научная статья по теме Конституционные основы современных исламских государств Азии: Королевство Саудовская Аравия и объединенные Арабские Эмираты Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Конституционные основы современных исламских государств Азии: Королевство Саудовская Аравия и объединенные Арабские Эмираты»

УДК 342.41(532)(536.2)

Конституционные основы современных исламских государств Азии: Королевства Саудовская Аравия и Объединенных Арабских Эмиратов

Н.В. Володина,

доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных, экономических и информационно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации,

советник юстиции Россия, Москва nina_volodina@mail.ru

Анализируются конституционные основы Королевства Саудовская Аравия и Объединенных Арабских Эмиратов, созданные на нормах ислама. Обращается внимание на то, что ваххабизм является официальной идеологией в Саудовской Аравии. Отмечается, что в Объединенных Арабских Эмиратах проживает преимущественно мусульманское население, около двух третей жителей исповедуют суннизм ханбалитского толка с уклоном в ваххабизм.

Ключевые слова: ваххабизм, радикальные идеологические установки, исламское право, шариатская система права и политики, конституционные основы исламских государств, конституционный динамизм.

Многие российские ученые, такие как Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин [7, с. 9—10; 2], и зарубежные исследователи отмечают, что идея конституций как основных законов не является чем-то новым для процесса формирования правовой сферы азиатских государств. Конституционное развитие Азии в первые десятилетия ХХ века определялось антиколониальной борьбой. Принимаемые конституции посвящались вопросам организации политической власти, закреплению ограниченного круга прав и свобод человека. Однако, например, Конституция Объединенных Арабских Эмиратов 1971 года (ст. 7) [3] устанавливает, что ислам — государственная религия, а шариат — главный источник законодательства. Основной низам о власти Королевства Саудовская Аравия 1992 года (далее — Основной низам о власти) [5] указывает, что конституцией Саудовской Аравии является «Книга Всевышнего Аллаха и Сунна Его Пророка» (ст. 1).

Яркая черта конституций государств Азии — закрепление принципов экономической и социальной справедливости, защита общенародной собственности. Например, в ст. 8 Основного низама о власти говорится об основах правления в соответствии с исламским шариатом, базирующимся на принципах справедливости и равенства. Также в ст. 17 отмечается, что собственность, капитал и труд выполняют в соответствии с шариатом общественную функцию, а все природные богатства, «ниспо-

сланные Аллахом», являются собственностью государства (ст. 14).

В 1990-х годах в арабских странах отмечается растущий конституционный динамизм. В это время приняты новые конституции, например, в Саудовской Аравии; существенно изменены действующие конституции (в том числе Ливана и Египта). Происходит постепенная унификация конституционных текстов, но в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах (далее также — ОАЭ) сохраняются шариатские принципы организации жизни общества. В то же время конституционное совершенствование ОАЭ одновременно с принятыми исламскими нормами (шариат) происходит под влиянием правовых норм Великобритании.

Важной проблемой современной Азии является развитие радикального ислама в исламских странах и других странах региона. Для эффективной борьбы и противодействия этому феномену в XXI веке необходимо понять его суть и проанализировать, в какой степени и как проявляются идеи ваххабизма в исламских странах, например, в Саудовской Аравии, где ваххабизм — официальная идеология, закрепленная в национальном законодательстве.

Ваххабизм основан в середине XVIII века на Аравийском полуострове сторонником ханба-литского мазхаба Мухаммедом Абд аль-Вахха-бом (1703—1791). Доведя идеи ханбалитского мазхаба до их логического завершения, ваххабиты стали требовать очищения ислама от всех

новшеств (бида), привнесенных после смерти Мухаммеда. Они потребовали строжайшего соблюдения принципа единобожия (таухид), осудили культ святых и пророков, включая пророка Мухаммеда. Отказались ваххабиты и от паломничества. Ваххабиты требуют от своих последователей аскетизма, порицают роскошь, корыстолюбие. Характерно для ваххабитов требование вести джихад — священную войну против неверных. Ваххабиты вели не только проповедническую деятельность, но и военную борьбу, и в настоящее время занимают в созданной при их непосредственном участии Саудовской Аравии господствующие позиции. Ваххабиты требуют возврата к чистоте раннего ислама. Последователи ваххабизма нетерпимы к инакомыслящим [1, с. 187].

Таким образом, ваххабиты принадлежат к суннитам ханбалитского мазхаба. Отметим, что сунниты составляют 83% всех мусульман в мире.

Королевство Саудовская Аравия получило свое название в 1932 году и в настоящее время занимает исключительное положение в исламском мире. В Саудовской Аравии проживают свыше 25 млн суннитов (свыше 90% от общего количества населения) и около 1 млн шиитов.

Религиозный фактор на территории Саудовской Аравии имеет важное историческое значение. В ХVШ веке Мухаммед ибн Сауд воспринял доктрину Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, суть которой сводилась к исламской реформе, направленной на восстановление чистоты ислама. Учение ваххабизма зародилось в процессе борьбы арабских племен против Османской империи и основывается на неоха-риджитских, радикальных идеологических установках. Ваххабитский ислам в 20-х годах ХХ столетия способствовал процессу объединения разрозненных племен в единую структуру с шариатской системой права и политики.

Это государство является абсолютной теократической монархией, король которой, вступая на престол, присягает на священных книгах мусульман — Коране и Сунне. Король носит титул не только короля (малика), но и духовного лидера (имама), а также титул «хранителя двух священных мечетей», который унаследован главой государства от основателя Королевства Саудовская Аравия ибн Сауда.

Конституцией или конституционным документом считается Основной низам о власти. Нормативным правовым актом в этой стране считается Коран, на основе которого строится правовая система государства по принципам шариата с позиций ханбалитского мазхаба и по идеологии ваххабизма.

Основной низам о власти закрепил государственную религию страны — ислам, а кон-

ституцией считается книга Всевышнего Аллаха и Сунна его Пророка. В ст. 11 Основного низама о власти указывается, что саудовское общество базируется на исламской вере. В этом документе содержатся предписания исповедовать ислам и не допускать распространения никакой другой религии. Государство призвано соблюдать предписания ислама и применять в своей деятельности нормы шариата, в частности, защищать исламскую веру и права человека в соответствии с шариатом (глава 5 «Права и обязанности»). Согласно реализуемой концепции единственным законодателем является Аллах, а его воля выражена в Коране и Сунне. Поэтому нормативные правовые акты (регламенты) принимаются в пределах религиозных предписаний. Как и в других исламских государствах, в Саудовской Аравии в 1992 году утверждено Положение об учреждении Меджлиса аш-Шуры, т. е. о Консультативном совете (далее также Совет). Совет правомочен изучать международные документы и представлять свои предложения относительно их, а также толковать законы и другие нормативные акты. Консультативный совет «образован по велению Аллаха» и должен следовать мусульманскому праву. Члены Совета защищают единство мусульман, целостность государства и интересы уммы. Улемы (мусульманские богословы и законоведы) играют исключительную роль в структуре органов государственной власти.

В статье 26 Основного низама о власти указывается, что государство защищает права человека в соответствии с положениями шариата.

С точки зрения соблюдения и реализации общепризнанных принципов и норм международного права о правах и свободах человека Саудовская Аравия является одним из самых неблагополучных государств. В качестве уголовного кодекса в Саудовской Аравии действует шариат. Законом запрещены устные или письменные обсуждения действующего политического строя. За нарушение канонов ислама полагается жесткое наказание. Власти Саудовской Аравии разрешают въезжать в страну людям другого вероисповедания, но служить культу им запрещено. В стране действует религиозная полиция. Шариатская гвардия или так называемая религиозная полиция (мутта-ва) патрулирует улицы и общественные заведения и пресекает попытки нарушения канонов ислама [10]. Руководитель религиозной полиции входит в правительство. Шариатская гвардия (религиозная полиция) поддерживает систему норм общественного поведения, исходящих из ваххабитской интерпретации ислама и нарушая основные права и свободы человека

и гражданина в сфере свободы совести и свободы вероисповедания.

К тому же в саудовском обществе по предписаниям ислама во всех сферах принимают решения мужчины. Женщины не могут появляться без хиджаба, или, например, путешествовать без сопровождения мужчины. Консультативный совет этой страны отверг в 2007 году предложение разрешить женщинам самостоятельно управлять транспортом.

Таким образом, Саудовская Аравия принадлежит к классической модели традиционного исламского права (исламская правовая модель), является теократическим государством и зависит от конкретной религии — ислама. Другие религиозные верования, как и атеизм, не признаются и преследуются.

Одним из основных направлений внешнеполитической деятельности Саудовской Аравии в настоящее время является экспорт идеологии ваххабизма в такие страны, как Афганистан, Босния, Великобритания, Египет, Кашмир, в Российской Федерации — в Чечню [6, с. 423], а также в Приволжский федеральный округ [4, с. 39].

В последние годы среди населения Саудовской Аравии наблюдается рост протест-ных настроений такфиристского толка, что приводит к возникновению новых радикальных экстремистских групп под лозунгом сала-фитов «очищения ислама и возврата к первоначальной чистоте религии благочестивых предков». В частности возникли группировки, провозглашающие радикальный ваххабизм «Муд-жахидинов Аравийского полуострова» (пер. араб. Аль-муджахидун фи джазират аль-араб), и «Исповедующих истинную веру Аллаха» (Аль-муваххидун).

Кроме мусульман-суннитов в Саудовск

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком