научная статья по теме КОНВЕРСО И ИНКВИЗИТОРЫ: СОИСКАНИЕ СВЯТОСТИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КОНВЕРСО И ИНКВИЗИТОРЫ: СОИСКАНИЕ СВЯТОСТИ»

УДК 94(460=411.16).04/.05

Г.С. Зеленина

КОНВЕРСО И ИНКВИЗИТОРЫ: СОИСКАНИЕ СВЯТОСТИ

Статья рассматривает двухвековое идеологическое противостояние испанских инквизиторов, с одной стороны, и маранов на Пиренейском полуострове и сефардов в диаспоре - с другой, как состязание в нематериальных ценностях: святости, чести и праве на память потомков, - обретаемых, прежде всего, через мученичество. Эти темы прослеживаются в нескольких типах источников: в инквизиционных документах, в сефардских и испанских хрониках, в поэзии португезской диаспоры.

Ключевые слова: инквизиция, конверсо, Испания, Амстердам, мараны, сефарды, культ святых, культ мучеников, потлач.

Взаимоотношения конверсо и инквизиторов определялись по-разному в католической и еврейской традиции и ревизионистской историографии: спасение душ отступников и защита церкви от ереси, мученичество за веру от рук палачей-идолопоклонников, препятствование успешной интеграции чужого национального элемента в свое общество. Сложные отношения этих двух групп предлагается интерпретировать через концепт состязательности как основного модуса сосуществования социальных единиц в рамках одной системы. Модель соревнования в щедрости и чести (потлач), выявленная / построенная антропологами в ходе изучения «холодных» обществ, была экстраполирована хронотопи-чески и типологически и даже сочтена базисной для общества и культуры вообще1. Мы попытаемся увидеть за противостоянием конверсо и инквизиторов, в одном из его аспектов, состязание в таких нематериальных ценностях, как святость, честь и право на память потомков, обретаемых через мученичество, состязание, построенное как обоюдное утверждение своего превосходства в обладании этими качествами и отрицание оных за соперником. Основными композиционными принципами нам послужат классификация святых на «традиционных» и «исторических»2 (в на-

1 Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996. С. 83-222; Хейзинга Й. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 69-78.

2 То есть освященных традицией, живших в далеком прошлом и относительно современных, из более или менее недавнего прошлого; ср., например: «Святых

шем случае, на почитаемых героев Ветхого Завета и канонизированных католических святых, с одной стороны, и сакрализуемых в общественном сознании старших современников - с другой), и вместе с тем - хронологическая последовательность.

1.1

Испанская инквизиция, главная институциональная специфика которой заключалась в подчинении короне в большей степени, чем Риму, была, тем не менее, частью католической церкви, навязывавшей новообращенным свои догматы и практики, в том числе свою концепцию святости. Инквизиция была учреждена, дабы оградить христианскую веру от нематериального урона, причиняемого ей неверием конверсо, их отступничеством и пренебрежением новым законом:

А также мы позаботились и отдали приказ, чтобы учредилась инквизиция в вышеупомянутых наших королевствах и сеньориях, и как вы знаете, она уже двенадцать лет действовала и действует и нашла многих виновных; как известно, и как нам доложили инквизиторы и многие другие верующие люди, церковные и светские, очевиден большой вред, который христианам наносило и наносит соучастие, разговор, общение с евреями, которые всегда стараются любыми возможными способами и путями увести от нашей святой католической веры верных христиан и отделить их от нее, и растлить их и вовлечь в свою зловредную веру и убеждение (...) говоря им о вещах, в которых им надо отойти, в еде и в других вещах, от соблюдения своего (т.е. христианского) закона, и убеждая их, как только могут, чтобы придерживались и соблюдали закон Моисея, внушая им, что нет другого закона, ни истины, кроме него. Все это известно со многих слов и признаний как самих евреев, так и тех, кто был растлен и обманут ими, и все это нанесло вред, ущерб и оскорбление нашей святой католической вере3.

Одним из проявлений этого неверия или, иначе говоря, одним из ответов на навязывание чужой святости стали насмешки над католическими святыми, сомнения в их авторитете и пользе - в

можно разделить на две базовые категории: "традиционные святые", такие как пророки, патриархи и другие фигуры из монотеистических традиций, с одной стороны, и "исторические святые", такие как мистики, правители и другие, кто жил уже в основном в исламскую эпоху - с другой» (Meri J.W. The Cult of Saints among Muslims and Jews in Medieval Syria. Oxford, 2004. Р. 60).

3 El Edicto de expulsión de los judíos // Suárez Fernández L. Documentos acerca de la expulsión de los judíos. Valladolid, 1964. N 177. P. 391-394.

составе более широкого явления: глумления над католической верой (burla de nuestra Santa Fe Catholica)4.

Почитание образов святых осуждалось новохристианами разных поколений и разных регионов как нарушение второго пункта декалога, идолопоклонство, авода зара5. Святые (и ключевые фигуры христианского пантеона) пейоративно отождествлялись со своими изображениями (иконами и деревянными скульптурами): «Нарисованные святые это не более чем картинки, которые кто-то нарисовал», «Иисус Христос и другие святые были нарисованы и вырезаны из дерева людьми»6, - и, соответственно, лишались своего значения и силы: «Разве можно поверить, чтобы кусок дерева творил чудеса?»7.

Естественным образом чаще, чем эксплицитное отвержение культа святых, встречается простое манкирование им: «И чтобы

4 Применительно к цитируемым далее декларациям надо оговориться, что сложно измерить их искренность, а точнее, удельный вес в мировоззрении их авторов. Возможно, это состязание было скорее риторическим, чем смыслообразую-щим, но тем не менее - состязанием и, нам кажется, не просто риторическим. В любом случае искренность этих деклараций не отменяет других соображений: «защита святой католической веры» не исключала политических и финансовых мотивов деятельности инквизиции, а насмешки конверсо над разными проявлениями католицизма не равнялись их твердой приверженности иудаизму.

5 CarreteParrondo C., Fraile Conde C. Los judeoconversos de Almazán, 1501-1505: Origen familiar de los Laínez. Salamanca, 1987. P. 117. (Fontes Iudaeorum Regni Castellae; Vol. IV); Gracia Boix R. Autos de fe y causas de la Inquisición de Córdoba. Córdoba, 1983. P. 331; García de Proodian L. Los judíos en América: sus actividades en los Virreinatos de Nueva Castilla y Nueva Granada, siglo XVII. Madrid, 1966. P. 341; Lewin B. Inquisición en México: Racismo inquisitorial (El singular caso de María de Zárate). Puebla, 1971. P. 481.

6 Azevedo Mea E. Sentenças da Inquisiçâo de Coimbra em Metropolitanos de D. Frei Bartolomeu dos Mártires (1567-1572). Porto, 1982. P. 450, 11 (цит. по: Gitlitz D.M. Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews. Albuquerque, 2002. P. 146); Bel Bravo M.A. El auto de fe de 1593: Los conversos granadinos de origen judío. Granada, 1988. P. 146.

7 Wolf L. Jews in the Canary Islands. L., 1926. P. 153. Ср. с традиционной в иудео-христианской полемике рациональной критикой христианских догматов; см., например, рассуждение Нахманида на Барселонском диспуте: «Однако то, во что вы верите - а это основа вашей веры! - не приемлет разум: что Бог, Создатель небес и земли, превратился в плод в утробе какой-то еврейки, пробыл там девять месяцев и родился младенцем, затем вырос, а впоследствии был предан в руки своих врагов, которые осудили его на смерть и умертвили, после чего, как вы утверждаете, он ожил и вознесся на небо. Всего этого не приемлет разум, это противно природе вещей» (Диспут Рамбана // Евреи и христиане: полемика и взаимовлияние культур. Тель-Авив, 2002. Кн. 3: Полемика между евреями и христианами. С. 234).

лучше проявить свою ересь, (Марина Гонсалес) не держала в своем доме ни иконы, ни фигуры никакого святого, ни святой, ни распятия, никакого другого признака христианина»8. И, наоборот, редким случаем оказывается отрицание авторитета святых на более интеллектуальном уровне: «.. .подсудимый и другие лица (...) осмеивали учения святых о Священном Писании, заявляя, что они сего не знают. Среди других святых упоминали они и Св. Августина»9. В целом, противостояние почитанию святых было достаточно распространено среди конверсо, чтобы числиться среди признаков иудействования и в этом качестве фигурировать в различных инквизиционных документах, в том числе Эдиктах веры: «полностью отрицают почитание образов, говоря, что это только золото, серебро или дерево» (Гранада, 1593)10; «.или кто изрекал еретические богохульства против святых в небесах» (Куэнка, 1624)11.

Помимо неприятия и хуления святых конверсо, согласно инквизиционным показаниям, высмеивали прочие аспекты христианского культа - веру в целом, церковь, таинства, праздники, чудеса, догматы:

Сказал, что разговаривали и беседовали, и глумились над законом христиан и над ними самими, будто они обманутые и слепые и будто Закон Моисея - истинный и хороший, и через него они спасутся, а все остальное - надувательство/насмешка (burla)12. .говорили вещи против (нашей) веры, говоря, что закон Моисея -хороший, глумясь и насмехаясь над (нашей) верой. (...) закон Моисея хороший и в нем спасение, так как он первый13.

8 Records of the Trials of the Spanish Inquisition in Ciudad Real / Ed. H. Beinart. 4 vols. Jerusalem, 1977. Vol. 2. P. 12; сходные обвинения см.: Ibid. Jerusalem, 1974. Vol. 1. P. 26, 301.

9 Из обвинительного заключения по делу Луиса де Леона (Вальядолидский трибунал) (цит. по: Испанские и португальские поэты, жертвы инквизиции / Сост., пер., примеч. В. Парнаха. М.; Л., 1934. С. 117). Отрицание и осмеяние на интеллектуальном уровне продолжится и в португезской диаспоре XVII в. - большинство полемических трактатов (Исаака Оробио де Кастро, Шауля Леви Мортеры, Элиягу Монтальто), как правило, отрицают элементы христианской веры (а не утверждают постулаты иудейской).

10 García Fuentes J.M. La Inquisición en Granada en el siglo XVI: fuentes para su estudio. Granada, 1981. P. 434.

11 Gitlitz D.M. Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews. Albuquerque, 2002

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком