научная статья по теме КОНФЕРЕНЦИЯ «КРУГ ЖИЗНИ В СЛАВЯНСКОЙ И ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ» Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КОНФЕРЕНЦИЯ «КРУГ ЖИЗНИ В СЛАВЯНСКОЙ И ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Славяноведение, № 1

КОНФЕРЕНЦИЯ «КРУГ ЖИЗНИ В СЛАВЯНСКОЙ И ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

4-6 декабря 2013 г. в Институте славяноведения РАН прошла конференция «Круг жизни в славянской и еврейской культуре», ставшая уже семнадцатой в рамках многолетнего международного проекта «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», осуществляемого центром славяно-иудаики Института славяноведения. Материалы всех конференций опубликованы, полные тексты сборников выложены также на сайте http:// www.sefer.ru/rus/publications/culture_conf_publications.php

На конференции был поднят широкий круг вопросов, связанных с жизнью человека в ее разнообразных проявлениях: обряды перехода, магия жизненного цикла, культурные концепты «жизнь»/«смерть», «судьба», «здоровье»/«болезнь», «живое»/«неживое», «чело-веческое»/«нечеловеческое». Эти проблемы обсуждались на материале устных и письменных текстов, отражающих различные этапы и события человеческой жизни, - памятников языка, фольклора, литературы, философии, музыкальной культуры, изобразительного искусства.

На открытии конференции состоялась презентация сборника «Устное и книжное в славянской и еврейской культурной традиции» (М., 2013), в который вошли материалы конференции 2012 г.

Первый блок докладов, объединенных тематикой круга жизни в народной и книжной культурах, открыло сообщение С.М. Толстой (Москва) «Жизнь после смерти в славянской народной традиции», в котором были рассмотрены представления славян о метемпсихозе (в центре внимания докладчика оказались сюжеты из разных славянских традиций о переселении душ умерших в других людей, животных и растения, о «живых мертвецах», о кладбище как земном локусе потустороннего мира, о загробной жизни души).

Доклад О.М. Запрометовой (Москва) «Учит меня внутренность моя (Пс. 15:7): Тора и духовные искания поздней античности» был посвящен сравнительному анализу поиска человеком путей обретения истины в еврейской и христианской традициях поздней античности, когда формирующиеся в контексте параллельного сосуществования христианство и иудаизм искали ответы на одни и те же вопросы, обращаясь к Священному Писанию. Одной из ключевых тем как для иудаизма, так и для христианства являлся вопрос обретения человеком истины - божественного озарения «светом света» (Филон Александрийский «О наградах и наказаниях»), которому в докладе было уделено особое внимание.

В докладе Е.Я. Федотовой (Москва) «Смех и игра в библейском мире» исследовалась роль смеховых и игровых сюжетов в библейском нарративе, включая Ветхий и Новый Завет.

Основное внимание в докладе Е.М. Сморгуновой (Москва) «Библейские темы в русских рисованных картинках» было уделено библейским сюжетам в народных картинках (лубке), относящихся ко второй половине XVII - началу ХХ в., из коллекций Государственного Исторического музея (собрания А.П. Бахрушина и П.И. Щукина), Государственного Литературного музея (собрание С.А. Клепикова) и Российской государственной библиотеки искусств.

ДокладА.Б. Ковельмана (Москва) и У. Гершовича (Иерусалим) «Священный брак в Ми-шне и Бавли Киддушин» представил свою версию толкования трактата Киддушин, который некоторые исследователи Талмуда считают вторичным и неудачным, а докладчики, напротив, видят в его сложной композиции «второе дно». Трактат, посвященный галахи-ческим вопросам заключения брака с женщиной, приобретения имущества (скота, рабов и пр.) и заповедям об отношениях между отцом и сыном, мужем и женой, рассматривался докладчиками как мифопоэтическая комбинация метафор сакрального брака между мужем (Богом) и женой (Израилем) и отношений отца (Бога) и сына (Израиля).

Доклад Е.Д. Зарубиной (Москва) «Между сакральным и мирским: гадательная книга Соломона бен Шошана "Магид давар" (XVI в.)» был построен на материале источника, впервые вводимого в научный оборот. Помимо палеографического описания рукописи и некоторых особенностей композиции текста были затронуты вопросы о социальной среде, в которой рукопись находила применение, символике художественной составляющей рукописи. Зарубина закончила свое выступление эффектной практической реконструкцией механизма гадания по исследуемой рукописи.

В докладе У. Гершовича (Иерусалим) «От законов траура к символическому значению субботы и праздников: Мишна. Моэд катан, гл. 3» рассматривался комплекс осенних праздников еврейского календаря как единое целое. Праздник Рош а-Шана с этой точки зрения имеет два аспекта - универсальный (для народов мира) и партикулярный (для Израиля). Анализ трактата «Моэд катан» (3:5,6), показывая символическое значение субботы и «праздников восхождения», дает возможность выявить в комплексе осенних праздников две системы, соответствующие двум символическим субботним циклам, которые завершаются эсхатологически осмысленным восьмым днем - Ацерет. Таким образом, в рамках комплекса осенних праздников формируется понятие универсальной, предназначенной для народов мира Субботы, завершающейся Избавлением.

Л.Н. Бимбат (Москва) в докладе «Рождение как календарная метафора в иудаизме и христианстве» провел сравнение годичного круга еврейских праздников и памятных дат с жизненным циклом человека (Рош а-Шана = рождение, весенний праздник Песах = юность, Шавуот = свадьба, летние посты, связанные с воспоминанием о разрушении Храма, = смерть), опираясь на тексты, входящие в годичный цикл синагогальных чтений. Особое внимание было уделено метафоре перехода от смерти к жизни в еврейской литургии и проведены параллели с христианской литургией.

Доклад М.В. Вогмана (Москва) «Мистическая интерпретация круга жизни в апокрифической литературе» ставил своей целью показать, что именно в ветхозаветных апокрифах и псевдоэпиграфах возникает представление о полноте вселенной, состоящей из многих частностей, которое отсутствовало в литературе Первого Храма, и происходит перенос акцента с Бога на человека, который познает круг жизни.

В докладе М.М. Каспиной (Москва) «Заговоры от Лилит на ашкеназских амулетах для роженицы и младенца Х^П-ХХ вв.» шла речь о магических формулах на еврейских амулетах, наиболее частотных сюжетах заговоров от Лилит, именах ангелов и демонов. Были рассмотрены амулеты из коллекции Музея истории евреев в России, а также ряда частных коллекций. Имена Лилит и других женских демонов являются центральной частью ашкеназских амулетов Х^П-Х1Х вв., пишутся с огласовками и сами по себе являются оберегом от нечистой силы.

Дискуссию вызвал ряд положений докладаА.З. Шапиро (Москва) «"Так начинают. Года в два От мамки рвутся в тьму мелодий": "маме-лошн" в еврейской и славянской культурно-исторических традициях».

Доклад Е.В. Хаздан (Санкт-Петербург) «Еврейская свадьба в диссертации И.М. Пуль-нера» был посвящен изучению материалов для так и не защищенной кандидатской диссертации известного собирателя еврейского фольклора и этнографии 1920-1930-х годов И.М. Пульнера, хранящихся в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург). Большой интерес современных исследователей еврейской свадьбы могут вызвать матери-

алы, собранные И.М. Пульнером в ходе экспедиций по еврейским местечкам Белоруссии, Молдавии и Украины.

Следующий блок докладов на конференции был посвящен тематике похоронно-поми-нального обряда, отражении концептов «живое»/«неживое» в литературе и фольклоре.

В докладе О.Е. Фроловой (Москва) «Рождение и смерть человека в русских паремиях» рассматривались начало и финал жизненного цикла в жанре загадки. С одной стороны, были проанализированы способы кодирования и признаки, эксплицированные при представлении денотата загадки, который не связан ни с рождением, ни со смертью. С другой стороны, рассматривались денотаты «рождение» и «смерть» и способы их загадывания. Обращение к жанру загадки позволяет выявить признаки рождения и смерти, отходящие на периферию в лексикографических толкованиях соответствующих слов, но опирающиеся на традиционные представления о начале и конце жизни и проявляющиеся в жанре загадки.

В докладе И.А. Седаковой (Москва) «Непрожитая жизнь: смерть и погребение ребенка в славянской традиционной культуре» исследовалась тема смерти крещеного ребенка у славян. Докладчик проанализировала (на основе фольклорных текстов с мотивами предсказания смерти в детстве и мотивами сбывшегося проклятия, специфики оповещения о смерти ребенка, включая современные некрологи на Балканах, а также этнографических особенностей в погребении и поминовении детей) две формы ритуального поведения, когда в центре обряда находится сам умерший ребенок или его родители.

Н.В. Петров (Москва) в докладе «Семья после смерти: сюжет о ходячем покойнике и его локальные варианты (на материале мифологических рассказов русско-белорусского пограничья)» подробно остановился на распространенном сюжете быличек о возвращающемся покойнике, который имеет ряд существенных отличий от подобных сюжетов в фольклоре стран Северной Европы.

В.А. Дымшиц (Санкт-Петербург) в докладе «Зачем евреи ходят в синагогу? Поминовение умерших как новый обряд перехода» поделился опытом изучения еврейских общин, сохранившихся в небольших городах Украины, показывая, что функционирование религиозных общин всецело связано с неукоснительно соблюдаемым обрядом поминовения умерших: чтением молитвы «Кадиш» в течение 11 месяцев после смерти одного из родителей и затем - в годовщину смерти (йорцайт). Докладчик показал, как не занимавшая значительного места в жизни традиционной общины траурная обрядность в настоящее время превратилась в новый обряд перехода (приобщение прихожан синагоги к новой статусной и возрастной группе).

Доклад Э.А. Иоффе (Москва) «"До ста двадцати": связь погребения и поминовения с другими обрядами в еврейской традиции» выявил элементы еврейского похоронного обряда в других обрядах еврейского жизненного цикла (в свадебном обряде, при имянаречении, в памятных датах еврейского календаря, связанных с поминовением родственников, исторических личностей древности, святых праведников и т. д.). Особенности взаимосвязи похоронного обряда с другими обрядами в еврейской традиции представляют интерес для понимания эт

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком