научная статья по теме Концепция образовательного пространства в системе взглядов Ж. Ж. Руссо Философия

Текст научной статьи на тему «Концепция образовательного пространства в системе взглядов Ж. Ж. Руссо»

В.Г. Тахтамышев

Доктор философских наук, профессор Ростовского государственного университета путей сообщения*

Г.С. Харламова

Кандидат философских наук, доцент Ростовского государственного строительного университета

Концепция образовательного пространства в системе взглядов Ж.Ж. Руссо

В последней четверти ХХ века в социально-гуманитарных науках активно используется понятие пространства образования. Введение этого понятия в научный оборот обусловлено общей тенденцией интеграции и усиливающегося взаимовлияния различных гуманитарных и социальных дисциплин. Заданная П. Сорокиным исследовательская парадигма социокультурной динамики, предполагающая рассмотрение различных сфер жизни общества в их взаимопроникновении и взаимообусловленности, позволяет осуществить новый подход к исследованию института образования. В частности, понятие пространства образования как исследовательский принцип открывает возможности анализировать образовательные и воспитательные институты общества не только в их специфических закономерностях функционирования, но и с позиций их зависимости от социокультурной среды, с позиций их обратного влияния на общество, а также исходя из понимания общих закономерностей становления человека, обеспечивающих осуществление его природы. Этот последний подход долгое время игнорировался в отечественном социально-гуманитарном знании, рассматривающем человека преимущественно как функциональный элемент социальной среды. Собственная природа человека, которая проявляет себя в процессе выхода за пределы наличной социальной действительности, не принималась во внимание. Это обстоятельство обусловливает интерес к тем концепциям образования, которые опираются на понимании автономности природы человека. Одним из родоначальников такого рода концепций является Ж.Ж. Руссо. Концепция воспитания и образования человека, изложенная им в «Эмиле» и других сочинениях, предлагает новый подход к пониманию природы человека, корни которого восходят еще к идеям Реформации. Данная концепция опирается на абстрактный принцип автономии человека. Хотя этот принцип только провозглашается

* Тахтамышев Владимир Григорьевич, e-mail: tahtamishev2012@yandex.ru

** Харламова Галина Сергеевна, e-mail: tahtamishev2012@yandex.ru

мыслителем и не получает законченного развития, его влияние на развитие культуры прослеживается до настоящего времени. Стратегия развития образовательного пространства в России не может не учитывать этот подход, анализ которого и предлагается в данной статье.

Цель настоящей статьи - рассмотреть взгляды Ж. Ж. Руссо на институт образования через призму понятия образовательного пространства. По мнению ряда исследователей, Ж. Ж. Руссо наиболее полно выразил характерные для эпохи Просвещения взгляды на образование, рассматривая его в первую очередь как процесс формирования целостного человека, как процесс обновления

л

человека, как возвышение над неразумными желаниями1. Концепция воспитания этого мыслителя Просвещения продиктована его негативным отношением к культуре2. Основной тезис Руссо, состоящий в том, что науки и искусство способствуют разложению нравов, искажают природу человека, проистекают из его противопоставления культуре и природе. Все проблемы, по его убеждению, возникают из-за того, что культура, созданная руками человека, разрушает сотворенное Творцом идеальное состояние природы. Поэтому и жизнь в культуре превращает человека в злое, лицемерное и своекорыстное существо3.

Искусственность культуры, т. е. ее созданность по предварительному плану человека, составляющая, согласно Руссо, специфику происхождения культуры и ее особенность, наиболее заметна в искусстве: в надуманности, нарочитости, рассудочном изображении чувств, искусственном подражании природе, притворстве актеров на сцене, выполняющих предписания скрывать собственные мысли и чувства. Нет связи с человеческой природой и в науке, и в религии, считает Руссо4. В системе ценностей, ориентированной на приоритет разума, поддерживаемой мировоззрением Просвещения, оформляются критерии развития культуры. Просвещение народа в современной общественной ситуации, как считает Руссо, состоит в совершенствовании рассудка людей в различных сферах общества - в искусстве, законах, религии, нравственности. Свою систему воспитания Руссо разрабатывал, критикуя одностороннее господство рассудка, поддерживающего

1 Запесоцкий А.С. Основные парадигмы и модели образовательной деятельности // Философия социальных и гуманитарных наук: учеб. пособие. М., 2006; Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М., 1980; Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1989.

2 Руссо Ж.Ж. Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов? // Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969. С. 9-31; Его же. О причинах неравенства между людьми // Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. М., 1970. С. 560-567; Его же. Об общественном договоре. М., 1998; Его же. Юлия или новая Элоиза. М., 1968; Его же. О нравах. Исповедь // Пед. соч.: в 2 т. М., 1981; Его же. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.Ж. Пед. соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 19-592.

3 Руссо Ж.Ж. Эмиль... С. 19-592.

4 Руссо Ж.Ж. Письмо к Д'Аламберу о зрелищах // Руссо Ж. Ж. Избр. соч.: в 3 т. Т. 1. М., 1961; Его же. Юлия или новая Элоиза...; Его же. О причинах неравенства между людьми... С. 560-567.

расчетливые, заранее спланированные действия. Согласно мыслителю, они менее значимы, чем действия, осуществляемые под влиянием сердца, чувств. Именно последние безошибочно

с.

направляют волю, открывают подлинную сущность и красоту мира5.

Защита непосредственности чувства означает для Руссо сохранение естественного состояния человека. Последнее обеспечивается усилиями воспитателей, создающих такие условия существования человека, когда еще отсутствуют разделение труда и неравенство. По сути, речь идет о создании среды, выполняющей функцию воспитания целостного человека, которую можно обозначить как образовательную среду. В ней, не прибегая к помощи других, он может сохранять свою независимость, находиться в естественном состоянии, быть равным другим. С разделением труда (являющимся признаком, как считает Руссо, появления культуры) деятельность человека осуществляется в границах конкретного профессионального действия. Но это и означает усиление зависимости человека от других людей, превращение его в частицу социального механизма. Стремление захватить как можно больше благ, накапливая собственность, сопровождается подчинением себе труда других, принуждением других людей к работе на себя6.

Принципы воспитания (как способы создания и поддержания образовательной среды) призваны оградить воспитанников от негативных аспектов культуры, ее рассудочности, компенсировать отсутствие в ней простоты и непосредственности чувства - того, что присуще жизни естественного человека, больше доверяющего своему чувству, а не рассуждениям. Создавая образовательную среду, призванную сохранять целостность природного человека, они помогают ему обрести себя вновь. Человек прежде всего обязан быть человеком, считает Руссо7. Это означает, что он должен представлять абсолютную (природную) целостность, самостоятельно распоряжаясь своими силами, быть готовым к любому событию. Он находится таким образом в состоянии, противоположном тому, которое отличает человека гражданского общества. Последний представляет собой зависимое социальное тело. Его ценность определяется лишь в отношении к целому, чаще в зависимости от конкретной профессии. Превращаясь в «частичного человека», он перестает понимать других людей, поскольку интересы профессии заслонили перед ним все иные.

Культура, как считает Руссо, диктует поведение согласно придуманным правилам, в которых уже нет ничего того, что существует в чувствах. Культура воспринимается мыслителем как господство массы и общественного мнения, отказ от собственных

5

Руссо Ж.Ж. Эмиль... С. 19-592; Его же. О причинах неравенства между людьми... С. 560-567.

6 Руссо Ж.Ж. О причинах неравенства между людьми... С. 560-567.

7 Руссо Ж.Ж. Эмиль... С. 19-592.

взглядов, стремлений и желаний. Все думают, как другие, все действуют по указке других. Отсутствует внутренняя свобода. Вместо живых личностей - «марионетки, прибитые к одной и той же доске и

о

которых тянут за одну и ту же нитку»8. Культура для Руссо - это власть механического. Все формы и механизмы, созданные человеком для того, чтобы служить ему покорными орудиями, овладели им, лишили его целостности, свободы и превратили его самого в искусственный механизм, действующий согласно устанавливаемым рассудком правилам. Вернуть утраченное призваны образовательное пространство, система принципов, методов, с помощью которых преодолевается власть механического. Образовательное пространство в контексте идей Руссо - это условия возможности «естественного» воспитания, которое Руссо мыслит как «свободное» воспитание9.

Предлагаемая им система принципов свободного воспитания, противоположная общепринятым в то время подходам, направленным на подготовку человека к какой-нибудь профессии, означает, по сути, создание образовательного пространства, подготавливающего рождение человека нового типа. Средством такого воспитания должна стать свобода, исключительно природная жизнь. Сама природа содействует, по мысли Руссо, воспитанию человека тем, что не совершает ничто с воспитанником, а предохраняет человека от односторонности культуры. Образовательное пространство, олицетворяющее природу и свободу, может быть интерпретировано в качестве условий возможности естественного воспитания, призванного защитить человека от культуры - ее механистичности, искусственности, всего того, что нарушает целостность человека. Для того чтобы природа сама действовала в человеке, считает Руссо, необходимо использовать в качестве главного следующий метод: «помешать, чтобы что-нибудь было сделано». Таков принцип естественного воспитания, который Руссо сам называет отрицательным и противопоставляет его традиционному -положительному. Отрицательное воспитание должно предохранять сердце от порока, ум - от заблуждения. Путь во

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Философия»