живопись чисто русская, которую, более чем всякую другую, он был способен понимать и чувствовать. При этом [...] он терпеть не мог картин, созданных разными декадентами, кубистами, импрессионистами [...] а признавал живопись только строго реалистическую, 6

отдавая предпочтение пейзажам и жанровым полотнам. Картины именно такого типа в исполнении только русских мастеров он и собирал. На фотографиях интерьеров павловской квартиры конца 1920-х гг. видно, как много полотен было в его собрании, однако составить полный каталог живописной коллекции до сих пор не представляется возможным. Сам он, как уже было сказано, не оставил никаких заметок по этому поводу, большую часть собрания унаследовали родственники, некоторые картины были проданы в российские музеи. М. В. Нестеров, посетивший Павлова в 1930 г., пишет в своих мемуарах, что у него в то время

был Репин, его лучшей поры, в чудесных этюдах к «Приему старшин», были и более поздние картины, до самых последних лет жизни Ильи Ефимовича. Были Маковский, Шишкин, Дубовской, петербургские художники, Крыжицкий, Берггольц, Сергеев, были Бакалович, Семирадский... 7

не указывая, к сожалению, названий произведений. В основном Павлов приобретал живописные полотна на художественных вернисажах - сохранились каталоги некоторых выставок с его карандашными отметками на полях, указанием цены и отдельно выписанными названиями особенно понравившихся работ. Некоторые картины дарили ему сами авторы, среди которых у Ивана Петровича было немало друзей - И. Е. Репин, Н. Н. Дубовской, М. В. Нестеров и др. Подробности о взаимоотношениях Павлова с представителями мира изобразительных искусств, описания которых можно встретить на страницах мемуаров родных и сотрудников Ивана Петровича, в воспоминаниях самих художников и скульпторов (М. В. Нестеров, Д. Ф. Шарапов, Я. Д. Минченков, С. Т. Коненков, И. Я. Гинцбург и др.), представляют собой материал для отдельной полноценной публикации.

В экспозицию Мемориального музея вошли из коллекции Павлова 59 авторских работ российских мастеров живописи. Все они остались на местах,

6 Павлов А. Ф. Воспоминания об академике Иване Петровиче Павлове // И. П. Павлов - первый Нобелевский лауреат России. Т. 2 ... С. 429.

7 Нестеров М. В. Давние дни. Встречи и воспоминания. М., 1959. С. 227.

выбранных в свое время хозяином дома. Большая часть - 32 картины - сосредоточена в гостиной. Над камином - большое полотно художника-пейзажиста Дубовского, с которым Иван Петрович дружил на протяжении всей жизни, «Вечерняя заря» (х., м., 105 х 109), изображающее утопающий в вечерних сумерках берег Финского залива неподалеку от дачного поселка Силламяэ, где в течение 20 лет до революции семья Павловых отдыхала с мая по сентябрь. Оно было подарено автором картины в память «о чудесных летних вечерах, проведенных здесь», и стало одним из первых в павловской коллекции. Картина Дубовского «Кухни» (х., м., 24 х 35, 1903), на которой изображен служивший в Силламяэ кухней простой деревенский домик с пристройкой в яркий солнечный день в тени деревьев, была подарена в свое время жене Павлова, о чем свидетельствует надпись на оборотной стороне картины. В мемориальной квартире представлено еще восемь работ этого художника, либо также подаренных автором, либо купленных на выставках, - «Море» (х., м., 26 х 34, 1909), «Зима» (х., м., 51 х 69), «Неаполитанский залив» (х., м., 23 х 35, 1895)и др.

Лучшее место в гостиной, по словам старшего сына, Павлов выбрал для «Богатырей» (1897) своего любимого мастера В. М. Васнецова - выполненного маслом одного из первых вариантов знаменитого полотна. Здесь же авторское повторение «Снегурочки» (1899). Павлову, как вспоминают близ-

Инте

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком