научная статья по теме КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ КОНСТРУКТИВИЗМА Философия

Текст научной статьи на тему «КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ КОНСТРУКТИВИЗМА»

Конференция по проблемам конструктивизма

В октябре 2007 г. в Институте философии РАН прошла Международная конференция "Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке", которая была задумана и проведена сектором теории познания Института философии РАН при поддержке РГНФ1. Председателем Оргкомитета конференции был академик РАН, главный редактор журнала "Вопросы философии" В.А. Лекторский.

Разнообразие докладов и бурные дискуссии, возникшие в ходе конференции, подчеркнули актуальность обсуждаемой проблематики.

Конструктивизм является одним из широко распространенных направлений в современной философии. Изначально он представлялся не столько направлением, сколько методом и подходом, применяемым философами-представителями различных школ, прежде всего, в области эпистемологии. Этот подход возникает в XX в. и противопоставляется в теории познания реализму. Если реализм рассматривает окружающий мир как данный нам и предполагает, что знание принципиально не может соответствовать объективной реальности, "отражать" ее, то в конструктивизме главенствующую роль играет конструирование, производимое субъектом.

Прежде всего, следует сказать о том, что "конструктивизм" является очень многозначным понятием, что вызывает ряд сложностей.

Во-первых, можно говорить о конструктивизме в искусстве и архитектуре - стиле, возникшем в 20-30-е гг. XX в.

Во-вторых, конструктивизм является определенной концепцией в математике и логике (конструктивная математика и конструктивная логика). Идеи математического конструктивизма высказывали советский математик и логик А.А. Марков, а также немцы К. Динглер и П. Лоренцен. Элементы конструктивизма можно найти в теориях Г. Геделя, Д. Гилберта. Конструктивная математика строится в соответствии с тем или иным конструктивным математическим мировоззрением, обыкновенно стремящимся связывать утверждения о существовании математических объектов с возможностью их построения и отвергающим в силу этого ряд установок традиционной теоретико-множественной математики (в частности, абстракцию актуальной бесконечности и универсальный характер закона исключенного третьего).

В-третьих, конструктивизм в разных формах присутствует в социологии. Например, можно говорить о структуралистском конструктивизме П. Бурдье, который утверждал, что в социальной действительности присутствуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли социальных агентов и способные направлять их деятельность. Сами же агенты конструируют для себя социальный мир с помощью определенного позиционирования себя в социальной реальности.

1 Грант РГНФ < 07-03-1404.

В-четвертых, говорят о конструктивизме в обучении, подразумевая, что обучение является активным процессом, в ходе которого обучаемые конструируют свои знания исходя из собственного опыта.

Однако эти теории имеют лишь косвенное отношение к тому конструктивизму, который обсуждается в эпистемологии. В современной эпистемологии важную роль играют два конструктивистских подхода - радикальный эпистемологический конструктивизм и социальный конструкционизм.

Подход радикального конструктивизма был сформулирован в конце 70-х гг. XX в. Предполагается, что впервые этот термин был сформулирован Э. фон Глазерсфель-дом в работе "Радикальный конструктивизм и концепция познания Пиаже" (1978), а официальным рождением этого направления считается сборник "Изобретенная действительность", вышедший под редакцией американского психолога П. Ватцлавика, где авторы пытаются разъяснить, что они понимают под радикальным конструктивизмом.

Главным естественно-научным источником радикального конструктивизма является теория самоорганизации, например, в биологии, - это концепция аутопоэзиса (Умберто Матурана, Франсиско Варела). Под аутопоэтическими системами подразумеваются системы, воссоздающие сами себя. Представления о внешнем мире формируются на основе "внутренних" состояний системы.

Также корни радикального конструктивизма содержатся в психологии. Впервые термин "радикальный конструктивизм" был применен к теории генетической эпистемологии Жана Пиаже. Сам же Пиаже впервые использовал термин "конструктивистские эпистемологии" (именно так, во множественном числе) в 1967 г. в статье "Логика и научное знание". Британо-американский антрополог Грегори Бейтсон считал, что люди сами создают воспринимаемый мир, поскольку они подвергают селекции окружающий их реальный мир, приводя ее в согласие со своими представлениями о мире. Работавший под началом Бейтсона психотерапевт Пауль Ватцлавик, один из родоначальников радикального конструктивизма, формулирует понятие коммуникативной реальности, говоря о том, что реальность является продуктом человеческого общения, таких реальностей существует множество, и таким образом мы не можем говорить ни о какой объективной реальности.

Конструктивизм предлагает интерсубъективность взамен объективности и жизнеспособность вместо истины.

Начало социальному конструкционизму - второй главной составляющей конструктивизма сегодня - дала в 1966 г. работа П. Бергера и Т. Лукмана "Социальное конструирование реальности". Понятие социального конструкцивизма (или социального конструкционизма) применяется в психологии в работах, следующих Л. Выготскому, в социологии в работах, следующих за Э. Дюркгеймом, П. Бергером, Т. Лукма-ном, в социологии знания за Д. Блуром и ряде других философских направлений и наук о человеке. Социальный конструкционизм и постмодернизм часто пересекаются (некоторых автором относят одновременно к обоим направлениям), прежде всего, их объединяет то, что они используют релятивистский подход к действительности.

Проблема конструктивизма и его роли в философии давно обсуждается в западной философии, однако особый интерес к ней в отечественной философской традиции возникает в постсоветский период. Все же можно отметить, что отечественная философия сама внесла существенный вклад в развитие конструктивизма, разработав дея-тельностный подход (см. работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Э.В. Ильенкова, Г.П. Щедровицкого, В.С. Степина и др.). Также идеи М. Бахтина легли в основу направления социального конструкционизма. Несмотря на то что многие отечественные философы так или иначе разрабатывают конструктивистские идеи или причисляют себя к "конструктивистам", единой точки зрения на то, что мы считаем конструктивизмом, как мы его определяем, так и не было выработано. Следует отметить, что даже в "Новой философской энциклопедии" [В 4 т. М.: 2000-2001] нет статьи "Конструктивизм", что говорит о том, что это понятие еще не получило

окончательного оформления в отечественной философской мысли. Целью конференции и была попытка силами ряда ведущих отечественных философов, прежде всего специалистов в области теории познания и философии науки, дать определение конструктивизму, выявить его сильные и слабые стороны.

Тон обсуждению был задан в докладах В.А. Лекторского и B.C. Степина.

В.А. Лекторский в своем докладе подчеркнул, что из современных концепций эпистемологического конструктивизма две особенно влиятельны: радикальный эпистемологический конструктивизм, претендующий на философские выводы в области нейрокибернетики и нейропсихологии, и социальный конструкционизм, особенно влиятельный в психологии и социальном анализе научного знания. Автор доклада противопоставляет эпистемологическому конструктивизму точку зрения конструктивного реализма, которую можно рассматривать как развитие деятельностного подхода. Познающее существо включено в мир, в котором оно в своей деятельности "вырезает" определенные фрагменты, и при этом меняется само. Дихотомия "внутреннего" и "внешнего" мира снимается. В рамках разных способов взаимодействия с миром возникают разные миры жизнедеятельности и познания (разные живые существа живут одновременно в одном и том же и в разных мирах). Созданная человеком реальность изменяет человека и определяет условия и возможности познания.

Акад. РАН В С. Степин говорил о конструктивной роли научной картины мира. Разработанная картина мира влияет на научные исследования, задает исследовательскую программу, подсказывает средства для решения задач. Идеалы и нормы научного познания определяют методы исследования, тогда как картина мира задает предмет исследования. Картина мира в неявном виде содержит не только онтологию, но и структуру деятельности, определенные принципы познания.

Доклады участников можно объединить в несколько групп. Первая группа была посвящена судьбе самого направления конструктивизма, классификации поднаправле-ний, достоинствах и недостатках конструктивистской парадигмы, ее роли в современной эпистемологии. Сюда можно отнести доклады ИТ. Касавина, Б.И. Пружинина. Вторая группа докладов касалась исторических корней конструктивизма и конструктивистских идей в концепциях ряда философов - доклады В С. Швырева, Т. Рокмора (США), Н.М. Смирновой, В.М. Розина, А.Ю. Антоновского, Ю.В. Пущаева. Докладчики из третьей группы говорили о конструктивизме в науке и научном познании -В.И. Аршинов и В.Г. Буданов, М.А. Розов, Н.Т. Абрамова. И, наконец, еще одна группа докладчиков затронула разные конкретные проблемы через призму конструктивизма - В.Ф. Петренко, ЕЛ. Черткова, И.П. Фарман, Е.О. Труфанова.

Что касается классификации поднаправлений конструктивизма, то В.А. Лекторский разделяет конструктивизм на радикальный эпистемологический конструктивизм и социальный конструкционизм, И.Т. Касавин говорит о натуралистическом и культу-ральном конструктивизме, а также о методическом и радикальном конструктивизме, B.C. Швырев - о классическом и неклассическом конструктивизме, Н.М. Смирнова -об умеренном и радикальном конструктивизме. Также в ряде докладов упоминалась оппозиция отечественного конструктивизма (в широком культурном плане) и радикального эпистемологического конструктивизма, получившего распространение в западной философии.

Корни конструктивизма докладчики усматривают и в философии Канта (В.С. Швырев, Н.М. Смирнова), и в философии Гегеля (Т. Рокмор), и в философии Гуссерля (Н.М. Смирнова, Ю.В. Пущаев), и в философии Платона (В.М. Розин)

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком