научная статья по теме КОСТРОМА ОТКРЫВАЕТ ГОРИЗОНТЫ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КОСТРОМА ОТКРЫВАЕТ ГОРИЗОНТЫ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ»

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ УСМАНОВ

доктор исторических наук, профессор

(Иваново)

профессор кафедры новой, новейшей истории и международных отношений

Ивановского государственного университета

Кострома открывает горизонты истории и культуры

18-19 мая 2007 г. в Костроме прошла очередная научная конференция, посвященная изучению русской культуры XIX-XX столетий. На сей раз ее название звучало так: «Василий Розанов и русская литература». В заседаниях приняли участие несколько десятков человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Иванова, Астрахани и, конечно, гостеприимные хозяева из Костромы. Был и представитель дальнего зарубежья -молодой лондонский исследователь Адам Уре, который размышлял об эсхатологических тенденциях в русской литературе.

Майские конференции в Костроме проходили в этом десятилетии и в предшествующие годы. Так, именно в Костроме прошли первые в России международные научные чтения, посвященные В.В. Розанову и П.А. Флоренскому, собравшие более двухсот участников со всего мира. Затем местным отделением Российского фонда культуры были организованы еще несколько научных встреч, а регулярный (всероссийский) статус чтения обрели с 2000 г. Только в 2006 г. конференция носила сугубо «костромской» характер. По просьбе профессора А. Н. Николюкина на нее не были приглашены ученые из других городов, поскольку в Москве в этом же месяце им проводилась международная юбилейная «розановская» конференция, участниками которой были и костромичи. Стоит заметить, что во время майской конференции в Костроме был торжественно открыт бюст В.В. Розанова (автор - В.А. Евдокимов, московский скульптор).

Зато в 2005 г. костромские всероссийские чтения развернулись весьма широко и были обращены по своей тематике в будущее: «Наследие Василия Розанова и концептуальные модели культуры XX-XXI веков».

В 2004 г. они проходили по теме «Василий Розанов в культурно-историческом пространстве России». А в 2002 г. чтения именовались более лаконично: «Ноуменальный Розанов». И столько известных философов, литературоведов и культурологов приняли участие в этих костромских встречах! А.Н. Николюкин, А. Л. Налепин, П.В. Палиевский, И.В. Кондаков, С.С. Лесневский, Ю.Б. Орлицкий, В.И. Мильдон, М.Я. Билинкис, В.А. Кошелев, С.И. Кормилов, О.В. Тимашева, А.И. Резниченко, А.А. Медведев, Н.Ф. Болдырев... Почти неизменные завсегдатаи майских встреч в Костроме - самые известные знатоки творчества Василия Васильевича Розанова, его биографы, издатели и комментаторы его произведений старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН (Москва) Виктор Григорьевич Сукач и кандидат филологических наук из Санкт-Петербурга Валерий Александрович Фатеев.

Но костромские конференции отнюдь не только литературоведческие. В них постоянно участвуют историки, философы, искусствоведы, журналисты. Конференции становятся серьезным событием в общественной и культурной жизни региона. А ведь есть еще и осенние чтения, которые неизменно посвящаются наследию священника, ученого и писателя Павла Александровича Флоренского.

Почему исследовательские усилия организаторов обращены на Розанова и Флоренского - понять нетрудно. Разумеется, костромичи чтут своих земляков. Но речь в Костроме идет не только о них. В сфере внимания ученых их современники: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, К.Н. Леонтьев, Вл.С. Соловьев, Н.Н. Страхов, Д.С. Мережковский,

А.М. Ремизов, П.П. Перцов и многие другие. Например, во время конференции 2005 г. состоялась презентация первого тома трехтомного собрания сочинений друга и корреспондента Розанова - А.С. Глинки (Волжского), которую провела составитель и комментатор этого издания кандидат философских наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета А.И. Резниченко. Конечно, Серебряным веком русской культуры дискуссии в Костроме не ограничиваются. Они охватывают зачастую проблематику всей русской, да и мировой культуры, вопросы глобального, общечеловеческого порядка.

И здесь стоит подчеркнуть заслуги организаторов центра изучения русской культуры в Костроме. Называется он так: «Межрегиональный научный центр по изучению и сохранению творческого наследия В.В. Розанова и П.А. Флоренского Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова», а его основателем и директором является доктор культурологии, профессор Ирина Анатольевна Едошина. Она же -главный редактор научно-публицистического журнала «Энтелехия», выходящего с 2000 г. и добившегося признания у специалистов (в частности, попав и в ВАКовский перечень изданий, рекомендованных для соискателей ученой степени кандидата наук).

Другая звезда костромских конференций - доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой культурологии Костромского государственного технологического университета Татьяна Алексеевна Ёлшина. Трудами И.А. Едошиной, Т.А. Ёлшиной, их сотрудников создана настоящая творческая атмосфера научного анализа, заинтересованного диалога и теплого человеческого общения не только для гостей, но и для преподавателей, студентов и аспирантов двух крупнейших учебных заведений Костромы - Костромского государственного университета и Костромского государственного технологического университета.

Каковы же непосредственные результаты деятельности центра изучения русской культуры в Костроме? Достаточно определенное представление об этом дает недавно составленный к 150-летию со дня рождения Розанова библиографами Центральной районной библиотеки им. В.В. Розанова (г. Сергиев Посад) библиографический указатель «В.В. Розанов. Жизнь. Творчество. Судьба»1. Кстати, библиографы из Сергиева Посада Е.Б. Красавцева, Н.А. Дыркова и Ю.Е. Гимова участвовали в последней розановской конференции в Костроме и показали созданный ими с большой любовью к писателю фильм о жизни и творчестве Василия Васильевича. Их интерес к творчеству В.В. Розанова не случаен: именно в Сергиевом Посаде 5 февраля 1919 г. и завершился жизненный путь Василия Васильевича Розанова. Так вот, в данном указателе научная продукция, связанная с костромским центром, занимает значительное место: тут и изданная Костромским государственным университетом монография «Василий Розанов в контексте культуры»2, и выпущенный костромичами сборник статей «Незавершенная энтелехийность»3, и многие статьи из Костромского журнала «Энтелехия», и другие публикации из круга ведущегося в Костроме обсуждения проблем отечественной истории, культуры и общественной мысли. Весьма важно то, что такое обсуждение продолжается и расширяется, охватывая все больше людей, учреждений и регионов. Хотя для самих костромичей добиваться все большего и большего размаха - отнюдь не самоцель. Их волнует нечто иное.

Лучшее тому свидетельство - материалы журнала «Энтелехия». Возьмем, например, девятый номер журнала за 2004 г. Здесь, как и в любом другом номере, очень много новых и разнообразных изысканий, открывающих нам неизведанные или недостаточно осмысленные пласты русской культуры.

Прежде всего обращает на себя внимание статья Ирины Анатольевны Едошиной к 200-летию со дня рождения А. С. Хомякова4. Статья юбилейная, но она совершенно лишена обычных для такого рода работ ложного пафоса и пустословия. Напротив, размышления Ирины Анатольевны не лишены грусти. На этой же ноте она и завершает свою статью, используя соображения Василия Васильевича Розанова о наследии Хомякова: «... Розанов

вынужден признать, что все же Хомякова и других славянофилов читают и о них пишут, приводит названия трудов, имена их авторов, указывает на тех, кто пока остался за пределами исследовательской мысли. Отсюда в конце статьи автором (Розановым. - С. У.) выражается надежда в способности молодых найти в России место "русскому чувству": "И что трудно - то ведь вы ж, господа, молоды...". Но как показательно многоточие в конце предложения, а поскольку предложение финальное, то этот знак завершает всю статью. Неожиданно многоточие ставит под сомнение и живую бодрость ее интонационного рисунка, и придает призрачные очертания надежде автора на "молодых"»5.

Понятно, откуда такая интонация И.А. Едошиной. В самом деле, ведь и сейчас «велико незнание России посреди России», хотя прошло уже более полутора столетий после этого горького признания Николая Васильевича Гоголя. И все же журнал «Энтелехия», как и костромской культурологический центр, в целом свое дело делает. Причем не только открывая новые, еще неизвестные явления русской культуры, но и оспаривая некоторые сложившиеся в науке и общественном сознании шаблоны. В том же девятом номере журнала за 2004 г. подобных материалов по меньшей мере два.

Во-первых, это статья костромского исследователя, тогда кандидата, а теперь доктора исторических наук А.В. Зябликова «Большой писатель с органическим достоинством»6. Уже названием статьи автор полемизирует с известной оценкой В. В. Розанова Петром Бернгардовичем Струве как «большого писателя с органическим пороком». Как полагает исследователь из Костромы, для Розанова главным было «не принять сторону одного из "множеств", а почувствовать "множества" в единстве и понять трагическую их обреченность, поскольку никакой общественный идеал не тождественен реальной жизни». И еще: «Понятие "эволюция взглядов" мало применимо к В.В. Розанову: оттенки его политической веры, как правило, не сменяют, а "захлестывают" друг друга, создавая совершенно невообразимую гамму. <...> В каком-то смысле именно В.В. Розанов являет собой осуществление пресловутой "русской идеи", причем не в виде "презентационных" формул, а в самом процессе мысли и способе познания»7.

Во-вторых, в том же девятом номере трудно пройти мимо статьи московских исследовательниц О. В. Лексиной и Л. В. Хачатурян, в которой на основе неопубликованных материалов архива Санкт-Петербургского религиозно-философского общества рассматриваются, помимо общеизвестных, и «скрытые мотивы» исключения Розанова из этого общества в 1914 г. Авторы используют протокол закрытого заседания Совета Религиозно-философского общества от 14 ноября 1913 г., на котором и был поднят вопрос об исключении Розанова из числа членов Обще

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком