научная статья по теме КПСС против популярной музыки в 1984 году Биология

Текст научной статьи на тему «КПСС против популярной музыки в 1984 году»

КПСС против популярной музыки в 1984 году

Шадрин В.О.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия

Статья посвящена малоизвестному постановлению ЦК КПСС, которое должно было стать началом кампании против популярной музыки. Проанализированы требования советского руководства к популярной музыке. Реконструирована система предполагавшихся мероприятий по усилению партийного контроля, которая не была реализована благодаря смене политического курса.

Ключевые слова: политический контроль, цензура, популярная музыка, советская культура, советская идеология, КПСС, вокально-инструментальные ансамбли, советский консерватизм.

communist party against the popular music in 1984

Shadrin V.O.

Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia

The article is devoted to the little-known decision of the Central Committee of Communist Party, which was to be the beginning of a campaign against popular music. Analyze the requirements of the Soviet leadership to popular music. Reconstructed system contemplated measures to strengthen of party control, which has not been realized due to a change of policy.

Keywords: political control, censorship, popular music, Soviet culture, the Soviet ideology, Communist Party, vocal and instrumental ensembles, the Soviet conservatism.

В истории отечественной популярной музыки 1983-1984 годы характеризуют как время давления власти на эту сферу искусства [1,

с. 223]. Однако механизмы давления в настоящее время остаются малоисследованными. Авторы работ на эту тему чаще склонны рассматривать давление власти в том виде, в котором оно представало перед музыкантами и их аудиторией [2, с. 348]. Обращение к партийным документам позволяет нам полнее оценить содержание политики КПСС в области популярной музыки.

Среди предпринимавшихся в отношении советской популярной музыки мер особое место занимало постановление ЦК КПСС «О мерах по упорядочению деятельности вокально-инструментальных ансамблей, повышению идейно-художественного уровня их репертуара», принятое в 1984 году. Это постановление не было опубликовано, а потому в поле зрения исследователей чаще попадают документы, ставшие следствием этого постановления. Например, соответствующий приказ Министерства культуры СССР [3]. О содержании постановления ЦК КПСС позволяет судить одноимённое постановление Пермского обкома КПСС от 21 августа 1984 года [4]. Оно воспроизводит мотивировочную часть постановления ЦК КПСС, а также содержит резолюции по его исполнению. Это постановление позволяет нам составить представление о политике КПСС в области популярной музыки в рассматриваемый период, причём как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

Ситуация в сфере популярной музыки оценивалась в постановлении негативно. Важнейшей проблемой провозглашалась деятельность вокально-инструментальных ансамблей и дискотек, которая характеризовалась как стихийная и бесконтрольная. Репертуар ансамблей составляли произведения «слабые в идейном и художественном отношении», а то и заимствованные из «западных эстрадных программ», культура исполнения не соответствовала советским стандартам. Всё это, по мнению руководства КПСС, наносило ущерб идейно-эстетическому воспитанию молодёжи и способствовало распространению «чуждых нам нравов» [4, л. 191]. Особенное внимание партийного руководства к этой проблеме было обусловлено новым витком напряженности в Холодной войне. Культурное влияние Запада рассматривалось исключительно в контексте идеологической борьбы.

Ответственность за сложившуюся ситуацию возлагалась не только на самих деятелей искусства и их непосредственное руководство, но и на партийные комитеты. Прямо указывалось, что партийные комитеты на местах не приняли решения июньского 1983 пленума ЦК КПСС как

руководство к действию [4, л. 191]. Руководство КПСС признавало, что не смогло добиться реальных действий от нижестоящих партийных структур, которые транслировали указания, относившиеся к ним как очередные «идеологические пожелания». Высшее партийное руководство требовало реальных управленческих мер, а нижестоящее - пыталось как прежде отделаться мерами символическими, сводя на нет политические усилия верхушки.

Столкнувшись с прямым давлением ЦК, Пермский обком КПСС принял программу мер к реализации которых подключались все структуры, так или иначе связанные с деятельностью вокально-инструментальных ансамблей и дискотек, от филармонии до школьной самодеятельности, от облсовпрофа до предприятий общественного питания. Фактически речь шла о попытке воздействовать на эстрадную музыку комплексно, не делая различий между самодеятельностью и профессиональным искусством, равно и игнорируя ведомственные полномочия и сферы интересов разных управленческих структур. В постановлении прямо указывалось на необходимость проведения единой художественной политики в сфере музыкальной культуры [4, л. 192].

Объединёнными усилиями всех ведомств проводился смотр и регистрация всех без исключения вокально-инструментальных ансамблей и дискотек, а также переаттестация их руководителей. В ходе регистрации и переаттестации предполагалось расформирование всех коллективов, которые не соответствовали предъявляемым идейным и художественным требованиям. Подразумевалась и персональная ответственность руководителей организаций, на базе которых существовали вокально-инструментальные ансамбли и дискотеки, за содержание их творчества [4, л. 192].

Постановлением вводилась новая централизованная система управления сферой популярной музыки на уровне региона. Общий контроль передавался в руки отделов культуры горрайисполкомов. Они должны были утверждать программы всех вокально-инструментальных ансамблей и дискотек, независимо от их ведомственной принадлежности, контролировать качество музыкальных программ, транслируемых в местах массового отдыха и на транспорте, а также репертуар произведений, записываемых на плёнку в салонах звукозаписи. Все ансамбли и дискотеки, работавшие в сети общественного питания, переходили из подчинения отдельных предприятий в единое хозрасчётное предприятие. В качестве пропагандистского инструмента, а также механизма

внешнего контроля должна была выступать местная печать, телевидение и радио [4, л. 193].

В течение месяца постановление ЦК КПСС доводилось до сведения всех ответственных за его выполнение должностных лиц. В течение года все вокально-инструментальные ансамбли и дискотеки должны были пройти регистрацию, по итогам которой формировался общий перечень вокально-инструментальных ансамблей и дискотек, имеющих право на концертные выступления. Оставшиеся прикреплялись к своим базовым концертным площадкам и не должны были выступать где бы то ни было ещё. Программы ансамблей и дискотек подлежали обязательному утверждению с последующей выдачей удостоверения на право публичных выступлений [5, л. 215]. Руководители вокально-инструментальных ансамблей должны были проходить обязательную переаттестацию, которая должна была отстранить от руководства лиц, не имевших специального образования, а также «идейно незрелых». Для оставшихся руководителей должны были быть организованы курсы повышения квалификации [5, л. 217].

Кроме того, план мероприятий предполагал проведение собраний музыкантов во всех городах и районах области по вопросам повышения идейно-художественного уровня репертуара и исполнительского мастерства. Особое внимание предписывалось обратить на «факты низкой исполнительской культуры, неэстетичного поведения на сцене, использование зарубежных записей и нелицензионных пластинок» [5, л. 216].

Должны были контролироваться и радиотрансляционные установки в местах общественного отдыха. За каждой из них закреплялось ответственное лицо. Обязательно было также согласование с органами культуры списков произведений, доступных в студиях звукозаписи, и указание на упаковках магнитных лент названий произведений и фамилий авторов [5, л. 216]. Под проверки репертуара попадали и клубы самодеятельной песни.

Для формирования репертуара привлекалась областная библиотека им. А.М. Горького. В ней предполагалось создание фонотеки с набором произведений советских авторов, «отечественной песенной классики», народного творчества с рекомендательными списками для программ вокально-инструментальных ансамблей и дискотек [5, л. 217].

Таким образом, в 1984 году начала разворачиваться целая кампания в отношении советской популярной музыки. Самостоятельность вокально-инструментальных ансамблей и дискотек в выборе репертуара резко ограничивалась. Была предпринята попытка закрыть все бюрократиче-

ские лазейки для выхода популярной музыки из-под контроля и создать единую систему мер, требований и контролирующих структур, позволяющих повергать этот жанр искусства строгому административному контролю. Очевидно, партийное руководство СССР пришло к осознанию того, что современная ему популярная музыка уже не только не решала задачу актуализации идеологии, но скорее расшатывала советский общественно-политический строй. Она становилась проводником иной системы ценностей, попадавшей под определение «буржуазной идеологии».

Однако, масштабным планам не суждено было осуществиться до конца. Изменения в высшем советском руководстве вновь отодвинули эстрадную музыку на периферию партийного внимания, что обернулось ослаблением давления на неё, причём как на центральном, так и на местном уровне. В условиях смены политического курса начатая было политика «закручивания гаек» в сфере культуры сменилась масштабной либерализацией после XXVII съезда КПСС [6, с. 159].

Список литературы

1. Никонова С.И. Особенности развития советской культуры в 19651985 гг. // Вестник ТГУ, 2008, вып. 8 (64). С. 218-225.

2. Невская Т.Н. Становление молодёжной рок-культуры в СССР в конце 1950-х - начале 1980-х годов XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008, № 77. С. 343-349.

3. Бобраков-Тимошкин А. Новый Цой родится в интернете? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.svoboda.org/content/ ай1с1е/1775848.Йт1

4. Пос

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком