научная статья по теме КОНЦЕПТ ЦВЕТЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СЛАВЯН Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КОНЦЕПТ ЦВЕТЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СЛАВЯН»

Славяноведение, № 6

© 2014 г. Т.А. АГАПКИНА

КОНЦЕПТ ЦВЕТЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СЛАВЯН

В статье исследуется символика цветения в традиционной культуре славян. Цветение рассматривается как период вегетации растений, который определяет судьбу будущего урожая, что связывает этот концепт с комплексом плодородия и порождает многочисленные календарные запреты, призванные уберечь культурные растений в период их цветения. В текстах культуры цветение предстает «вегетативной параллелью» жизненному пути человека и выступает универсальной метафорой отдельных этапов человеческой жизни. Оно ассоциируется с половой зрелостью, готовностью к браку и девственностью, красотой, любовью и сексуальной активностью, жизненными силами и обновлением.

The article investigates the symbolic of blossoming in the traditional culture of Slavs. Blossoming is considered as the period of plants' vegetation, which determines the prospects on the future harvest, links it to the concept of fertility and causes many calendar interdictions, aimed at protecting of arable plants during their blossoming. In the texts, blossoming is a «vegetative parallel» to the life-path of a human being and is a universal metaphor for certain periods in human life. It is associated with the sexual maturity, readiness for matrimony and virginity, beauty, love and sexual activity, life force and renewal.

Ключевые слова: традиционная культура славян, символика, аксиология, цветение, культурные растения.

В статье сделана попытка описать и проанализировать то, как понимается и оценивается в традиционной культуре один из периодов вегетации - а именно цветение дикорастущих и культурных растений. Наше внимание будет обращено по преимуществу на символическое истолкование цветения, в том числе в приложении к человеческой жизни в ее физиологических и социальных проявлениях. Материалом для статьи послужили прежде всего верования и фольклорные данные XIX-XX вв. (частично рассмотренные ранее в [1]), в то время как свидетельства языка, относящиеся к цветению и связанные в первую очередь со слав. *kras-и *kvet-, которые не так давно были исследованы С.М. Толстой в специальных работах [2; 3], используются в значительно меньшей степени.

Цветение как определенный этап вегетации самым естественным образом связано со временем, и потому в народных приметах и рекомендациях оно стало одним из способов его обозначения. Это относится прежде всего к пику вегетативного цикла - летнему Иванову дню и близким к нему датам и периодам, когда растения цветут и их собирают и заготавливают в лечебных и магических целях, ср. русские хрононимы, используемые для обозначения этого периода ка-

Агапкина Татьяна Алексеевна - д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.

Статья написана при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-04-00006 «Символика деревьев в фольклоре и традиционной культуре славян».

2* 35

лендаря: Цветник 'день Рождества Иоанна Крестителя'; Яровое цветьё 'время Петрова поста, когда цветут яровые' [4. С. 71, 148, 222]; цветьё 'период от Иванова до Петрова дня' [5. С. 113] и т.п. В народном календаре цветение растений также маркирует время начала и завершения хозяйственных работ и форм досуга, см.: «Купались, як люн зацвитэ» ([6], Бельск Брестской обл.); «Веснавыя песни пеють, как снег начинае расставать и до тех пор, как болонья цвететь» ([6], Сумская обл.); «Як сады цветуть, начинають бульбу сеяти» ([6], Грабовка Гомельской обл.) и т.д.

Само же цветение культурных растений рассматривалось как важнейший этап их роста, от которого в значительной степени зависел будущий урожай. Наверное, поэтому вполне закономерны случаи табуизации названий этого процесса/этапа: седлец. жито рунит [7. С. 137], гроднен. жито расуе [8. С. 76], витеб. огурцы гараць и т.д., ср. в этой связи наблюдение Н.Я. Никифоровского о традиционной табуизации разного рода понятий, связанных с оплодотворением [9. С. СХХХ].

Чтобы обеспечить «правильное» цветение культурных растений, при их посадке/сеянии требовалось соблюдать целый ряд предосторожностей и следовать определенным рекомендациям. Основной их смысл сводился к тому, чтобы культурные растения цвели, но не слишком обильно и не слишком рано, а иначе вся сила растения уйдет в цвет, а не в будущие плоды. В Орловской губ. мужчинам запрещали сеять и сажать овощи, иначе они зацветут, но не дадут плодов [10. С. 151], ср. также адресуемый мужчинам псковский запрет собирать огурцы, иначе в семенах будет много пустоцвета [11. С. 287]. Нельзя было сеять и сажать что-либо на молодом месяце: «З таких рослин не можно з1брати насшня, вони все будуть зелетти та цвкти до мороз1в, а стиглого насшня не дають» [12. С. 63]. Согласно белорусскому поверью, посеянное на молодом месяце не дает хороших плодов: они «мылыдятца», т.е. обильно цветут, но не плодоносят [13. С. 218]; на Полтавщине верили, что на «молодику» плодовое дерево охотно прививается, но довго молодие, т.е. остается в положении новобрачной, не принося плодов [14. С. 23], ср. то же суеверие применительно к человеку: если в доме есть девушки на выданье, нельзя держать цветы, которые постоянно цветут, иначе девушки не выйдут замуж [15. С. 20], и т.д.

Из-за опасения остановить вегетацию на этапе цветения в Архангельской обл. старались не сажать культурные растения во время цветения других растений: во время цветения черемухи не сажали редьку, так как в этом случае «сады нарастут», т.е. редька пойдет в цвет, в ботву, а не в корнеплод [16. С. 136]; на Брянщине во время цветения садов не сажали огурцов, так как будут пустоцветы [16. С. 136]. Это поверье находит подтверждение и развитие в многочисленных запретах, касающихся Вербного воскресенья, которое в ряде славянских языков называется «Цветной неделей». В Лоборе (Хорватия) в этот день ничего не сеяли и не сажали, иначе бы посеянное всю жизнь цвело, но не плодоносило [17. Б. 197]; в западной Сербии - потому что иначе цвет бы опал [18. С. 307]; словаки на Цветной неделе готовили пищу только из тех видов зелени, которым и положено было сильно цвести, но при этом не ели в это время, например, капусту, иначе она бы цвела, но не завязывалась в кочаны [19. Б. 177], и т.д.

Цветение препятствовало не только плодоношению культурных растений, но также «воду» скота и домашней птицы. Так, сербы в обл. Фрушка Гора не сажали курицу на яйца в период цветения ягод и плодовых деревьев, так как в этом случае цыплята не вылупились бы или были бы плохими [20. С. 134], ср. также поверья о том, что в дом нельзя вносить цветы, иначе среди отложенных наседками яиц будет много «болтунов» (неплодных яиц) [21. С. 300; 22. С. 102].

В том случае если культурные растения давали много пустоцвета (т.е. на них по каким-либо причинам не образовывалось завязи), прибегали к магии. Например, на юге России и на Украине совершали ритуал «лечения пустоцвета». Брали горсть пустоцвета и, сев верхом на толкач, «ехали» на нем на улицу, где бросали

цветы под копыта овец, которых гнали по дороге, после чего возвращались в огород и клали этот толкач в огурцы [23. С. 69], ср. воронежский обычай срывать три пустоцвета с огурцов, запекать их в хлеб и бросать в стадо, символически приобщая овощи к производительной силе хлеба и скотины [24. С. 105], а также сербский обычай: когда огурцы начинали цвести, хозяйка срывала три цветка без завязи и бросала их на перекресток, чтобы остальные дали плоды [25. С. 87].

Для самого же периода цветения культурных растений (особенно зерновых) были выработаны многочисленные запреты, которые должны были «помочь» растениям успешно перейти от цветения к плодоношению. Во время цветения хлебов на Полтавщине не белили холсты - иначе колос будет белый (пустой) [26. С. 1098], ср.: «на лат житнш колос буде пустий» [12. С. 113]; в Курской губ. этого не делали в том числе и потому, что иначе стук пральников собьет цвет на колосьях [27. С. 72]. В других местах во время цветения зерновых не свистели в свистульки и не трепали лен и коноплю, иначе рожь не будет наливаться колосом [28. С. 142; 29. Б. 205], и т.д. У балканских славян запреты касались не только полей, но и виноградников: на Русальной неделе избегали посещать виноградники, иначе цветущая в это время лоза могла бы потерять цвет и в итоге не дать урожая [30. С. 226; 31. С. 473].

Во время цветения культурные растения были особенно уязвимы, и потому любое неблагоприятное воздействие могло поставить сообщество на грань голода и нищеты. Сербы считали, что именно цветущие и ухоженные сады особенно уязвимы для сглаза и порчи [32. С. 86-87]. Русские с верховьев Волги полагали, что, если во время цветения зерновых отряхнуть в разожженный на меже костер цветочную пыль с 12 колосьев, сорванных в 12 разных местах загона, вся рожь выгорит на солнце, зерно «отощает» и урожая почти наверняка не будет [33. С. 7]. В Полесье верили, что именно во время цветения хлебов ведьмы чаще всего делают завитки (заломы) на поле - завивают в красу жита ([6], Вел. Бор Гомельской обл.) и отбирают урожай, обирая и отряхивая с колосьев этот цвет ([6], Ласицк Брестской обл.).

Известную параллель к приведенным свидетельствам можно усмотреть в славянских поверьях о том, что гроза, случающаяся в одну из летних ночей, наносит ущерб плодовым деревьям, полевым и огородным культурам, якобы сжигая на них цвет и тем самым уничтожая будущий урожай. У восточных славян эти поверья связаны часто с так называемой рябиновой, или воробьиной, ночью (когда случается очень сильная гроза, иногда даже без дождя; о рябиновой ночи см. специально [34]), в других славянских традициях - с любыми летними грозами. В Полесье гром и молнии в рябиновую ночь якобы сжигали цвет на лесном орехе, гречихе, картофеле, клюкве, льне: «Така ночь, коли блискавица (молния. -Т.А.) е, а дождю нема... Богато порчы робиць. Сад порциць, як цвице, спальвае цвет. Буде плохи урожай. Як жыто цвице, то спальвае цвет, як лён цвице, то мало семья [семян] буде» ([6], Хоромск Брестской обл.); «Рябинная ночь - она блискае, а грому меньше. В эту ночь те орехи, што в лесе растуть, палятца, гр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком