научная статья по теме КОРАБЕЛЬНЫЙ ДЕКОР КАК МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СКУЛЬПТОРЫ М. О. МИКЕШИН И М. А. ЧИЖОВ Машиностроение

Текст научной статьи на тему «КОРАБЕЛЬНЫЙ ДЕКОР КАК МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СКУЛЬПТОРЫ М. О. МИКЕШИН И М. А. ЧИЖОВ»

КОРАБЕЛЬНЫЙ ДЕКОР КАК МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СКУЛЬПТОРЫ М. О. МИКЕШИН И М. А. ЧИЖОВ

О. К. Цехановская, e-mail: cehanovsk@gmail.com удк 629.5.02 (ЦВММ) _

В Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург) в коллекции «Скульптура» хранятся несколько десятков авторских моделей и подлинных предметов скульптурно-декоративного убранства кораблей второй половины XIX века. Коллекция уникальна и интересна тем, что в этот период шел процесс рождения нового броненосного флота, деревянные парусные корабли уходили в прошлое, становясь историей. Однако традиция украшать судно носовой фигурой просуществовала до конца 80-х годов XIX века. В это время перед скульпторами ставились как художественные задачи — выбор материала, новых сюжетов, так и чисто технические, связанные с креплением декора к стальному корпусу корабля.

После поражения России в Крымской войне (1853 — 1856 гг.) в обществе начался небывалый патриотический подъем. Последовавшие вскоре государственные реформы коснулись Морского ведомства, его научно-технической и организаторской сторон. К сотрудничеству с Морским министерством начали привлекаться известные скульпторы, такие как П. К. Клодт, Н. С. Пименов, М. О. Микешин, М. А. Чи-жов. Оставаясь приверженцами академической школы, мастера в своих работах проявили новую стилистику, новые демократические веяния. Их творчество в идейном смысле подняло убранство корабля на более высокую ступень по сравнению с вычурным барочным декором XVIII века и классическим первой половины XIX столетия, обращенным в первую очередь к античным сюжетам. На форштевнях кораблей впервые появились фигуры отечественных легендарных князей и героев, таких как Дмитрий Донской, Александр Невский, Ослябя, Козьма Минин, Дмитрий Пожарский, прославленных адмиралов и флотоводцев — А. С. Грейга, В. Я. Чичагова, М. П. Лазарева и других.

В 1867 г. с Морским ведомством начал сотрудничать Михаил Осипович Микешин (1835—1896). Он обучался по классу батальной живописи под руководством Б. П. Виллевальде в Академии художеств, куда поступил в 1852 г. В 1858 г. с золотой медалью и правом на пенсионерскую поездку в Европу он закончил Академию. Но поездка была отложена, а молодой художник принял участие в конкурсе на создание памятника «Тысячелетие России».

В преддверии памятной даты 1000-летия призвания Рюрика на княжение (1857 г.) был объявлен конкурс на проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде. На конкурс подали 53 проекта. Первое место получил проект М. О. Микешина [1, 2]. Работа над монументом под руководством Микешина длилась до 1862 г., когда в присутствии императора Александра II состоялось его торжественное открытие. Сегодня часто автором новгородского монумента называют только одного М. О. Микешина, не упоминая его соавторов: Шредера, Чижова, Лаверецкого и За-лемана, создавших всю скульптурную часть.

Но вернемся к судостроительному творчеству Михаила Осиповича. По его эскизам для Морского министерства были выполнены и установлены в Николаеве памятники адмиралу А. С. Грейгу (1873 г., не сохранился) и матросу Игнатию Шевченко (1 874 г.). В 1 870 г. М. О. Микешин становится художником Главного морского штаба, руководство которого предоставило ему скульптурную мастерскую Адмиралтейства, где ранее работали К. П. Клодт и Н. С. Пименов. По проектам М. О. Микешина были созданы носовые и кормовые украшения для броненосных фрегатов «Князь Пожарский», «Минин», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Грейг», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Спиридов», броненосного корабля «Петр Вели-

кий», мониторов «Русалка» и «Чародейка», императорских яхт «Ливадия» и «Держава» [3]. К сожалению, не все модели сохранились и дошли до наших дней, некоторые из них сильно пострадали при частых перемещениях, переездах и не достаточно профессиональной реставрации.

В скульптурной мастерской при Адмиралтействе Михаил Осипович ознакомился с опытом работы предыдущих мастеров и разработал новую методику. Для уменьшения трудозатрат он предложил исполнять модели фигур и носовых частей кораблей не в натуральную величину, а в уменьшенном масштабе 1:4 [4]. Одним из первых выполненных заказов стала носовая статуя князя Пожарского для броненосного фрегата «Князь Пожарский» (строился в 1864—1868 гг.). Архитектура бронированного корабля, форштевень которого был почти вертикальным, требовала нового подхода к расположению и креплению фигуры на носовой части . Ми хаи л Оси пови ч установил статую Пожарского вертикально (с небольшим разворотом вправо). Правой рукой князь вынимает меч, готовясь к встрече с врагом. В левой руке — крест — знак защитника не только Отечества, но и православной веры. За плечами как знамя победы развивается плащ. Стилизованные листья и ветви аканта закручиваются в спирали и разбегаются по корпусу корабля.

Приступая к разработке композиции носовой фигуры для фрегата «Минин», Микешин опирался на известный памятник Минину и Пожарскому в Москве (скульптор И. П. Мартос, 1818 г.). Броненосный корабль был заложен в 1864 г. (одновременно с фрегатом «Князь Пожарский»), однако «Минин» строился долго и вступил в строй лишь в 1878 г. Правая рука Минина призывным жестом вытянута вперед, у его левого бедра — икона Казанской божьей матери, а с правой стороны — кружка для сбора средств на ополчение. Эти детали вносят повествовательный мотив в композицию. Фигура установлена на высоком ажурном кронштейне из стилизованных стеблей растений, которые в верхней части закручиваются в спираль (рис. 1).

Композиция носовых украшений для броненосных фрегатов «Адмирал Грейг», «Адмирал Спиридов»,

Рис. 1. М. О. Микешин (А. М. Опекушин?). Модель носового украшения броненосного фрегата «Минин». Фрагмент. 1869. ЦВММ

«Адмирал Чичагов», «Адмирал Лазарев» однотипна и решена как па-

радный портрет: все адмиралы в мундирах с государственными наградами, имеют большое портретное сходство, накинутый на плечи плащ напоминает римскую тогу. Эффектна драпировка складок плаща, особенно в гипсовых моделях, фигуры самих адмиралов статичны, а выражения лиц полны спокойствия и благородства. В руках каждый флотоводец держит подзорную трубу — атрибут профессии. Пьедесталы богато украшены орнаментами из лиственных завитков, гирлянд с цветами. Такие витиеватые узоры на постаменте были характерны для Микешина.

В 1866 г. в Севастополе был открыт памятник адмиралу М. П. Лазареву (работа скульптора Н. С. Пи-менова). Известно, что над заказом совместно с Пименовым трудился его помощник И. И. Подозеров, который после смерти мастера завершил работу, отлив статую в бронзе [5]. По всей вероятности, именно этот монумент и лег в основу проекта при создании носовой фигуры для фрегата «Адмирал Лазарев»

(рис. 2). Возможно, что И. И. Подозеров был автором и модели носовой фигуры. Точно (как в памятнике) переданы и форма головы, и лицо адмирала (с характерным подбородком), и положение рук, держащих подзорную трубу со свойственной только Лазареву манерой. Мастер проработал детали форменной одежды и даже фамильный герб мореплавателя. Наброшенный на плечи флотоводца плащ, живописными складками заходил на правый борт корабля и вплетался в лиственный орнамент.

Поиск авторов, подлинных исполнителей моделей носовых скульптур, — процесс, требующий большой работы с архивами. На сегодняшний день набралось достаточно материалов, позволяющих утверждать, что М. О. Микешин не являлся непосредственным исполнителем своих проектов [6—9]. Можно предположить, что носовую статую для броненосного фрегата «Адмирал Грейг» вылепил скульптор А. М. Опекушин — автор памятника адмиралу А. С. Грейгу (про-

Рис. 2. М. О. Микешин. Модель носового украшения броненосного фрегата «Адмирал Лазарев». Вторая половина XIX века. ЦВММ. Н. С. Пименов. Модель памятника М. П. Лазареву. 1866. ЦВММ

Рис. 3. М. О. Микешин (А. М. Опекушин?). Модель носового

украшения броненосного фрегата «Адмирал Грейг». 1867. ЦВММ. А. М. Опекушин. Модель памятника А. С. Грейгу. 1873. ЦВММ

ект М. О. Микешина). К такому же выводу пришла и С. И. Романова — искусствовед, исследователь творчества А. М. Опекушина. Она высказала предположение, что все модели для Морского ведомства были выполнены этим талантливым скульптором по проектам М. О. Микешина [8]. Памятник А. С. Грейгу был уничтожен в советское время, но сохранились старые открытки с его изображением, а в фонде ЦВММ находится модель, выполненная Опекушиным. Модель носового украшения броненосного фрегата «Адмирал Грейг» и модель памятника в Николаеве идентичны и создавались в одно время (рис. 3). В архиве РГА ВМФ в фонде Канцелярии Морского министерства хранится письмо, в котором М. О. Микешин ходатайствовал о награждении А. М. Опекушина за его труды по созданию памятника адмиралу орденом Св. Станислава 3-й степени [10]. Кроме того, в докладной временно управляющему Морским министерством капитан-лейтенант Н. М. Баранов (в то время начальник Морского музея) рекомендует вместо М. О. Микешина принять на службу «...начинающего самостоятельно работать академика Опекушина (бывшего сотрудника Мике-шина по исполнению монумента Екатерины II и заказов Морского ведомства)».

В 2013 г. несколько моделей второй половины XIX века были отданы на реставрацию в ООО «Реставрационная мастерская "Наследие"». В результате расчисток была сделана интересная находка, позволившая по-новому взглянуть на композицию носовой фигуры для броненосного фрегата «Адмирал Чичагов». Реставраторы обратили внимание на левую руку с трубой, которая была непропорциональна коротка, и подзорная труба смотрелась чужеродным элементом, что позволило сделать предположение об ее утрате и более ранней реставрации. При вни-

Рис. 4. М. О. Микешин (А. М. Опекушин?). Модель носового украше ния императорской яхты «Держава». 1869. ЦВММ

крупные победы над шведским флотом в Ревельском (1790) и Выборгском (1790) сражениях. Вероятно, композиция могла выглядеть следующим образом: Чичагов держал в левой руке опущенное вниз древко с намотанным на него флагом поверженного врага, а в правой — подзорную трубу.

Гипсовая модель носового украшения для императорской яхты «Держава» заслуживает особ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком