научная статья по теме Конституционно-правовые принципы современной модели политики Российской Федерации в сфере свободы совести Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Конституционно-правовые принципы современной модели политики Российской Федерации в сфере свободы совести»

УДК 342.731

Конституционно-правовые принципы современной модели политики Российской Федерации в сфере свободы совести

Н.В. ВОЛОДИНА,

профессор кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов,

С.Ю. САДЧЕНКОВ, аспирант Российского университета дружбы народов

Рассматриваются конституционно-правовые принципы современной модели политики Российской Федерации в сфере свободы совести на примере Волгоградской области.

Ключевые слова: религиозные объединения, свобода мысли, свобода совести, диалог, взаимоотношения, государство.

Constitution-legal principles of modern model of a policy of the Russian Federation in sphere of a freedom of worship

Volodina N., Sadchenkov S.

In article constitution-legal principles of modern model of a policy of the Russian Federation in sphere of a freedom of worship on an example of the Volgograd region are considered.

Keywords: religious associations, thought freedom, a freedom of worship, dialogue, mutual relations, the state.

Современное развитие российского государства и социума обусловлено сложными процессами, затрагивающими все области общественной деятельности, в том числе сферу отношений государства и религиозных объединений. Граждане России получили возможность самостоятельного свободного мировоззренческого и конфессионального самоопределения согласно Конституции РФ и другим законодательным актам.

Конституция РФ кардинальным образом изменила отношения между государством как основным институтом политической системы и религиозными объединениями. С одной стороны, декларируется отделение религиозных сообществ от государства, с другой стороны, происходит активное сотрудничество государственных институтов с религиозными объединениями (в первую очередь, с Русской православной церковью). Религиозные сообщества получили возможность свободно осуществлять и распространять свои вероучения в социокультурной, милосердно-благотворительной, общественно-политической и хозяйственно-предпринимательской деятельности. Особую активность религиозные объединения проявляют в сфере культурных, образовательных учреждений и Вооруженных силах РФ, причем нередко в этих случаях возникают некоторые противоречия между законодательством и практикой, происходит нарушение признаков светского государства.

В российском обществе формируются определенные иллюзии о способности религиозных сообществ содействовать преодолению кризиса нравственности российского общества, о благотворном влиянии на личность и социум. Интерес к религии как важнейшему социокультурному явлению растет.

В постсоветские годы возродились многие конфессиональные структуры (монастыри, миссионерские и религиозно-просветительские центры, конфессиональные благотворительные учреждения, учебные заведения, религиозные средства массовой информации), увеличилось число различных религиозных объединений и организаций. В настоящее время в стране насчитывается около 60 конфессий и религиозных направлений. В целом в многонациональной России до сих пор наблюдается некоторое совпадение национальной и конфессиональной самоидентификации, слияние религиозного и национального самосознания.

Концепция политики государства в сфере отношений с религиозными объединениями до сих пор не обрела устойчивости и непротиворечивости, что обусловливает актуальность рассмотрения данного вопроса. В этой связи разработка проблемы взаимодействия государства и религиозных сообществ в современной России приобретает особую политическую, научную и практическую значимость.

Вопрос о выборе модели отношений между светским государством и религиозными объе-

динениями, лежащий в основе политики российского государства, исследовали многие российские ученые1. Многообразие структур светского государства нашло отражение в трудах как зарубежных2, так и отечественных3 исследователей.

В научной литературе при классификации моделей отношений государства и религиозных объединений термин «модель» используется по отношению к группе стран, имеющих общие черты во взаимодействии с религиозными объединениями.

В нашем понимании модель — это устойчивая сумма качеств и характеристик политики отдельного государства на протяжении того или иного периода его политической истории. Поэтому можно говорить не о моделях отношений государства и религиозных объединений, а о моделях политики в сфере свободы совести для светского государства.

В настоящее время в Российской Федерации формируется современная модель государственной политики в сфере свободы совести для светского государства, которая включает концептуальные положения, нормативно-правовую базу и организационно-управленческие структуры. В рамках этой модели выделяется культурное сотрудничество на принципах свободы совести.

Формирование современной конституционно-правовой модели началось с принятия Конституции РФ и Федерального закона от 19.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон о свободе совести). Впервые в истории правовой системы России не идеология и государство, а человек, его права и свободы были провозглашены Конституцией РФ высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства (ст. 2). Это касается многоаспектной деятельности граждан, объединившихся для религиозных целей. Каждый, осуществляя право на свободу совести и вероисповедания, получил и конституционное право на консолидацию по своему волеизъявлению — в форме религиозной организации с приобретением

правоспособности юридического лица или религиозной группы, действующей без государственной регистрации.

Группа имеет право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, проводить обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Как добровольное объединение граждан, группа может стать зарегистрированной организацией и быть внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц наравне со всеми другими юридическими лицами в Российской Федерации.

Рассмотрение современной конституционно-правовой модели связано с проблемами формирования правосознания на основе новых принципов в условиях конституционного строя Российской Федерации, правового, демократического, светского государства; с отсутствием кодифицированного права в данной области отношений; проявлениями в обществе и мире нетерпимости и дискриминации по религиозному признаку, представляющими угрозу социальной стабильности. Особенно это заметно в регионах, на территориях муниципальных образований, где проблемы осуществления прав личности усугублены экономическим кризисом. Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений регулирует Закон о свободе совести. В целом законодательство о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из данного закона, соответствующих положений Конституции РФ, ГК РФ, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако от юридического закрепления норм до их практического воплощения, как известно, большая дистанция. Осуществление конституционных прав и свобод в реальной жизни человека остается проблемой наиболее актуальной и очевидной, остро воспринимаемой как российскими гражданами, так и международным сообществом.

Государственная обязанность защиты прав и свобод требует выработки концепции отноше-

1 См.: Кузнецов М.Н. Светский характер Российского государства и его взаимоотношения с религиозными объединениями в глобально меняющемся мире: конституционно-правовой аспект // Государство и религиозные объединения: Материалы науч.-практ. конф. (Москва, 25 января 2002 г.) — М., 2002. С. 84—88; Миньковский Г.М. Комментарий к статье 14 Конституции Российской Федерации // Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. проф. В.В. Лазарев. — М., 2001. С. 89—94; Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. — М., 2000 и др.

2 См.: Dyke V. van Human Rights, Ethnicity and Discrimination. — Westport, 1985. P. 53—77; Дурэм У.К. Перспективы религиозной свободы, сравнительный анализ. — М., 1999; Kiss A. Permissible Limitations on Rights // Henkin L. (ed.) The International Bill of Rights. — N.Y., 1981. P. 290; Моран Г.М. Система взаимоотношений между церковью и государством в Испании // Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Н.А. Трофимчу-ка. 2-е изд., доп. и перераб. — М., 1999. С. 130—142 и др.

3 См.: Володина Н.В. Правовые системы государственно-конфессиональных отношений: Моногр. — М., 2009; Она же. Конституционно-правовые основы государственно-церковных отношений в России: XX век. — М., 2000; Дозорцев П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. — СПб., 1998; Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. — М., 2003 и др.

нии власти и религиозных организации, выявления механизма осуществления конституционных принципов в форме модели, названной нами современной.

Рассмотрим современную конституционно-правовую модель в правоприменительной сфере исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации на примере администрации Волгоградской области. В ее основу положены конституционные принципы свободы совести и вероисповедания, осуществление которых гарантируется государством каждому. Гарантии включают право не только исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, не только свободно выбирать и иметь, но и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Закона о свободе совести). Такая формулировка свидетельствует о замещении дуалистического конституционно-правового принципа свободы совести советской модели. Советский принцип тоже утверждал право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Но гарантии сводились к отправлению религиозных культов или атеистической пропаганде. Закрепление в Конституции РФ права свободы распространени

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком