научная статья по теме КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЙОЖЕФА ЭТВЕША И КОНСТИТУЦИОННОНАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ «ПАРТИИ» ФЕРЕНЦА ДЕАКА, 1860-1868 ГОДЫ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЙОЖЕФА ЭТВЕША И КОНСТИТУЦИОННОНАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ «ПАРТИИ» ФЕРЕНЦА ДЕАКА, 1860-1868 ГОДЫ»

СТАТЬИ

Славяноведение, № 6

© 2014 г. Л. ТЕВЕС

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЙОЖЕФА ЭТВЕША И КОНСТИТУЦИОННО-НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ «ПАРТИИ» ФЕРЕНЦА ДЕАКА, 1860-1868 ГОДЫ

В статье рассматривается отношение венгерских либеральных политиков - Й. Этве-ша, Ф. Деака и др. - к этноязыковому разнообразию страны. После поражения революции 1848-1849 гг. они не отказались от веры в то, что проживающие на территории Венгерского королевства этнические группы образуют единую политическую венгерскую нацию, но выразили готовность удовлетворить некоторые языковые и культурные чаяния немадьярских народов, опираясь на принцип равенства людей перед законом и используя возможности децентрализованного самоуправления.

The paper considers the views of the Hungarian liberal politicians - Joseph Eotvos, Francis Deak and others - on the country's ethno-linguistic diversity. After the defeat of the Revolution of 1848-1849, they did not give up their political creed that ethnic groups living on the territory of the Kingdom of Hungary form a unified political nation, but get more inclined to satisfy linguistic and cultural demands of non-Magyar peoples by maintaining the principle of individuals' legal equality and exploiting the possibilities of decentralized self-governance.

Ключевые слова: Йожеф Этвеш, Ференц Деак, национальный вопрос, политическая нация, национальность, равенство перед законом, культурно-языковые потребности, добровольные ассоциации.

Следует признать, что вокруг оценок либерального понятия политической нации и построенного на ней венгерского закона 1868 г. о национальностях до сих не началось серьезных идейно-политических дискуссий [1. 45-47. old.]. Большинство специалистов едины во мнении, что венгерские либералы XIX в., следившие за духовными процессами на Западе и одновременно бережно хранившие отечественные государственно-правовые традиции, сплавили воедино принципы французского национального государства с наследием венгерской дворянской нации. В так называемую эпоху реформ (1825-1848) многие искренне верили, что с распространением дворянских привилегий на широкие слои населения, согласованием интересов отдельных социальных групп, возведением венгерского языка в статус официального и весьма осторожным форсированием процесса мадьяриза-ции, а также с усилением государственно-правовой обособленности королевства и завершением процесса территориальной консолидации1 страны, Венгрия начнет приближаться к французской национально-государственной модели.

Тевес Ласло - ассистент кафедры Новой и новейшей истории Венгрии Будапештского университета им. Л. Этвеша.

1 Под территориальной консолидацией следует понимать воссоединение с Трансильванией, в XVI в. отторгнутой от Венгерского королевства в ходе османской экспансии и после изгнания турок из Среднего Подунавья возвращенной под скипетр Габсбургов, но в административном плане управлявшейся отдельно, напрямую из Вены. Вопрос об объединении (унии) ставился в революцию 1848 г. и был решен только после заключения австро-венгерского Соглашения 1867 г. - в следующем, 1868 г. (Прим. перев.)

Венгерские историки утверждают, что лучшие представители либерального лагеря, осмыслив опыт революции 1848-1849 гг., отказались от некоторых пунктов программы, в первую очередь это касалось употребления языков в публичной сфере и возможности получить образование на родном языке, но «даже пальцем не тронули» территориально-правовое единство венгерского государства и с введением в законодательство понятия «политическая нация» «высекли в камне» принцип верховенства мадьяр2: «один народ - одно государство». В этой связи после Вилагоша3 в особенно выигрышном свете предстает роль барона Йожефа Этвеша (1813-1871), который, прекрасно разбираясь в мельчайших деталях происходящего в Европе и предлагая исчерпывающий анализ западноевропейского буржуазного развития, пошел гораздо дальше своих современников в понимании сути национального вопроса. Некоторые ученые склонны считать: Этвеш мог предложить народам, проживавшим на территории Венгрии, лишь то, что в конечном итоге стало статьями закона 1868 г., а его концепция не выходила за рамки венгерской либеральной концепции политической нации [2. 5-23. old.]. Однако большинство историков полагают, что Этвеш не только как мыслитель, но и как действующий политик и автор закона о национальностях выделялся из современной ему националистической среды венгерского политического спектра. Если он исходил из принципа равноправия национальностей, то пасующий перед давлением дворянского общественного мнения и упорно державшийся своей собственной государственно-правовой концепции нации Ференц Деак (18031876), свел национальную проблему к языку и - с целью заручиться поддержкой немадьярских народов королевства - прописал в упомянутом законе никому не нужный принцип «политической нации» [3. 78., 143-146. old.; 4; 5; 6. 35-36., 80-81., 118-120. old.; 7. 22-23., 35-42., 52-58., 68-82., 111-112. old.; 8. 103-115. old.; 9. 79-88. old.].

Если не вникать в детали, получается, что венгерские либералы в «эпоху реформ» работали над воплощением французской национально-государственной модели, а после Вилагоша за неимением лучшего искали, чем бы ее заменить, и тогда концепция Этвеша воспринимается как возвышающаяся над традициями венгерского национализма. Если же глубже вникнуть в венгерскую либеральную политическую культуру и детально проанализировать имевшиеся в распоряжении современников духовные и правовые традиции, картина будет совершенно иной. Окажется, что о французском опыте национально-государственного строительства основная масса венгерских либералов уже в «эпоху реформ» высказывалась крайне негативно. Лучшие публицисты газеты «Pesti Hlrlap» («Пештская газета»), такие как Лайош Кошут (1802-1894), Ференц Пульски (1814-1897), Миклош Вешшелени (1796-1850), резко осуждали любые, в том числе практикуемые во Франции, формы бюрократического политического устройства, когда общественная жизнь регулируется административными методами. Кошут недвусмысленно называл французскую государственную модель «заклятым врагом», говоря, что у французов «можно научиться всему, кроме конституции и системы управления» [10. 1843. 9 IV. 237. sz.]. Венгерские либералы гордо ссылались на отечественные институциональные и конституционные традиции, гарантировавшие широкое применение принципа самоуправления. Перед их мысленным взором стояла такая

2 В венгерском языке слово «magyar» - это и этнический венгр, и житель (подданный, гражданин) Венгрии вне зависимости от этнической принадлежности. Современная немецко- и англоязычная историографии во избежание двойственности толкований передают первое значение как «Magyars»/ «Magyaren», а второе как «Hungarians»/«Hungarn». Следуя этой практике, далее в статье проводится различие между «мадьярами» и «венграми». (Прим. перев.)

3 Вилагош (ныне Ширия в Румынии) - крепость и населенный пункт на территории Трансильва-нии, где 13 августа 1849 г. произошла капитуляция основных революционных сил. Символ поражения революции и освободительной войны 1848-1849 гг. (Прим. перев)

национальная модель, при которой центральное правительство - будь то действующее абсолютистское, или, как им мечталось, ответственное перед парламентом национальное - влияло бы на общество в незначительной степени. Реформирование страны, согласование общественных интересов, выработка чувства социальной сопричастности, расцвет культуры, словом, большая работа по «национальному возрождению» так или иначе протекала в плоскости общественных институтов в форме комитатов, магистратов, гимназий отдельных конфессий или добровольных объединений граждан [10. 1842. 3 VII. 157. яг.; 7 VII. 158. яг.; 10 VII. 159. яг.; 1843 15 VII. 256. яг.].

Необходимо особо подчеркнуть, что такое понятие о нации, точнее стоявшая за ним конституционно-правовая традиция, включала в рамках свободы конфессий религиозную, образовательную и культурную автономию местных общин. Так называемые основные законы королевства («Золотая булла» 1222 г., статьи Венского (1606) и Линцского (1645) мирных договоров, акты, принятые на Государственном собрании 1790/1791 гг., и некоторые другие) открывали возможность на низшем уровне церковного самоуправления руководить религиозными, образовательными, культурно-просветительскими организациями в соответствии с языковыми и культурными потребностями местной религиозной общины. Несмотря на то, что в «эпоху реформ» в доводах конституционного характера акцент делался на государственно-правовую автономию королевства, никому из видных либералов не могло прийти в голову уничтожить существующую систему конфессионально-образовательных учреждений и на их месте - по французскому образцу - построить полностью секулярную, унифицированную, строго контролируемую государством общеобразовательную систему. Например, относительно «деревенских народных школ» Кошут и его единомышленники были готовы удовольствоваться тем, что основы венгерского языка вошли бы в программу наряду с другими предметами, и соглашались, что преподавание в целом, как и религиозная жизнь, протекали бы на родном языке местной общины [10. 1841. 6 II. 11. яг.; 10 IV. 29. яг.; 24 IV. 33. яг.; 28 IV. 34. яг.; 8 V. 37. яг.; 2 VI. 44 яг.; 24 VII. 59. яг.; 18 VIII. 66. яг.; 1 IX. 70. яг.; 11 IX. 73. яг., 22 IX. 76. яг.; 1842. 2 XII. 183. яг.; 6 XII. 184. яг.; 1843. 1 I. 209. яг.; 5 I. 210. яг.; 12 I. 12. яг.].

В этой связи не оставляет сомнений классическое толкование политической нации как формировавшегося веками «исторического факта», состоящего из многих этнических групп. В политическом смысле нация - это конституционно единое сообщество, внутренняя сплоченность которого является следствием языкового и культурного единства «общественной жизни» центра, а «жизнь народа» на местах оставляет пространство для сосуществования различных языков и культурных традиций [10. 1842. 26 VI. 155. яг.; 11. 163-168. яг.]. Разница между программами до и после 1848 г. заключается в том, что если поколение «эпохи реформ» всеми силами пыталось воспрепятствовать появ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком