научная статья по теме «КОРЕЙСКАЯ ВОЛНА» КАК ПРОЯВЛЕНИЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««КОРЕЙСКАЯ ВОЛНА» КАК ПРОЯВЛЕНИЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ»»

Культура

«Корейская волна» как проявление «мягкой силы»

© 2014 Е. Лачина

За последнее десятилетие южнокорейская поп-культура буквально «заразила» планету. Для описания этого явления обычно используют понятие «корейская волна» (или халлю). Глобальное распространение южнокорейской поп-культуры способствовало развитию национальной экономики и улучшению имиджа страны. На основе материалов Министерства культуры, спорта и туризма и МИД РК в статье дается характеристика основных этапов «корейской волны», выявляются основные причины ее популярности в мире.

Ключевые слова: «Корейская волна» (халлю); «мягкая сила» Республики Корея (РК); этапы халлю; культурная экспансия РК.

За последнее десятилетие южнокорейская поп-культура буквально «заразила» планету. Для описания этого явления обычно используется понятие «корейская волна» (или халлю), так как она освещается СМИ по всему миру, создавая эффект волны. Гло-бальное распространение южнокорейской поп-культуры способствовало развитию национальной экономики и улучшению имиджа страны, что наглядно демонстрирует эффективность «мягкой силы» в современном мире. В настоящей статье на основе материалов Министерства культуры, спорта и туризма и МИДа РК дается характеристика основных этапов «корейской волны», пройденных на данный момент, а также выявляются основные причины ее популярности.

Основоположником концепции «мягкой силы» применительно к политике является Джозеф С. Най-младший. «Мягкую силу» он определяет как «умение получать желаемое за счет привлекательности, а не принуждения или вознаграждения»1. Най утверждает, что «мягкая сила» государства в основном проистекает из трех источников: его культуры, политических идеалов и внешней политики. В данной статье остановимся только на первом.

Культуру можно определить как набор ценностей (как духовных, так и материальных) и практик, имеющих значимость в том или ином обществе. Когда культура страны создает универсальные ценности, а ее внешняя политика основана на интересах, разделяемых другими, это повышает вероятность получения благоприятного для нее результата. Здесь важно заметить, что потенциал «мягкой силы» культуры этноса или нации значительно ниже, чем потенциал культуры универсальной. По мнению Ная, приме-

Лачина Евгения Владимировна, преподаватель Московского государственного лингвистического университета. Тел.: 8 (926) 839-35-90, E-mail: mitra.chinha@gmail.com.

ром такой культуры является культура США. Популярность современной культуры РК также можно объяснить отчасти тем, что она пропагандирует универсальные ценности.

Проявлением «мягкой силы» РК, источником которой является ее культура, стала «корейская волна» или халлю, для которой существует несколько определений. Это связано с тем, что сам феномен достаточно разнороден, постоянно пополняется новыми элементами и разрастается территориально. Национальная организация туризма Кореи (НОТК) определяет халлю как «феномен распространения по миру корейской масскуль-туры и культуры развлечений, как-то: поп-музыка, телесериалы и кинофильмы»2. Профессор Национального университета Сингапура Чуа Бенг Хуат и профессор Университета Монаша (Австралия) Коичи Ивабучи в предисловии к коллективной монографии «East Asian Pop Culture: analysing the Korean Wave» под «корейской волной» понимают наполнение Восточной Азии [южно-] корейской масскультурой — кинофильмами, поп-музыкой и особенно телесериалами3. Автором халлю понимается как совокупность различных аспектов южнокорейской культуры, повсеместное увлечение которыми растет как за счет их собственного потенциала, так и государственного стимулирования. Она началась с распространения сначала по Юго-Восточной Азии, а затем и по всему миру, южнокорейских сериалов и несколько позже — поп-музыки (K-pop), однако с каждым годом «корейская волна» пополняется новыми элементами и уже включает кухню, одежду, видеоигры

4

и язык .

Само слово «халлю» возникло в 1997 г. на Тайване, в газете «Чжунго шибао» («Китайские хроники»), но тогда оно было употреблено для обозначения наплыва товаров южнокорейского производства. Для обозначения популярности современной южнокорейской культуры это слово используется с 1999 г., начало чему положила статья «Временами и восточный ветер дует на восток» в газете «Бэйцзин Циньняньбао» «Пекинская молодежная газета», КНР)5.

С экономической точки зрения, халлю — это не что иное, как реклама и продажа культуры. Во-первых, благодаря ей появился ряд культурных брендов, приносящих неплохую прибыль. Так, по подсчетам Корейской международной торговой ассоциации (Korea International Trade Association, KITA), в 2004 г. доходы от экспорта товаров, связанных с халлю, составили 918 млн долл. США6. В 2010 г. Корейский фонд международных культурных обменов (Korean Foundation for International Culture Exchange, KOFICE) оценил экономический эффект от халлю примерно в 4,2 млрд долл. США7. К тому же, некоторые компании начали использовать имена и лица популярных актеров для рекламы своей продукции, что привело к увеличению спроса на нее со стороны фанатов. По результатам опроса, проведенного KITA в 2011 г., в котором участвовало 1173 человека, посетивших РК, или же проживающих в Японии, Китае, Вьетнаме и на Тайване, выяснилось, что три четверти респондентов приобрели продукцию южнокорейского производства после знакомства с халлю*. Сам образ жизни южнокорейских актеров и исполнителей стал своего рода рекламой определенной культуры потребления, включая предпочтения в еде, одежде, макияже и даже пластической хирургии9.

Во-вторых, «корейская волна» способствовала развитию такого сектора экономики, как туризм. Только в 2004 г. Сеул посетило 2,44 млн японцев, что на 34,5% выше данных предыдущего года10. Многих на поездку в РК вдохновил просмотр телесериалов. Южнокорейские туроператоры быстро отреагировали на появление такого контингента туристов, предоставив специальные туры по местам киносъемок (например, «Best of Korean drama trailer deluxe tour»). Некоторые (преимущественно туристы из других азиатских стран) стали приезжать на концерты любимых исполнителей или шоу с участием известных по телесериалам актеров. В-третьих, халлю способствовала притоку иностранных студентов в ВУЗы РК. Например, в 2012 г. 322 иностранных студента прошли стажировку в Сеульском национальном университете, который является

ведущим ВУЗом РК; в том же году на курсах корейского языка при этом университете обучалось 2788 человек.

По словам профессора южнокорейского университета Кёнхи Ким Чжунсопа, в 1993 г. в нем обучалось всего два иностранных студента по обмену, а к 2002 г. из-за рубежа стало приезжать около 1000 таких студентов ежегодно. К 2005 г. их количество достигло примерно 2000, а к 2011 г. — 5053 человека. Причем, если в начале 2000-х гг. это были граждане Китая (в частности, Гонконга), Японии, Вьетнама, Тайваня, Индонезии и иных азиатских государств, то с середины 2000-х гг. стали приезжать студенты из таких стран Южной Америки, как Бразилия, Мексика, Аргентина и др., а также из Европы (Великобритании, Франции и др.). Количество иностранцев, желающих изучать корейский язык в международном центре образования при университете Кёнхи, в 2011 г. достигло 700 человек, что в 4 раза превзошло численность пятилетней давности.

В 1997 г., когда впервые прошел международный экзамен на знание корейского языка (TOPIC), его пожелали пройти 2274 человека из 13 регионов четырех государств,

в 2012 г. на 26-й экзамен TOPIC было зарегистрировано 53 613 человек из 139 регио-

11

нов 37 стран .

Из приведенных выше определений «корейской волны» видно, что практически с самого начала халлю состояла как минимум из двух элементов, и в соответствующие моменты ведущим становился какой-то один. По признаку смены ведущего элемента Министерство культуры, спорта и туризма РК выделяет следующие ее этапы:

1. Халлю 1.0 (Рождение «корейской волны») — конец 1990-х — середина 2000-х гг.;

2. Халлю 2.0 (K-Pop) — середина 2000-х — начало 2010-х гг.;

3. Халлю 3.0 (K-culture) — с начала 2010-х гг.12

1. По ряду причин предвестником «корейской волны» можно считать телесериал «Что же такое любовь» («Саранъи муогилле»), показанный по центральному телевидению Китая (1997). Во-первых, он стал популярен в Китае, с которым тогда у РК не было такого активного культурного обмена, как с Японией, и где до этого корейская массовая культура не пользовалось особым успехом. Во-вторых, внимание китайской аудитории привлекла не отдельная программа или композиция, а сериал, ради просмотра которого 39 млн человек каждое воскресенье откладывали свои дела и собирались у телеэкра-нов13. В-третьих, после показа именно этого телесериала стали набирать популярность другие, а затем к ним добавились и эстрадные исполнители. С начала 2000-х гг. особенно популярной среди китайской молодежи стала корейская танцевальная музыка. Именно тогда термин «корейская волна» начал активно использоваться для обозначения увлечения китайской молодежью корейской масскультурой. Одним из факторов, сыгравшим не последнюю роль в ее распространении, стали технические возможности РК: качественное кабельное телевидение, спутниковое теле- и радиовещание, высокоскоростной интернет и др. Стоит упомянуть еще одну немаловажную деталь: поначалу закупка южнокорейских телесериалов с финансовой точки зрения была крайне выгодна для соседних стран. Они были в разы дешевле, чем японские или гонконгские.

С 1997 до начала 2000-х гг. халлю проникла в такие страны, как Китай, Тайвань, Вьетнам и другие, а в 2003-2005 гг. начала распространяться на новые регионы, важнейшим из которых стала Япония. После показа телесериала «Великая Чжангым» «корейская волна» попала на Средний Восток, в Африку и Восточную Европу, что означало выход на новую ступень.

2. С середины 2000-х гг. по разным причинам, в том числе и из-за повторяющихся сюжетов, южнокорейские телесериалы стали хуже продаваться, в связи с чем больший интерес начали вызывать другие элементы халлю. Особое внимание на этом этапе привлек музыкальный жанр K-pop, где «K» обозначает Южную Корею, а «pop

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком