научная статья по теме Композиционно-речевые формы как отражение специфики языкового сознания автора художественного текста Биология

Текст научной статьи на тему «Композиционно-речевые формы как отражение специфики языкового сознания автора художественного текста»

2041

19. Минаков А.Ю. Русский консерватизм в современной российской историографии: новые подходы и тенденции изучения. [Электронный ресурс]. -

20. URL: http://conservatism.narod.ru/minakov/otec.doc.

21. Дегтярева М.И. Жозеф де Местр о российских политических традициях и перспективах реформаторства в России. // Исследования по консерватизму. Реформы: политические, социально-экономические и право. - Пермь, 1997. -

22. Вып.4.

23. Минаков А.Ю. Русский консерватизм в современной российской историографии: новые подходы и тенденции изучения. [Электронный ресурс]. -

24. URL: http://conservatism.narod.ru/minakov/otec.doc.

25. Blakemore S. Burke and the Fall of Language: The French Revolution as Linguistic Event. - Hanover, 1988.

26. Bruyn F. de. The Literary Genres of Edmund Burke: The Political uses of literary form. - Oxford, N.Y., 1996.

УДК 808.1

КОМПОЗИЦИОННО-РЕЧЕВЫЕ ФОРМЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ АВТОРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Щибря Оксана Юрьевна, кандидат филологических наук,

доцент кафедры немецкой филологии КубГУ, докторант кафедры общего и славяно-русского языкознания

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия shchibryao@mail. ru

Эксплицитность коммуникативной ориентированности композиционно-речевых форм «сообщение», «описание» и «рассуждение» обеспечивает раскрытие концепта произведения и выполнение его дидактической функции, способствуя, таким

2042

образом, оптимальной реализации когнитивно-познавательных стратегий автора.

Ключевые слова: когниция; композиционно-речевые формы; художественный текст; когнитивно-познавательные стратегии.

COMPOSING-SPEECH FORMS AS A REFLECTION OF THE PECULIARITIES OF FICTION AUTHOR'S LINGUISTIC CONSCIOUSNESS

Oxana Shchibrya, candidate of Philology, assistant professor of the German Philology Chair

Kuban State University, Krasnodar, Russia shchibryao@mail. ru

The explicitness of the communicative orientation of composing-speech forms of «message», «description», and «argument» provides with the revelation of literary text concept and fulfilling of its didactic function making possible the definitive implementation of the author 's cognitive strategy.

Keywords: cognition; composing-speech forms; literary text; cognitive strategy.

Художественный текст часто называют вторичной моделирующей системой, так как в нем тесно переплетаются объективный мир и авторский вымысел. Для любого художественного текста естественный язык - строительный материал. Язык художественного произведения представляет собой уникальную знаковую систему. Этот язык характеризуется амбивалентностью семантики, множественностью интерпретаций. Важную роль при понимании художественного текста реципиентом играют его фоновые знания, социально-культурный и образовательный статус, его тезаурус.

Так, каждое художественное произведение ориентировано как на общество в целом, так и на отдельного читателя. Творец художественного текста, прежде всего, ориентируется на всё содержание личности потенциального читателя, на особенности его интеллектуальной, нравственной, эмоциональной жизни,

2043

которые, как правило, влияют на уровень его эстетического восприятия, необходимого для понимания художественного произведения. Когнитивно-речевые особенности художественной коммуникации направлены на раскрытие абсолютно новых граней смысла человеческого существования в мире.

Созданный в художественном дискурсе текст, соотносится в когнитивных системах автора и читателя с особым ментальным миром, со специфическим типом воплощаемого в нём знания, а также с особой моделью текстообразования (когниотипом). Поэтому помимо языковой компетенции писатель обладает совокупностью представлений, знаний и навыков, которые обеспечивают продуцирование текста, не нарушающего, во-первых, «неписанных норм (данной) культурно-письменной традиции» (по М.Я. Дымарскому), во-вторых, норм текстообразования, сложившихся в соответствующем типе дискурса на основе опыта многих поколений [1, с. 8].

Особую модель текстообразования в художественном дискурсе формируют конвенциональные правила и стратегии, лежащие в основе целенаправленной когнитивной деятельности творца текста. Авторские интенции регулируют представление в тексте знаний о мире и знаний коммуникативной специфики художественной сферы социального взаимодействия. Опыт рационально-логического и эстетического способов текстообра-зующего освоения мира, заложенный в стратегиях художественного творчества, усваивается его субъектом с приобретением соответствующей когнитивной компетенции и творчески претворяется им при создании художественного текста посредства выбора и комбинирования языковых средств, речевых структур, архитектонических и композиционных приёмов. Как правило, в художественном тексте воплощается образ его автора, а представление о когнитивно-речевом субъекте художественной коммуникации формируется в интерпретационной деятельности читателя на основе средств текстовой актуализации автора.

Как отмечает Н.Н. Пелевина, высший иерархический статус когнитивно-познавательных стратегий в сферах коммуникации имеют стратегии презентации нового знания и художественной концепции познаваемой действительности [1]. Некоторые лин-

2044

гвисты, в частности М. Пфютце, Х. Либеш, С. Вебер, В. Шмидт, Х. Харниш и др., полагают, коммуникативный эффект может быть достигнут при наличии так называемой коммуникативной стратегии (Kommuшkatюnsstrategie) [2].

Под коммуникативной стратегией, как правило, понимается план для оптимальной реализации коммуникативных интенций говорящего. Они определяют при учёте объективных и субъективных факторов и условий процесса коммуникации внутреннюю (композицию) и внешнюю (архитектонику) структуры текста, а также использование языковых средств выражения.

Коммуникативная стратегия как план речи отправителя ^е-deplan, Лкюшр1ап) имеет целью, учитывая вышеназванные факторы, воздействовать на разум, чувства и волю партнёра, а также касается выбора, расположения и связи элементов информации. Воздействие на разум, чувства и волю партнёра относится к коммуникативно-психологическим компонентам стратегии, а выбор, расположение и связь элементов информации к логико-коммуникативным. Всё это взаимообусловлено и в комплексе составляет стратегию общения. При этом доминирует логико-психологический компонент. Таким образом, стратегия имеет две стороны: психологическую и логическую. К коммуникативно-психологическим компонентам относятся, например, заинтересованность, воодушевление, призыв, убеждение и т.п. К логико-коммуникативным - сообщение, описание, изображение и т.п.

Упомянутые здесь речевые формы сообщение, описание и изображение используются для составления связного текста по определённому топическому плану как элементы передачи информации. Особое внимание тем самым уделяется расположению исходного материала и тому, как именно передать. В какой последовательности, без учёта, однако, структурного содержания самой формы (почему избранная форма именно такая). Таким образом, логический аспект изложения понимается исследователями в традиционном риторическом плане: как туепйо-dispositio-elocutio.

Успех коммуникации, а текст всегда коммуникативен зависит от многих факторов, в числе которых важным является членение текста на отдельные фрагменты. Именно с помощью сме-

2045

ны компонентов членения автор осуществляет управление течением художественного времени, изменяет линейность развёртывания событий и их логическое следование, поддерживая интерес читателя к тексту на протяжении всего произведения. Единство и целостность художественного текста в этом варьировании обеспечивается, прежде всего, образом автора, а также образами персонажей, различными коммуникативными структурами.

Как в практических стилистиках немецкого языка, так и в пособиях по теории литературы речевые формы рассматриваются лишь как формы топического расположения материала безотносительно к языковой структуре их содержания. К типовым речевым формам относятся: речевая форма сообщение (Bericht), речевая форма описание (Beschreibung) и речевая форма рассуждение (Betrachtung). Это - наиболее общие формы монологической речи, откристаллизовавшиеся в процессе речевого общения, которыми люди владеют интуитивно, используя их при оформлении своих высказываний. Речевые формы являются сложным логико-речевым образованием. Двоякость их природы заключается в том, что, с одной стороны, они представляют собой формы мыслительного процесса, а, с другой стороны, являются формами речевой коммуникации [3].

Структура речевых форм изоморфна структуре процесса мышления, ибо «мышление как процесс познания обнаруживает себя в речевой деятельности индивидуума» [4, с. 89], а то содержание, которое выражено в языке, всегда является мыслимым. Как отмечает Н.Н. Пелевина, речемыслительные операции, типичные для эмпирического и теоретического уровня познания и мышления реализуются взаимодействующими композиционно-речевыми формами, а именно комбинациями способов изложения тематического материала, отвечающих авторским интенциям и когнициям. Это в равной степени относится как научному, так и к художественному текстам [1].

Заметим, что создаваемый творцом художественного текста, фикциональный мир, абсолютно антропоцентричен, так как его организующим центром всегда выступает человек - основной объект художественного познания, воплощаемый в образах персонажей. К базисным представлениям о мироустройстве отно-

2046

сятся также образы пространства и времени, которые являются константами и моделируемого мира художественного произведения.

«Система пространственно-временных координат, в которой существует реальный автор, наблюдая проявления человеческой жизни и получая импульс к замыслу художественного произведения, входит в объект его познания, как и пространственно-временные реалии определённого исторического периода, которые он познает путём изучения документальных свидетельств прошлых лет. Автор художественного произведения переосмысляет историческое пространство-время в соответствии со своим мироощущением, создав

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком