научная статья по теме КОНЦЕПЦИЯ «АНГЛОСАКСОНСКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ» В АМЕРИКАНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ: ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КОНЦЕПЦИЯ «АНГЛОСАКСОНСКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ» В АМЕРИКАНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ: ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ»

Вопросы теории

УДК 355+355.4

КОНЦЕПЦИЯ «АНГЛОСАКСОНСКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ» В АМЕРИКАНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ: ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ

© 2011 г. С.Л. Печуров

НИО Министерства обороны РФ, Москва

В статье анализируются вопросы, связанные с зарождением концепции англосаксонского доминирования на мировой арене. Исследуются источники возникновения постулатов «расового превосходства англосаксов» — откровенно националистической теории, которая в течение почти столетия была весьма популярной в кругах военно-политической и интеллектуальной элиты англосаксонских государств, прежде всего США и Великобритании.

Ключевые слова: Расовое превосходство, национализм, англы, саксы, кельты, англосаксы, миссионерство, варвары, тевтонские племена, расовый дарвинизм, Британские доминионы, элитарный народ, славянская раса, латиняне, германцы.

К вопросу о «расовой исключительности» англосаксов

На рубеже Х1Х-ХХ веков проявилась новая тенденция в развитии международных отношений, которая заключалась в сдвиге акцентов к всё более нараставшему соперничеству на национальной или расовой почве. Один из британских аналитиков Стюарт Мюррей, в числе первых в тот период подметивший данную тенденцию, писал в 1905 г., что «отныне в системе международных отношений постепенно будет брать верх не соперничество между государствами-нациями, а борьба рас» [34, р. 94-95]. По его мнению, которое разделяли многие специалисты, лишь глубоко укоренившиеся в каждой нации чувства общей крови, ментального единства стимулируют постановку амбициозных целей и выработку решений по их достижению, причём на передний план выходит лояльность не столько своему государственному руководству, сколько своей национальной общности.

Именно в те годы отмечался беспрецедентный подъём национализма в доминировавших в мире великих (европейских) державах - Франции, Германии и России, открыто начавших демонстрировать свою приверженность идеям превосходства соответственно французской («галльской», или «латинской»), германской и русской (славянской) расы. В Великобритании, её «белых» колониях и

* ПЕЧУРОВ Сергей Леонидович - генерал майор, доктор военных наук, профессор, действительный член АВН, член Научного совета при СБ РФ.

доминионах, а также в США в это же время стала весьма популярной теория о «наделённом свыше бремени белых людей», выражавшемся прежде всего в расовой миссии англосаксонских народов. К концу XIX века, как отмечал известный на Западе специалист по политической социологии Стюарт Анерсон, «расизм, национализм и империализм были уже настолько переплетены в обществах западной цивилизации, что стало весьма затруднительным разделять их по нюансам... Взятые вместе, они формировали модель эпохи» [8, р. 17].

В среде сторонников концепций «расового превосходства» существовало множество толкований понятия «раса» как таковой. Весьма распространённой в Европе в конце XIX века была теория о том, что в мире существуют только четыре «полноценных» расы: английская, германская, французская и русская, объединяющие в себе все «белые народы». Английская раса, по данной теории, в свою очередь, разделялась либо на две ветви - собственно английскую и американскую, либо трактовалась как единственно существующая в рамках «англоговорящего белого населения».

Строго говоря, и в настоящее время в западном научном мире не существует единого, универсального понимания данного термина. Весьма популярный на Западе социологический словарь Коллинза определяет расу как «дискредитировавший себя научный термин, прежде употреблявшийся для описания биологически отличающихся групп людей, которые, как предполагалось, имели характеристики неизменной природы» [4, т. 2, с. 135]. Данное «выдержанное» определение сформулировано исходя из печального опыта многочисленных войн и конфликтов XX века, наиболее ожесточённые, с многочисленными жертвами из которых были развязаны именно на почве национальной и расовой ненависти.

Западные социологи в настоящее время, считая термин «раса» из области «исключительно сконструированной классификации», предлагают оперировать другими терминами - «этнос», «этническая группа», «народ» и т.д. [4, т. 2, с. 135]. Но это пожелание носит скорее рекомендательный характер, и многие исследователи продолжают применять термин «раса» в научно-публицистических трудах политического, социологического и другого характера. В современном научном понимании идеологию и политику, в основе которой лежат жёсткие «расовые критерии», можно объективно охарактеризовать как «расизм», представляющий собой совокупность концепций об исконном разделении человечества на высшие и низшие расы, т.е. полноценные, являющиеся создателями цивилизации, и неполноценные, способные быть лишь объектом цивилизации. Либо, в крайнем случае, как «национализм», трактующий нацию в качестве элемента той или иной расы, видя в ней высшую внеисторическую форму общественного единства с тождественными интересами всех составляющих её социальных слоёв [3, с. 358].

Особняком от всех дискуссий о национально-расовом превосходстве стояла методически проработанная и целенаправленно осуществлявшаяся в Британской империи и США стратегия убеждения не столько самих себя, сколько других государств-наций в абсолютном превосходстве «англосаксонской расы».

На рубеже XIX-XX веков в англоговорящих государствах мало кто задумывался об опасных последствиях по сути предлагавшейся националистической, или расистской, теории, якобы объяснявшей причины поступательного

развития человечества. Превалировавшая аморфная концепция расы, не имевшая строго научного толкования, да ещё и взятая за основу при объяснении тех или иных процессов развития, естественно, порой вызывала недоумение в наиболее продвинутых средах, причем даже в англосаксонских государствах. Так, американский президент (1901-1909 гг.) Теодор Рузвельт, склонный рассматривать те или иные события и явления на международной арене через призму националистических предпочтений, вполне определенно выражал сомнения относительно «расового критерия» при оценке государств-наций, поскольку, как он считал, все существовавшие определения этого термина имели явные издержки [36]. Тем не менее, в массе своей и британцы, и американцы не стремились искать рациональные объяснения, просто слепо веря в своё превосходство над остальным миром.

Данные настроения не могли быть превалирующими без соответствующих «убедительных» обоснований. Популярный и весьма влиятельный в начале XX века социолог из Колумбийского университета (США) Франклин X. Гид-дингс и многие его последователи считали главной особенностью «англосаксонской расы», делающей её уникальной, «беззаветную любовь к свободе», якобы всегда отличавшую население и выходцев с Британских островов. С. Анерсон приводит в своей работе слова Гиддингса о том, что, «несмотря на личную независимость англосакса, он требовал порядка в обществе... Одновременно для него был характерен и здоровый авантюризм. Он был человеком действия, энергии, сильной воли, обладал упорством в достижении цели. Жажда в покорении новых земель и преодолении новых вызовов вывела в V веке англов и саксов из лесов Северной Германии на берега Британии, а через века позвала в Америку, Африку, Азию, на острова Тихого океана» [8, р. 20]. А известный в то время британский писатель-историк, да к тому же влиятельный масон, сэр Вальтер Бесант, которого также цитирует С. Анерсон, подчёркивал: «Мы народ, который где бы ни жил, не изменит своим жизненным принципам и, более того, заставит окружающие его народы жить по своим устоям» [8, р. 130, 131].

По правде говоря, в этих словах была известная доля истины. За 15 лет, в период 1885-1900 гг., территория Британской империи увеличилась на треть. К началу XX века одна пятая часть планеты управлялась из Лондона. Ни одна колония или зависимая территория в мире не могла сравниться по площади и уровню жизни населения с управляемыми белыми англосаксами Канадой, Австралией, Новой Зеландией и Южной Африкой. Более того, даже критики британского империализма не могли оспаривать тот факт, что колонии Великобритании управлялись «достаточно искусно». Она безраздельно господствовала на морях, контролировала наиболее стратегически важные пункты от Гибралтара до Кейптауна, от Суэца до Сингапура. Чувство кровного единства, безусловно, было стержнем, объединявшим белое население всей империи [8, р. 21].

США в рамках западного цивилизационного пространства занимали по размерам территории и численности населения второе после России место, имели самую густую сеть железных и автомобильных дорог, вполне успешно конкурировали на мировых рынках, поставляя наиболее стратегически важные товары: пшеницу, уголь, железо, сталь. Производимый в США совокупный продукт превышал британский и германский, вместе взятые. Американцы за одно столетие покорили Североамериканский континент, разгромили в 1898 г. своего глав-

ного конкурента - Испанию, завладели стратегически важными островными территориями в Карибском бассейне и в зоне Тихого океана [8, р. 22].

Анализируя данные факты, среднестатистический британец или американец не мог не прийти к выводу, что раса, к которой он принадлежит и которая так эффективно правит большей частью мира, просто не может не нести в себе врождённого превосходства над другими народами. Более того, в качестве подтверждения этой исключительности на повестку дня был выдвинут тезис о том, что именно «англосаксонская раса» даёт миру примеры «защищённых индивидуальных прав» и «конституционного правления». Влиятельный американский сенатор Генри Кэбот Лодж прямо заявил: «Должна быть расовая причина тому, что только в англоговорящих государствах успех неизменно сопутствует избираемым правительствам» [14, р. 47].

Такая самоуверенность, снобизм англосаксов, граничащие с самовлюблённостью, естественным образом не могли не подвигнуть их на миссионерскую деятельность, чтобы «поделиться» своим превосходством с «менее счастливыми расами». Упоминавшийся выше исследователь С. Анерсон без обиняков пишет, что «концепция национальной миссии» вообще в крови «англосаксонской расы», а выходцы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком