научная статья по теме КОНЦЕПЦИЯ ОБЪЕДИНЕННОГО МИРА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФУТУРОЛОГИИ Г.ДЖ. УЭЛЛСА Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «КОНЦЕПЦИЯ ОБЪЕДИНЕННОГО МИРА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФУТУРОЛОГИИ Г.ДЖ. УЭЛЛСА»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2008 • < 1

КУЛЬТУРА

А.Ф. ЯКОВЛЕВА

Концепция объединенного мира в политической футурологии Г.Дж. Уэллса

Как известно, Г. Уэллсу, помимо многочисленных фантастических, бытовых романов, пьес и сценариев, принадлежит значительное количество произведений социально-политического характера (более сотни крупных трактатов, не считая статей, речей и памфлетов)1. В них - отражение его представлений о наилучшем государственном устройстве, видение им основных тенденций общественно-политического развития. Замечу, что Уэллс по образованию - биолог (среди его учителей Т. Хаксли - последователь и ближайший соратник Ч. Дарвина), поэтому во многих его произведениях сильна естественно-научная составляющая. Именно Уэллс одним из первых проанализировал характер и степень влияния научно-технического прогресса на основные общественно-политические процессы и построил на этом свою концепцию. Применив методы политического анализа, а также исторический подход для выявления главных тенденций и закономерностей общественного развития, английский мыслитель разработал собственную оригинальную методику политико-социального прогнозирования, став, таким образом, одним из родоначальников футурологии.

Какие факторы обусловили появление этой политической концепции? В конце XIX в. английская политическая мысль представляла собой сосуществование многочисленных направлений различного толка - от радикально настроенных анархистов, проповедовавших идею раскрепощения через насилие, до социалистов, пропагандировавших достижение царства справедливости исключительно мирным путем. Все эти политические движения оказывали влияние друг на друга, часто отталкиваясь в своих программах от одних и тех же тезисов. Уэллс попал в струю происходившей на рубеже веков социально-политической полемики и впитал определенные идеи - и традиционные, и совершенно новые для Англии.

Добавлю также, что XIX в. был веком расцвета викторианства. Англия в то время -ведущая промышленная держава, где раньше, чем в других странах, стала развиваться индустриальная цивилизация. Дух викторианства выражался в четком делении общественных проявлений на порок и добродетель; жестком требовании соблюдения всех формальностей; прагматическом подходе ко всему и вся; ортодоксальности в религии и

1 Чаще всего наследие Уэллса является объектом изучения филологов, анализирующих в основном его фантастические произведения. Подробнее о наиболее важных положениях социально-политической теории Уэллса см. [Яковлева, 2006].

Яковлева Александра Федоровна — кандидат политических наук.

одновременно бездуховности. Однако к 1870-м гг. влияние викторианства на умы постепенно ослабевает. Недостаток духовности, ощущавшийся очень сильно, стал результатом чрезмерной индустриализации страны и стандартизации производства. Имперская мощь как одна из существенных характеристик Великобритании эпохи королевы Виктории также постепенно ослабевала. Во внешнеполитическом отношении Англия, хотя и оставалась сильной за счет колоний, теряла позиции сверхдержавы (ее догоняли быстро развивающиеся Америка и Германия).

Можно сказать, что интеллектуальная жизнь в XIX в. была более сложна, чем в предшествующем веке. Наука - главный источник новых идей с XVII в. - одержала победы в геологии, биологии, химии. Машинное производство глубоко изменило общественную структуру и дало человеку новое представление о его мощи по отношению к природной физической среде. Протест против традиционных систем в мышлении, политике и экономике сопровождался нападками на многие взгляды и учреждения, которые до сих пор рассматривались как неприкосновенные. Вот что впоследствии написал об этом Уэллс: "Во всем мире мало-помалу разрушалась феодальная система, исчезали большие поместья, разорялись мелкие торговцы, приходило в упадок мелкое производство, развивалась промышленность, росла производительность труда и формировались новые, лучше образованные слои населения, складывался единый и всеобщий тип образования, рушились политические перегородки, и человечество сливалось в одно целое" [Уэллс, 2007, с. 133].

Внутренняя политическая ситуация в Англии к XX в. менялась под влиянием этих и других факторов. С одной стороны, в стране существовали старые отрасли промышленности, сохранявшие высокий уровень развития, с другой - происходила вторая промышленная революция, появлялись новые отрасли: химическая, электрическая промышленность; в производство втягивался новый контингент, наблюдался упадок земледелия. Возрос интерес к социалистическим теориям. Так, 1881 г. был ознаменован созданием Демократической федерации Англии, преобразованной в 1885 г. в Социалистическую Лигу. Если XVIII в. был веком индивида, то XIX в. ознаменовал приоритет общества. Истоки этого лежат в оуэнизме, в котором социальная система противостоит индивидууму [Оуэн, 1950]. И концепция У. Морриса (1834-1896), соединившего традиции английской культурной мысли с социализмом [Моррис, 1962; Моррис, 1973], и кооперативизм, и фабианский социализм [Туполева, 1973] в равной степени повлияли на уэллсовскую концепцию политического устройства мира.

Осознание того, что привычные общественные связи распадаются, а обострение противоречий уже действительно ввергло мир в "войну всех против всех", грозящую истреблением рода человеческого, заставляло мыслящие умы призывать в конце XIX в. к возрождению "социальности", чувства "общинности" как единственного противовеса анархии эгоизма и национализма. Одни стремились спасти собственные интересы, другие -человечество. Уэллс призывал бороться против первых и вставал на сторону вторых.

В 1901 г. Уэллс написал первый трактат - "Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль" [Уэльс, 1902]2, где доказывал, что наиболее важным фактором, определяющим направление и характер общественного развития в XX в., является научно-технический прогресс. Идея прогресса, то есть мысль о последовательном и закономерном переходе от низших и простых форм цивилизации к ее более сложным и совершенным формам, стала базовой в политической теории Уэллса. "Если бы великий материальный прогресс XIX в. был окончательным, - писал Уэллс, - если бы он представлял прямо революцию, а не только освобождение от определенных условий, в которых вращаются человеческие дела... Но материальный прогресс не был окончательным, и пока нет еще признаков, что он скоро станет таким... И пока материальный прогресс растет, дань за нарушение старого порядка надо продол-

2 К тому моменту Уэллс уже был известен как писатель-фантаст. Были опубликованы самые известные его фантастические произведения, такие как "Машина времени" (1895), "Человек-невидимка" (1897), "Война миров" (1898), которые помогли Уэллсу приобрести известность в Англии, Европе и Америке и занять свое место в истории художественной литературы.

жать уплачивать" [Уэльс, 1902, с. 70]. По его мысли, картина будущего мира во многом будет зависеть от способов применения достижений научно-технического прогресса и степени их использования в различных отраслях человеческой жизнедеятельности.

Главнейшим из этих достижений Уэллс считает "исчезновение расстояний" благодаря появлению парового двигателя, железных дорог и т.п. Материальный прогресс повлечет за собой распадение старых социальных организаций, политических институтов и породит стремление людей к более сложным общественным организмам, а "исчезновение расстояний" станет предпосылкой для объединения государств в общую мировую политическую систему, которую в разные периоды своего творчества Уэллс называет: "Новая республика", "Мировое федеральное государство", "Космополис".

Корни нового мирового порядка, который с необходимостью воцарится под влиянием научно-технического прогресса, должны находиться, по Уэллсу, в старом мире. Ведь все социальные ячейки так или иначе объединялись потому, что составляющие их части координировались, и вмешиваться радикально даже в одну из них значило бы рисковать разрушить все. Поэтому Уэллс отвергает революционный путь развития человечества, то есть резкий переход к новому политическому строю путем тотального разрушения старого, утверждая, что некоординированные действия могут повлечь за собой необратимые изменения. В этом - главное отличие концепции Уэллса от марксизма и здесь происходит сближение с теориями типа фабианского, гильдейского социализма. Так, в трактате "Человечество в процессе самосозидания" (1903) [Wells, 1909] он говорит, что людям предстоит еще долгий путь развития, в том числе и духовного. Когда они сблизятся на духовной основе, естественным станет и желание объединиться в новую форму государственной организации, а всевозрастающая рациональность человеческой мысли найдет и наиболее эффективный путь реализации этого. Сама природа человека, по Уэллсу, подразумевает потребность в коллективе, повышающем степень выживаемости человека в борьбе за существование. Этот принцип он применяет и по отношению к государствам: "Мы должны осознать, что плановое мировое государство, вобравшее в себя в целях общего блага различные формы человеческой активности, при всех стоящих на пути к нему трудностях, сделалось чем-то неизбежным, неотвратимым и, пока мы к нему не пробьемся, человечество останется чередой конвульсий с редкими просветлениями. Как биологический вид мы являемся частью планетарного процесса" [Уэллс, 2007, с. 133].

Уэллс убежден, что достижения научно-технического прогресса должны использоваться только во благо, подкрепляясь реформированием традиционной системы. Так, повысить эффективность мировой экономики можно путем передачи ряда отраслей в ведение государства, то есть придать им статус общественной собственности. Уэллс "отдает" в руки государственных учреждений землю, природные ресурсы, пути сообщения, управление и контроль над производством, распределение труда, здравоохранение - ту собственность, сама природа которой, с его точки зрения, не подразумевает частного владения, тогда как личная собственность предполагает возможность пользоваться теми вещами, которые не имеют ценнос

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком