научная статья по теме КОННЫЙ ДОСПЕХ ИЗ СОБРАНИЯ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ (ПУБЛИКАЦИЯ И КОММЕНТАРИИ А.Ю. ПРОКОПЬЕВА И Ю.Ф ИГИНОЙ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КОННЫЙ ДОСПЕХ ИЗ СОБРАНИЯ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ (ПУБЛИКАЦИЯ И КОММЕНТАРИИ А.Ю. ПРОКОПЬЕВА И Ю.Ф ИГИНОЙ)»

УДК 903.24"15"

В.В. Арендт

КОННЫЙ ДОСПЕХ ИЗ СОБРАНИЯ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ

В публикации представлена неизданная статья Всеволода Арендта (1887-1937), историка оружия, основателя исторического оружиеведения в России. Статья, рукопись которой находится в архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС), посвящена доспеху для всадника и лошади работы Кунца Лохнера, предназначавшемуся в дар царю Ивану Грозному от польского короля Стефана Батория.

Ключевые слова: В.В. Арендт, Московская Оружейная палата, доспех для всадника и лошади, дипломатический дар, Иван Грозный, Стефан Баторий, Альбрехт, маркграф Прусский, оружейник Кунц Лохнер, Ливонская война.

Среди памятников Оружейной палаты выдающееся место занимает произведение одного из художников-металлистов1 эпохи Возрождения. Это доспех на всадника и коня2. Вооружение всадника (инв. 4723)3 дошло до нас, к сожалению, только частично. От него сохранилось: левое оплечье4, прикрытие колен5, наголенники6 и поножи7. Конская броня (инв. 5179)8, принадлежащая

1 Речь идет о мастерах-декораторах по металлу.

2 Нем. - Harnisch für Mann und Roß. Среди важных публикаций по этой теме: Quondam A. Cavallo e cavaliere: L'armatura come seconda pelle del gentiluomo moderno. Roma, 2003; Pyhrr S.W., La Rocca D.J., Breiding D.H. The Armored Horse in Europe, 1480-1620: Exhibition catalogue, Metropolitan Museum of Art. New York, 2005; Frieder B.K. Chivalry & the Perfect Prince: Tournaments, Art, and Armor at the Spanish Habsburg Court. Truman State University press, 2008; Terjanian P. Princely Armor in the Age of Dürer: A Renaissance Masterpiece in the Philadelphia Museum of Art. Yale, 2011.

3 В настоящее время его инвентарный номер Ор-348/1-4. Выражаем благодарность С.П. Орленко за предоставленную информацию.

4 Оплечье или наплечник (нем. Achsel, англ. pauldron, франц. épaulière, итал. spalac-cio, испан. guardabrazo) - часть доспеха для защиты плеча.

5 Наколенник (нем. Kniebuckel, англ. knee-cop, франц. genouillère, итал. ginocchietto, испан. guarda/rodillera) - часть доспеха для защиты коленного сустава.

6 Наголенник (нем. Beinschienen, англ. greave/jamb, франц. grève, итал. gam-biera/schiniera, исп. greba) - часть доспеха, защищавшая нижнюю часть ноги (голень и икру).

7 В.В. Арендт имеет в виду часть доспеха, закрывавшую стопы (нем. Schuh, англ. solleret, франц. soleret, итал. scarpa, исп. escarpe).

8 Сейчас предмет имеет инвентарный номер Ор-349/1-7. Выражаем благодарность С.П. Орленко за предоставленную информацию.

к так называемым тяжелым доспехам9 этого рода, представлена головой10, полным канцем11 (шейные пластины), фюрбугом12 (грудным щитом), гелигером13 (прикрытием крупа) и двумя боковыми соединительными пластинами14. Седло отсутствует (ил. 1).

В декоративную композицию доспеха введены приемы чеканки15 среднего и высокого рельефа, углубленного чекана16 и травления позолотой17. От последней почти никаких следов не сохранилось. Все части конской брони выбиты по краям в горошек18.

Голова брони с ее оригинальными завитыми в перехват рожками и зубчатым профилем гребня, дает эффектный рисунок головы фантастического животного. Не менее интересна и отделка деталей (ил. 2). По краю головы идет травленая полоса, в орнаментальном мотиве которой чередуются трофеи оружия и музыкальных инструментов. Этот мотив19, в подробностях которого

9 Конный/конский доспех или бард (нем. RoBharnisch, англ. bard, франц. barde, итал. barda, исп. barda).

10 Речь идет о части доспеха, предназначенной для защиты головы лошади (нем. RoBtirn, англ. chanfron/shaffron, франц. chanfrein, итал. testiera).

11 От нем. Kanz - ряд широких металлических пластин, закрывавших шею лошади в полном тяжелом доспехе. Канц мог покрывать только одну холку, либо полностью шею. В последнем случае он назывался полным. В отечественной оружиеведческой традиции для обозначения данной детали конского доспеха существует термин «прикрытие шеи».

12 От нем. Furbug - часть конского доспеха, защищавшая грудь лошади. В отечественной традиции существует термин «нагрудник».

13 С нем. Gelieger - часть доспеха, защищавшая круп и спину лошади. В отечественной традиции используется термин «накрупник».

14 Часть доспеха, закрывающая бока лошади (нем. Flankenblechen).

15 Один из видов декоративно-прикладного искусства. Выбивание на металлических пластинах изображений в виде рельефа.

16 Углубленный чекан - глубокий выразительный рельеф, доходящий до полуобъема изображаемого предмета.

17 Подразумевается травление с последующей позолотой. Травление - способ удаления части поверхности металла при помощи кислоты, которым пользовались для украшения оружия и доспехов. Золочение или позолота - нанесение на предмет тонкого слоя золота в декоративных целях. В рассматриваемое время часто использовался способ прокаливания нанесенной на предмет амальгамы (растворенного в ртути высокопробного золота) до полного испарения ртути.

18 Подразумевается, что края пластин декорированы чеканкой, которая имитирует оторочку жемчужными бусами. Точно такой же декор нанесен на конский доспех из собрания ВИМАИВиВС в Санкт-Петербурге (инв. № 0137/278).

19 Мотив называется в научной традиции «trothies».

Ил. 1. Конный доспех Оружейной палаты (доспех на всаднике сборный)

Ил. 2. Налобная пластина конской брони

улавливаются характерные черты Kleinmeister'ов20 нюрнбергской школы, повторяется во всех травленых частях доспеха.

Свободное поле лобовой и боковых пластин головы покрыто разводом завитков крупного рисунка, исполненного углубленной чеканкой. Этот прием применен для украшения и тыльной пластины. Наглазные прикрытия выбиты раковинами с вычеканенными на них головами тритонов. Над гребнем укреплен небольшой лобовой щиток с рожком посередине. Выше чеканная фигура химеры (горгоны) поддерживает герб.

Пластины канца травлены вдоль через одну. Фюрбуг также отделан травленой полосой, идущей по его краю и разделяющей его спереди, вертикально, пополам. С двух сторон передней части щита, в двух характерных выпуклых медальонах (перси21) вы-

20 То есть мастеров миниатюрной гравюры, которая была чрезвычайно популярна в Нюрнберге в середине - второй половине XVI в.

21 В.В. Арендт использует здесь архитектурный термин. Перси - выступы в строительных сооружениях, в частности, полукруглые выступы стен, имевшие назначение фланкировать к ним подступы.

чеканены фигуры гиппоцентавров, в доспехах с мечом и щитом. На щите чудища правого медальона изображена горгона-медуза22. Медальоны обрамлены чеканными же лавровыми венками.

Гелигер украшен травленой каймой, в которую вливаются шесть вертикальных полос. По бокам этой части брони в больших круглых медальонах, окаймленных лавровыми венками, вычеканены фигуры какого-то морского божества - юноши с парусом в руке, вокруг ног которого обвилась змея23. Высоким чеканом выбита ползущая по хребту гелигера змея, разверзающая пасть. Боковые соединительные пластины травлены в том же стиле.

Сохранившиеся части вооружения всадника декорированы так же, как и конская броня. Оплечье с вертикальным щитком (brechrand)24 украшено чеканными изображениями. Спереди выбита фигура грифа, сзади - воина с мечом и щитом. По краю, через пластины, идет знакомая нам травленая полоса (ил. 3, 4). На коленных щитках выбиты в духе маскарон25 головы тритонов. Наголенники покрыты травлеными lando26. На носках поножей вычеканены небольшие маски.

Уже опись 1687 г. замечает по поводу доспехов на всадника и коня, что они «попорчены гораздо»27. В дальнейшем реестр 1727 г.

22 Изображение Медузы-горгоны встречается в иконографии оружия и доспехов часто, особенно на щитах. См.: Pyhrr S.W., Godoy J.-A. Heroic Armor of the Italian Renaissance: Filippo Negroli and his Contemporaries / With Essays and a Compilation of Documents by S. Leydi. New York, 1999. P. 1-24; Leydi S., Godoy J.-A. Parate Trionfali. Il manierismo nell'arte dell'armatura italiana. Catalogo della mostra (Gine-vra, Musée Rath, 20 marzo - 20 luglio 2003). Milano, 2003. P. 9-23; Medusa: Il mito, l'antico, i Medici / A cura di V. Conticelli. Firenze, 2008. Cat. n. 31, 34.

23 Изображение морской Фортуны. Cartari V. Imagini delli Dei de gl'Antichi. [Venezia, 1556], Milano, 2004. P. 340. Среди предметов с похожим элементом декора - щит-рондаш (Фландрия, 1550-1560 гг.) из собрания Эрмитажа в Санкт-Петербурге (инв. № З.О. 3517). См.: Sous l'égide de Mars: Armures des princes d'Europe / Ed. N. Chaudun. Paris, 2011. P. 271, cat. n. 58.

24 С немецкого переводится буквально как «поле для удара». Ворот рыцарского доспеха, служащий для защиты от ударов в область шеи и междуплечия.

25 Маскарон (франц. mascaron) - декоративный элемент в форме головы человека, животного или фантастического существа в положении анфас. Изначально выступали в качестве оберегов, как считалось, защищавших владельца доспехов.

26 Употребление здесь этого слова не ясно.

27 В описи 1687 г. доспех находится под № 541. Цит. по: Arendt W.W. Ein Werk des Kunz Lochner in der Moskauer Rüstkammer // Zeitschrift für historische Waffen-und Kostümkunde. (Далее: ZWK.) Berlin, 1935-1936. Neue Folge. (Далее: NF.) Bd. 5. S. 70.

Ил. 4. Левое оплечье (обратная сторона)

констатирует отсутствие вооружения всадника28. Описанные части его отыскались только во время разборки 1861 г.29 Описанные части доспеха входили в большую парадную арматуру со сменными частями. Последние в собрании Оружейной палаты были отделены и значатся под № 4724. Это части доспеха, применявшиеся для т. н. пешего немецкого турнира30. От них уцелели оплечья, прикрытия живота и бедер типа «а1;опе»31, наколенники и сапоги (ил. 5, 6).

Все эти части выполнены мастером все в том же описанном выше стиле. По подзору32 части доспеха, характеризующей его назначение для пешего боя, выбиты сцены охоты на оленей. Значившиеся при доспехе остальные части по описи 1687 г. утрачены (ил. 7), но уже и тогда была сделана отметка «попорчены гораздо». Сильно пострадал и конный доспех, особенно гелигер, по которому ржавчина образовала местами сквозные проедины. Знач

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком