научная статья по теме КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЖИТИЯ МИТРОПОЛИТА ИОНЫ Языкознание

Текст научной статьи на тему «КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЖИТИЯ МИТРОПОЛИТА ИОНЫ»

Композиционное своеобразие Жития митрополита Ионы

© А. А. МЕДВЕДЕВ

В статье анализируются основные особенности композиционного построения Жития митрополита Ионы в составе Великих Четий Миней митрополита Макария, а также выявляются топосы, свойственные святительским житиям.

Ключевые слова: Великие Четьи Минеи митрополита Макария, композиционные особенности, святительское житие, топосы, агиографический канон.

Великие Четьи Минеи - сборник, содержащий тексты, которые были расположены по месяцам и дням года и предназначены преимущественно для внебогослужебного использования, для ежедневного чтения православными христианами. Это своего рода свод литературы Древней Руси, в котором автор «собрал все книгы рускыя земли», то есть памятник содержит огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения древнерусского человека.

Появление после церковных соборов 1547 и 1549 годов новых канонизированных святых потребовало создания житий этих святых и приведения их к единообразию с уже включенными памятниками в состав Софийской редакции Великих Миней Четьих.

Композиционные особенности Жития митрополита Ионы определяются спецификой и назначением Великих Миней Четьих. В составе Успенского списка Великих Миней Четьих митрополита Макария под 31 марта помещена первая, составленная к канонизации святого в 1547 году и написанная неизвестным автором редакция Жития митрополита Ионы, под заголовком «Слово похвальное иже в святых отцу нашему Ионе, митрополиту Киевьскому и всея Русии чюдотворцу, списано бысть в лето 7055 повелением благочестиваго царя великаго князя Ивана Ва-силиевичя, всея Русии самодеръжца, и благословением преосвященаго Макария, митрополита всея Русии» [2. С. 1901]. Эта минейная редакция с добавлением биографических сведений из летописных памятников

послужила основным источником для создания второй редакции, включенной в «Степенную книгу царского родословия».

Впервые историей текста Жития митрополита Ионы занялся В.О. Ключевский, который ввел в научный оборот все известные ему редакции и списки этого памятника. Минейная редакция, по мнению историка, по сравнению с последующими, «отличается витиеватостью, обилием общих мест и скудостью содержания» [3. С. 200]. Ученый, характеризуя памятник, отмечал художественную выразительность, отличающую его от других редакций.

Вступление к этой редакции Жития построено в соответствии с традициями византийской агиографии: оно содержит обращение к слушателям, чадам православной церкви: «Приидете възлюбленнии добрии послоушницы, приидете чада церковная, приидете сынове света, прича-стници царства небеснаго, приклоните оуши свои в глаголание истины» [2. С. 1901]; похвалу святому, размышление автора о величии его подвига: «яко Богу хотяще прославити угодника своего; от наших бо похвал ничтоже ти будет светлеиши, что требуют нашего языка» [Там же], «о семъ пресветлем светилници не в дальних бо странах, ни в чюжеи земли просиавша его слышахом, но посреде сего царствоующаго и Богом спасаемаго града Москвы» [Там же]. Повествователь обращается к читателям с наставлением о том, что жития святых полезно вспоминать, исполняя церковные правила: «нам же подобает преже плотьскиа духовноую предоуготовляти трапезоу», «пооучаяся присно в заповедех господних» [Там же]. Состав топосов авторского вступления оказывается не совсем полным. В этой части отсутствуют традиционное самоуничижение и обращение к божественным силам с просьбой о помощи в написании жития, также автор не упоминает источники, которые он использовал при создании своего произведения, и отсылки к известным библейским событиям.

Центральную часть Жития агиограф строит нетрадиционно, отсутствуют важные для структурной схемы жития мотивы. Автор не называет, откуда был родом будущий митрополит московский и кто были его родители, не указывает имени, данного ребенку при рождении и при крещении. Опускает агиограф и такой канонический элемент, как детство будущего святого в качестве пролога к подвижничеству (отношения с родителями, отношение к земным богатствам, любовь к чтению Священного Писания и книг отцов церкви). О пострижении святого в монахи в Житии специально не говорится, нет описания и традиционного для житийной литературы момента «отъятия влас», который считается топосом при описании пострижения. Отсутствие этих фрагментов связано с особенностями сборника и той главной задачей, которую ставил перед собой агиограф: уделить особое внимание христианским добродетелям во время святительского служения на митрополичьей кафедре.

С первых строк основной части автор начинает рассказ о юноше Ионе и его жизни в монастыре. Поведение святого в юношеском возрасте описано по законам византийских агиографических памятников: в двенадцатилетнем возрасте он отвергает все мирское и становится монахом, «еже всяко добродетель иноческаго житиа исправи» [2. С. 1902], чтобы полностью посвятить себя служению Богу.

Автор приводит рассказ о пророчестве митрополита Фотия, увидевшего Иону, который заснул в поварне Симонова монастыря, где он трудился. Фотий, взглянув на блаженного Иону «от многаго труда спяща, молитву же Иисусову в оустех безпрестани имуща», предрек, что молодой инок станет великим святителем «в рускых странах, и многым градовом и весем христианьскым спаситель будет, и многы не-верныя обратит к Господу Богу, и просветит святым крещением» [Там же]. Описание жизни Ионы в монастыре и пророчество о нем призвано подчеркнуть его святость, поэтому агиографу важны мотивы отказа от всего житейского, стремления следовать Божиим заповедям и интереса к Библии.

Агиограф, восхваляя героя, в этом фрагменте пользуется эмоциональными репликами, включающими метафоры и сравнения со световой символикой, характеризующие главного героя («и просветися помысл его, и свет благодатныи въсиа в сердце его»). С помощью этикетных формул («чадолюбезне к нам, чюдес дарованиа издавающа») автор называет черты персонажа: любовь к ближним, добродетель и т.д. Они нанизываются одна на другую, составляя целостный и эмоционально оформленный образ. В этом предисловии перечисляется круг добродетелей, входивших в представление об идеальном угоднике Божии.

Следующим важнейшим каноническим элементом святительского жития является возведение Ионы на рязанскую и муромскую епископию. Иона был избран епископом городов Рязани и Мурома всем священным собором православной церкви. Агиограф в этом эпизоде подчеркивает тот факт, что во время служения Ионы на рязанской кафедре епископ многих неверных обратил к Богу, просветил святым крещением. Иона во время своего епископства поучает порученное ему Богом стадо Христово. Библейские аллегорические образы пастыря и словесных овец, которые точно и емко передавали отношения между православным народом и епископом, характерны для святительских житий. Мы можем считать эти образы топосом святительского жития. Не случайно агиограф приводит их именно в эпизоде поставления в епископы, который знаменовал начало служения православному народу. По нашему мнению, этот композиционный элемент является характерной особенностью именно святительского жития.

После смерти преосвященного митрополита Фотия великий князь Василий Васильевич с архиепископским собором избирает на великий

престол русской митрополии епископа рязанского Иону как «моужа святаго и в добродетелех сиающа» [2. С. 1902]. Затем повествуется о поездке Ионы за благословением в Царьград к царю Калояну и к святейшему патриарху Иосифу. Тема «поставления в митрополиты» также реализована в соответствии с каноном агиографических произведений, описывавших жизнь и деяния иерархов церкви.

Рассмотрев святительские жития митрополитов Петра и Алексия, мы выявили еще один из основных композиционных элементов этого житийного типа - борьбу святителя с нечестным претендентом на митрополичью кафедру. В Житии митрополита Петра редакции Кип-риана говорится о соперничестве Петра и игумена Геронтия, а затем рассказывается о том, как отстаивал святитель свою духовную власть от притязаний тверского епископа Андрея. В поздней редакции Жития митрополита Алексия в составе Степенной книги упоминается столкновение святителя со ставленником литовского великого князя Ольгерда Романом, который «мятежом» и «крамолой» пытался захватить митрополичью кафедру.

Агиограф, повествуя о поездке Ионы за благословением на митрополию в Царьград, обращает внимание читателей на тот факт, что по приезде к патриарху Иона узнает о поставлении «некоего Исидора именем от Рима пришедша». Ионе была обещана митрополия только в случае смерти Исидора «или паче что о нем слоучится» [2. С. 1903].

Далее упоминается об отступничестве Исидора, который «поиде к со-бороу в Рим до папы, рекше о оукреплении нашего православиа», «свя-тыя иконы и честныя кресты презрев и в божницоу латыньскую иде». Автор жестко осуждает действия Исидора, прибегая к ярким образам: «хотя всеяти акы плевел в пшеницоу римьское оучение в наше великое православие». Только благодаря созванному великим князем Василием Васильевичем собору, осудившему «прелоукавного» Исидора, митрополитом поставили Иону, «моужа духовна, добродетельми оукрашена и честна», в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Москве, а отступник Исидор со стыдом и срамом бежал в Рим [2. С. 1903-1904].

Во всех житиях святые митрополиты одерживают верх над своими противниками, что свидетельствует об их богоизбранности.

Затем агиограф переходит к описаниям прижизненных чудес святого, которые вынесены в отдельные главы, разрывающие последовательное повествование о жизни святого. Прижизненные чудеса можно разделить на три группы: «исцеления», «пророчества» и «наказания неверных за грехи».

Самые распространенные в агиографическом жанре чудеса-исцеления встречаются в этой редакции часто. Впервые агиограф повествует об исцелении дочери великого князя Василия Васильевича Анны, «бывши еи в немощи зелнеи, яко и живота еи отчаятися», «акы без дыханиа

3 Русская речь 4/2015

сущоу». Бог благодаря молитве святого «въскоре подарова отроковици здравие и живот» [2. С. 1905].

Затем п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком