научная статья по теме КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЯПОНИЕЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ ТРУДЕ ДЗИЭНА “ГУКАНСЁ” Философия

Текст научной статьи на тему «КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЯПОНИЕЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ ТРУДЕ ДЗИЭНА “ГУКАНСЁ”»

Вопросы философии. 2015. № 7. С. 150—159.

Концепция управления Японией в историческом труде Дзиэна "Гукансё" В.А. Федянина

В статье рассматривается концепция управления Японией, сформулированная монахом Дзиэном в историческом труде "Гукансё:" ("Мои личные выборки", ок. 1221 г.). В нем обосновывается легитимность новой военной власти, которую Дзиэн связывает с давно существовавшей системой дуального правления государей и регентов из рода Фудзивара. Мы анализируем особенности мировоззрения Дзиэна и обусловленные ими представления об управлении Японией в различные периоды ее истории.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: средневековье, Дзиэн, буддизм, божества-предки, регенты, военное правление.

ФЕДЯНИНА Владлена Анатольевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры японского языка Института иностранных языков Московского городского педагогического университета.

Цитирование: Федянина В.А. Концепция управления Японией в историческом труде Дзиэна "Гукансё" // Вопросы философии. 2015. № 7. С. 150-159.

Voprosy Filosofii. 2015. Vol.7. P. 150-159.

The Concept of Japan's Governance in Jien's Historical Work "Gukansho" Vladlena Fedianina

This report examines the forms of governance considered by Japanese monk Jien in his historical work "Gukansho" (c. 1221). In his work Jien tries to substantiate the legitimacy of recently emerged military governing power and align it with the long-standing system of dual rule of Emperors and members of the Fujiwara clan as regents and chancellors. We analyze the features of Jien's worldview and his governing conception at different period of Japan's history.

KEY WORDS: Middle Age, Jien, Buddhism, ancestral deities, regents, military government.

FEDIANINA Vladlena A. - PhD, associate professor, Institute of Foreign Languages of the Moscow City Teacher's Training University.

fedlada@mail.ru

Citation: Fedianina V.A. The Concept of Japan's Governance in Jien's Historical Work "Gukansho" // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 7. P. 150-159.

© Федянина В.А., 2015 г.

Концепция управления Японией в историческом труде Дзиэна "Гукансё"

В.А. ФЕДЯНИНА

Дзиэн (1155-1225) - буддийский монах школы Тэндай и выдающийся поэт. Он принадлежал к высшему слою японской аристократии - ветви Кудзё рода Фудзивара, долгое время занимавшего должности регентов и канцлеров при государях. Дзиэн был одиннадцатым сыном Фудзивара Тадамити (1097-1164), регента при государях Сиракава и Тоба. Три его брата - Мотодзанэ, Мотофуса и Канэдзанэ - попеременно становились регентами и канцлерами. Три сестры Дзиэна были женами государей: Сутоку, Нидзё и Коноэ. Сам Дзиэн четыре раза назначался главой школы Тэндай (в 1192, 1201, 1202 и 1213 гг.), находясь на посту от нескольких месяцев до четырех лет. Такие частые назначения и смещения объяснялись политическими мотивами, в частности, успехами его семьи в государственных делах. 92 японских стихотворения Дзиэна включены в восьмую антологию, составленную по государеву указу, - "Синкокинвакасю" ("Новое собрание старых и новых песен"). Примерно через сто лет после смерти Дзиэна его поэтическое наследие было сведено в сборник "Сюгёкусю" ("Собрание драгоценных жемчужин"), в нем насчитывается около 6000 стихотворений.

На склоне лет, около 1221 г., Дзиэн изложил свои размышления о судьбе страны в историческом трактате "Гукансё:". Вопрос о точной датировке этого произведения остается открытым. Основные дебаты ведутся вокруг того, написано ли это произведение непосредственно перед смутой годов Дзёкю (1221 г.)1 или сразу после нее. Точная датировка важна в связи с тем, что от нее во многом зависит, как трактовать установки автора произведения. Наиболее правдоподобным представляется, что основной текст "Гукансё" был написан до смуты, а некоторые части были добавлены уже после нее; см.: [Гукансё 1967, 8-16].

Дзиэн стал свидетелем прихода к власти воинского сословия и учреждения на востоке страны, в Камакуре, нового политико-административного центра - сёгуната. Власть распределилась между государем в Киото и военным правительством в Камакуре, которое тогда возглавляли представители рода Минамото. В эту пору крупных потрясений, вскоре после создания первого сёгуната, Дзиэн пишет свою историю Японии, "Гукансё", заново осмысляет историю страны и смену форм правления, начиная с "века людей", то есть с первого государя Дзимму. Дзиэн пытается обосновать легитимность вновь возникшей военной власти и согласовать ее с давно оформившейся системой дуального правления государей и представителей рода Фудзивара в качестве регентов (сэккан сэйдзи). Дзиэн предлагает определенную трактовку прошлого, чтобы описать, понять настоящее и дать прогнозы на будущее.

Опираясь на наши текстологические исследования "Гукансё", а также на работы Иси-да Итиро, Делмера Брауна, Акамацу Хидэо и др., мы охарактеризуем идеи Дзиэна об управлении Японией в различные периоды ее истории.

Весьма интересен вопрос, следовал ли Дзиэн китайской традиции написания хроник. Представляется неправомерным сравнивать китайские официальные исторические хроники и "Гукансё" в функциональном аспекте. Китайские хроники активно использовались правителями, а история монаха Дзиэна только претендовала на такую роль. Возможно, забвение, которому на столетия подверглось "Гукансё", объясняется тем, что предлагаемая в нем концепция истории оказалась невостребованной, и об этом произведении вспомнили только в эпоху Токугава2. Однако поучительно сравнить методологическую основу исто-риописания китайских официальных хроник и "Гукансё". В Китае «ею стала разработанная на базе реформированного конфуцианства государственная доктрина империи. В этой связи китайские историки называют ряд концепций, составляющих идеологический фун-

дамент власти императора. Но определяющее воздействие на историографию императорского Китая оказала концепция "Мандата Неба" (Тянь мин), а также тесно сопряженная с нею концепция "ортодоксальной преемственности власти" (чжэн тун)» [Доронин 2002, 6].

В Японии до Дзиэна составители "Риккокуси" ("Шесть официальных историй")3 и сочинители исторических повестей записывали определенным образом подобранные факты. Однако принцип отбора этих фактов можно восстановить лишь на основании анализа текста, а представления авторов исторических записей можно только реконструировать на основе сообщаемых ими сведений. Дзиэн не регистрировал, а интерпретировал факты, руководствуясь собственной исторической теорией. Эта теория является проекцией ценностных установок японской культуры. Согласно ей, историческое развитие страны есть процесс смены государей в пределах одной династии при возможной помощи подчиненных домов. Эта идея была неявно выражена в предшествующих исторических сочинениях. Дзиэн же формулирует ее так: "При китайском дворе главным для правителя считаются его способности, и там заведено, что правителем страны становится тот, кто превосходит по способностям остальных. У нас в Японии с самого начала правители были только из государева рода. Также были установлены и дома подчиненных. Таким образом, что бы ни произошло, до сегодняшнего дня это остается неизменным" [Гукансё: 1967, 347]. В этом заключается главное отличие японской исторической мысли от китайской, основу которой составляет идея "Мандата Неба" и представление о династийных циклах. Дзиэн понимает историю прежде всего как преемственность различных форм правления при неизменности верховной власти государей из одного правящего рода. Дзиэн делит историю Японии на следующие периоды:

1. Начальное состояние гармонии скрытых и явных принципов, взаимопроникновение различных Принципов. Не длится ли этот период начиная с государя Дзимму на протяжении тринадцати поколений [до государя Сэйму]?

2. Принципы, согласно которым люди видимого мира не познают изменений скрытых Принципов. Люди не понимают, что начало проистекает из конца, что голова начинается от хвоста, что хорошее не всегда остается хорошим, а плохое - плохим. Не длится ли этот период от [государя] Тюая до [государя] Киммэя [втор. пол. VI в.]?

3. Принципы невыполнения воли невидимых божеств, хотя люди видимого мира думают, что действуют согласно Принципам. То, что считается хорошим, позднее становится предметом сожаления. В это время люди думают, что поступают в соответствии с Принципами, а после размышлений понимают, что это не так. Не длится ли этот период от Бидацу [571] до регента Мидо [Фудзивара Митинага, 966-1028] при [государе] Го-Итидзё [годы правления 986-1011]?

4. Принципы, согласно которым каждый думает, что он сам и другие поступают в соответствии с хорошими Принципами. Но вот появляется мудрый человек4, который говорит, как должно быть, и после все пересматривают свои взгляды. Это Принципы, которые свойственны людям последнего века. Не длится ли этот период от Удзи-доно [регента Фудзивара Ёримити, 992-1074] до [государя-монаха] Тоба-ин [ум. 1156]?

5. Есть только один Принцип, согласно которому люди впервые разделяются на две группы и жестоко оспаривают свою правоту, и победитель устанавливает свой Принцип. Это значит, что люди не ведают Принципов, но стоящие у власти выдающиеся люди5 следуют им. Не длится ли этот период до [сёгуна Минамото] Ёритомо в век воинов [ум. 1199]?

6. Таким образом, повсюду люди, затрудняясь понять Принципы, либо сражаются, либо пускают всё на самотек, а потом неосознанно склоняются к чему-либо и идут за человеком с дурными намерениями, глупо принимая отход от Принципов за следование Принципам. В это время Принципом становится отклонение от Принципов. Все происходящие изменения в мире определяются Принципом "отклонение от Принципов", с каждым поколением ухудшающим развитие событий. Не длится ли этот период от [государя] Го-Сиракава до правления нынешнего отрекшегося государя [Го-То-ба, правил в 1183-1198 гг.]?

7. Это время Принципов, когда начиная что-либо обдумывать и планировать, каждый человек, ничего не зная о Принципах, просто действует случайным образом.

<...> Вот Принципы нашего времени. Разве сейчас есть то, что называют Принципами? [Гукансё 1967, 325-326].

Как видно из данного отрывка, Дзиэ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком