научная статья по теме КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ АРТИСТОВ БАЛЕТА Психология

Текст научной статьи на тему «КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ АРТИСТОВ БАЛЕТА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ, 2004, том 25, № 1, с. 83-89

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

АРТИСТОВ БАЛЕТА

© 2004 г. А. Л. Гройсман*, А. М. Анохин**, В. А. Поздняков***

*Доктор мед. наук., профессор, научный руководитель лаборатории педагогики и психологии творчества РАТИ-ГИТИС, Москва **Кандидат психол. наук, ст. научный сотрудник лаборатории, там же ***Сотрудник лаборатории, там же

Выявлена связь между комплексной коррекцией психических состояний и их динамикой у артистов балета разного возраста. Отмечена регредиентная динамика невротических симптомов, условно обозначаемая как "пути выздоровления" и имеющая свое графическое выражение в виде критического, ступенчатого, волнообразного, веретенообразного (пикообразного) типов повышения психической работоспособности артистов балета. Установлена связь осознания психогенного характера симптомов с изменением когнитивных установок на поведенческом уровне.

Ключевые слова: психические состояния, коррекция, невротическая симптоматика, психическая саморегуляция, мотивационный профиль, комплексная коррекция психических состояний (ККПС).

Проблема регуляции психических состояний у профессионалов в различных видах деятельности разрабатывается в настоящее время психологической наукой достаточно эффективно. В этом плане безусловный интерес вызывают результаты анализа их динамики у артиста балета, ибо его профессиональная деятельность предполагает выявление всего психофизического потенциала личности в акте творчества, по необходимости ограниченного жесткими рамками сценического действия. По существу артист балета демонстрирует возможности мобилизации творческого потенциала человека в экстремальных условиях. Отсюда возможное использование результатов изучения этого анализа для других видов деятельности в условиях сверхнапряженности.

В литературе по балетоведению имеются лишь "островки" исследований, посвященных психологии и педагогике творческой деятельности артистов [2, 3, 7, 9, 11, 12], в ней дается представление только о "парадной" стороне профессии. Сам же процесс творчества, сопровождающийся "трудными" состояниями в этом виде деятельности, остается скрытым. Однако ряд отечественных исследователей обращали внимание на особенности подобных состояний, сравнивая, например, профессию артиста балета по испытываемым психическим нагрузкам с профессией летчика-испытателя. Придавая большое значение проблемам присущих их деятельности "трудных" состояний, В.А. Пономаренко, в частности, пишет: "Трудности продолжения профессиональной деятельности из-за снижения психофизиологических возможностей - достаточно ха-

рактерная ситуация для людей, профессия которых требует высокой физической кондиции и психического здоровья, а их утрата или даже парциальная недостаточность может привести к дисквалификации. Среди составляющих эту группу лиц можно назвать представителей некоторых опасных профессий и таких профессиональных групп, как артисты балета" [23, с. 39]. П.В. Симонов [25, 26], описывая объективные психофизиологические проявления перевоплощения мастеров сцены на примере работы с актерами театра "Современник" (О. Табаков и др.), также обратил внимание на сложность этого вида деятельности. Главный же вывод наших исследований "трудных" профессий, включая малоизученную профессию артистов балета, состоит в том, что трудные психические состояния могут быть естественным следствием условий выполнения профессиональной деятельности [12, 13].

Известно, что артисты балета рано выходят на пенсию по медицинским и психофизиологическим показателям; они должны в расцвете сил и карьеры уходить из профессии или занимать в ней неприемлемое для них по социальным критериям или соображениям престижа место, которое переводит их с первых ролей в своей профессии на задний план. Имеется рассогласование между жесткими требованиями профессии и текущими параметрами психофизической конституции лиц разного возраста.

Вопрос о резервных возможностях психики артистов балета, а также их роли в восстановлении профессиональных качеств отечественной

83

6*

психологией практически не изучался. В связи с этим особенно актуально исследование механизмов формирования высокой эмоциональной стабильности и произвольной саморегуляции [9, 10, 28], способов преодоления эмоционально-волевой нестабильности, астенических психических состояний, "эстрадного волнения" и т. д. [11-13].

Выдвигается гипотеза о продуктивности созданного на основе выявленных особенностей личности комплекса воздействий, регулирующих психические состояния, способствующих повышению эмоциональной стабильности и позитивной динамике личностно-профессиональных качеств артиста балета.

МЕТОДИКА

Выборку исследования составили профессиональные артисты балета - 180 человек. Из них мужчин - 83, женщин -97 в возрасте от 15 до 63 лет (средний возраст обследованных - 28 лет).

В исследовании использовались две группы методик: диагностические и регуляции психических состояний.

В качестве диагностических применялись методики психодиагностики интегральных показателей профессиографи-ческих качеств артистов балета [11, 13]: самооценки САН, по В.А. Доскину; общей и психической работоспособности (КСП), по В.П. Некрасову [17-19]; творческой мотивации, по В.Э. Мильману [15] и А.Ф. Рослякову [24]. Методология исследования базировалась на концепциях нейрофизиологических и психологических уровней психомоторной организации человека [1, 6].

Методики регуляции психических состояний определялись показаниями, связанными с клинико-психологическими особенностями. Рефлексивно-дидактические методики применялись при психогенных реакциях личности для осознания "комплексов" вины, обиды, тревоги и пр. (Ю.М. Орлов) [20], суггестивно-симптоматические методики (аутогенная тренировка - АТ, психофизическая гимнастика - ПФГ) - при затяжных, пролонгированных психических состояниях, в основном при астенических [13]. Комплексная коррекция включала в себя обе методики, между которыми проводились сравнения.

Сочетание АТ с двигательными упражнениями - "психофизическую гимнастику" (ПФГ) - мы применяли не только в качестве средства борьбы с малоподвижным образом жизни, но и для оптимизации психической работоспособности у лиц, занимающихся интенсивным творческим трудом. Такая гимнастика (ее можно назвать и "динамическим аутотренингом") понимается нами как один из способов активизирующей психотерапии; она использует физические действия не в качестве самоцели, а для достижения определенного психологического состояния спокойствия, "мышечной радости", создания положительных установок. В отличие от обычной гимнастики и лечебной физкультуры с помощью ПФГ тренировались не только моторные центры, но и психомоторика, а мышечное расслабление использовалось как удобная модель фазовых состояний, необходимых для реализации самовнушений и лечебных воздействий, которыми обладает хатха-йога. Для этого было взято несколько простых дыхательных и изометрических упражнений, каждому из которых придана психологическая характеристика как средства, воздействующего преимущественно на те или иные симптомы утомления. Применялись, например, упражнения для снятия повышенного напряжения шейных мышц, медленные ротационные упражнения для тренировки позвоночника и функций вегетативной нервной системы, а также для улучшения мозгового кровотока и т.п. Словесные команды

инструктора сопровождались психотерапевтическими формулировками, усиливающими эффект физических упражнений и стимулирующими не только деятельность центральной нервной системы, но и улучшающих функции внутренних органов. Это вызывало потенциирующий эффект создания новых условно-рефлекторных связей, закрепляющихся при исполнении упражнений как под руководством врача, так и самостоятельно при самовнушениях в бодром статусе мозга [11-13].

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Действие механизма комплексной коррекции психических состояний (ККПС) определяется многими факторами, которые не всегда могут быть учтены. В число этих факторов включаются самочувствие, уровень настроения, активность, переживания боли, страха. Для артистов балета состояния напряженности, вызываемые сомато-психологическими отношениями, являются главными.

Для удобства исследования и измерения мы выделили пять уровней, представляющих шкалу, которая использовалась экспертом для оценки эффективности результатов коррекции: 1 - без перемен, 2 - незначительные улучшения, 3 -улучшение, 4 - значительное улучшение, 5 -практически здоров.

В средних баллах дана оценка эффекта влияния рефлексивной коррекции психических состояний в сравнении с комплексной. С помощью критерия Уилкоксона сравнивались средние баллы, описывающие результат рефлексивной и комплексной коррекции психических состояний. Количество испытуемых в обеих группах уравнено.

Исходную группу (I группа) составили 80 артистов балета, у которых наблюдалось состояние повышенной тревожности. Из них 40 испытуемых подверглось классическому тренингу (II группа), а остальные 40 испытуемых (III группа) проходили психофизический тренинг по описанной выше методике в течение одного месяца. Как и принято в психофизиологии, при выявлении функциональных астенических состояний проводились исследования САН (самочувствие-активность-настроение), общей и психической работоспособности (КСП, по В.П. Некрасову), ЧСС (частота сердечных сокращений) и ВЗД (время задержки дыхания).

Исследования по всей выборке показали, что остальным испытуемым (100 человек) также были присущи различные психические состояния, требующие коррекции. При этом 40 человек не подвергалось психофизическому тренингу по разработанной методике, тогда как остальные 140 человек его прошли.

Для статистической обработки результатов использовались методы непараметрической ста-

Таблица 1. Астенические состояния артистов балета после различных методов психофизической коррекции

I группа. Состояние после концертной астении (n = 80) II группа. Состояние после классического тренажа (n = 40) III группа. Состояние после ПФГ (месячный тренинг) (n = 40

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком