научная статья по теме КРАСНЫЙ УГОЛ: ОБ ИСТОКАХ И СЕМАНТИКЕ САКРАЛЬНОГО ЛОКУСА (ПО СЕВЕРНОРУССКИМ МАТЕРИАЛАМ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КРАСНЫЙ УГОЛ: ОБ ИСТОКАХ И СЕМАНТИКЕ САКРАЛЬНОГО ЛОКУСА (ПО СЕВЕРНОРУССКИМ МАТЕРИАЛАМ)»

С ТАТЬИ

ЭО, 2009 г., № 2 © H.A. Криничная

КРАСНЫЙ УГОЛ: ОБ ИСТОКАХ И СЕМАНТИКЕ САКРАЛЬНОГО ЛОКУСА (по севернорусским материалам)

Угол избы в народных представлениях нередко служит метонимическим эквивалентом жилища: "Сведем домок в один уголок" (Даль 1957: 591). Если изба может быть "свернута" до размеров угла, то в других случаях, наоборот, угол расширяется до масштабов дома и далее: "Свой уголок - свое угодье" (Там же). Об отождествлении угла с жилищем свидетельствуют и фразеологизмы "иметь свой угол", "срубить себе угол", "скитаться по чужим углам". Более того, понятие "угол" имеет расширительное значение, приравниваясь к концепту родной земли. Вспомним пушкинские строки: "Вновь я посетил тот уголок земли...". Как видим, здесь само мироздание приравнивается к жилищу: у него имеется родной для человека "уголок". Четырехугольный сруб, являющийся основой всех построек, связан в углах врубками. Четырьмя углами отделяется от внешнего мира пространство, отводимое под жилище. Ими обозначаются главные точки, где сходятся стены дома. Предполагается, что сруб, образованный венцами бревен и тем самым уподобленный кругу, должен быть непрерывным. Именно поэтому углы, называемые в диалектах "сутками", "суточками", "сутычками" и являющиеся местом стыковки бревен, согласно народным представлениям, находятся под особой защитой мифических существ. Уже в середине XIX в. Д.О. Шеппинг заметил, что "углы как самые крайние конечности дома" подлежат особому покровительству домового (Шеппинг 1862: 52). По сути, аналогичного мнения придерживался и А.Н. Афанасьев, утверждавший, что углы, определяющие границы дома, "состоят под охраною родовых пенатов" (Афанасьев 1994: 111), обеспечивая замкнутость находящегося под их покровительством жилого пространства. Об общеславянском характере отношения "к четырем углам дома как к сакральному месту, чаще всего как к месту пребывания домашнего духа - домового либо душ предков" пишет уже в наше время акад. Н.И. Толстой (Толстой 2003: 280). Более расширительное значение в семантике данных локусов выявляет В.Н. Топоров. По мнению ученого, в этих точках нередко локализуются "малые", или периферийные, мировые деревья, божества, в которых, в частности, персонифицируются страны света, разного рода эмблемы, подчас восходящие к основным космическим элементам или стихиям (Топоров 1980: 630). Из сказанного следует, что эти локусы отличаются особой семантической насыщенностью.

Вместе с тем в последнее время в освещении данной темы обозначилась и иная точка зрения. Справедливости ради надо сказать, что она касается не всех четырех углов, а лишь одного из них, красного угла. (Заметим, что вопрос о правомерности подобного обособления остается открытым.) Так, в недавно опубликованных статьях А.О. Слуд-няков утверждает, что гипотеза об унаследовании красного угла от языческих времен представляется недостаточно обоснованной. Вслед за А.Л. Топорковым (Топорков 1985: 226) он высказывает мнение, что этот угол "скорее связан с христианской тради-

Неонила Артёмовна Криничная - доктор филологических наук, зав. сектором фольклора Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН; e-mail: vmp@sampo.ru

цией иконопочитания, нежели с язычеством" (Слудняков 2005: 255; 2006: 87). Совершенно очевидно, что вопрос об истоках и семантике данного сакрального локуса нуждается в дополнительном рассмотрении, и прежде всего по следующим параметрам: ритуальное, этикетное и функциональное назначение углов избы; красный угол в контексте ритуала почитания четырех углов; красный угол и другие углы в свете обряда принесения строительной жертвы при закладке жилища; проявление семантики красного угла и других углов крестьянской избы в декоративно-прикладном и вербальном народном творчестве; адаптация архетипов, сформировавшихся в традиции применительно к угловым опорным столбам (вариант: к центральному столбу) жилища, к новым условиям, связанным уже со срубными постройками.

Рассмотрение обозначенных параметров возможно лишь при комплексном подходе с привлечением данных фольклора, этнографии, искусствознания, археологии, истории архитектуры, лингвистики. Основной предпосылкой в наших разысканиях является универсальный для народного искусства закон преемственности, в соответствии с которым всякое новое служит лишь трансформацией, переосмыслением старого, вытесняя из выработанной традицией "ячейки" то, что себя изжило, и занимая его место в прежних пределах.

Соблюдая ритуал почитания четырех углов, хозяева при входе в новый дом, по заведенному здесь обычаю, "в кажном углу кланялись, спрашивались" (АКНЦ 109: № 73. Беломорский р-н, 1977), лишь изредка исключая северный угол в силу его отрицательных ценностных характеристик (Там же 192: № 148. Кондопожский р-н, 1989).

Каждый из углов крестьянской избы символизирует функциональное назначение связанных с ними частей жилища, развивавшихся впоследствии в самостоятельные помещения, выделившиеся из единого жилого пространства. В народной терминологии сохранились первичные наименования отдельных углов избы соответственно их назначению в крестьянском быту. Так, против устья печи, обращенного к передней, лицевой, или фасадной, стене помещался бабий кут, служивший местом приготовления пищи; по диагонали от устья печи - красный угол со столом и иконами; у задней стены, у входной двери, располагался хозяйственный кут, или коник (конник, койник); за печью (в том случае, если за ней оставалось свободное пространство), согласно некоторым севернорусским локальным традициям, зафиксированным в деревнях, раскинувшихся на берегах рек Онеги, Пинеги, Мезени, - жернов-угол, используемый как место ручного помола зерна (Маковецкий 1962: 80, 97, 103). В других локальных традициях наименования углов у задней стены могли варьироваться.

Общеизвестно, что первым и наиболее значимым в мифоритуальном и этикетном плане считался красный, или большой, старший, верхний, передний, святой, божий, угол. В древнерусском языке слово "красный" имело множество значений: красивый, прекрасный; очень хороший, превосходный; дарующий радость, благодатный; главный, передний; наиболее ценный и др. (СРЯ 1981: 19-20). Красным главный угол называется в том же значении, что и красное солнышко, красное окно, красное крыльцо: "Принимают, за обе руки берут да в красный угол сажают" (Даль 1991: 468). В народной поэзии этот угол чаще называется большим, передним, почетным (почестным, почёстным, почестливым): "Да как проходи ты, проходи, / Милой, во большой угол..." (АКНЦ 53: № 73. Беломорский р-н, 1963).

Характерно, что в некоторых местных традициях Карелии он так и называется "первый угол" и даже "самый главный особ угол" (Там же 201: № 141, 275. Пудожский р-н, 1993). В общерусской традиции зафиксированы и другие названия этого локуса: кут, тябла, зябло, часовни, божницы, киоты (Цеханская 1997: 75).

Сведения о наличии красного угла в древнерусской традиции исследователи относят ко времени не позже XIII в. Однако красный угол как место локализации домашних божеств мог сакрализоваться задолго до принятия христианства.

В традиционном жилище красным углом определялось пространство, занимаемое собственно избой. На Русском Севере печь обычно стояла у задней стены, справа или слева от входной двери, что и предопределяло расположение красного угла у передней стены, а вслед за тем и его наименование "передний". В том же случае, когда печь располагалась ближе к середине боковой стены, как это зафиксировано в вельских и шенкурских деревнях Архангельской обл. или в тотемских деревнях Вологодской обл., то красный угол вместе со столом и иконами оказывался в локусе стыковки противоположной боковой и задней стен (Габе 1955: 84). "Западный южновеликорусский план с передним углом у двери (курсив мой. - Н.К.) распространен в верховьях р. Ваги и по притокам ее в этой части в пределах Вологодской и Архангельской областей и к востоку от оз. Кубенского (Вологодская обл.)", - констатирует Е.Э. Бломквист (Бломквист 1956: 236). Одним словом, красный угол мог оказаться в любом углу, кроме занятого печью, хотя предпочтительным для него является стык передней и правой боковой стен. Как справедливо отмечает А.К. Байбурин, красный угол "если не реально, то условно (через образа) ... сориентирован на восток или юг" (Байбурин 2005: 176). Иначе говоря, в тех случаях, когда красный угол на самом деле не был восточным или южным, он все равно воспринимался как таковой. Однако, на наш взгляд, ориентацию красного угла символизируют не только христианские, но и сугубо языческие атрибуты. Об этом, в частности, свидетельствуют четыре резных знака солнца, нанесенных по углам двух горизонтальных досок божницы, расположенной в красном углу и обнаруженной в Медвежьегорском районе Карелии (Вишневская 1981: 8. Рис. 5).

К красному, или переднему, большому, святому, углу в важнейшие моменты суточного, годового или жизненного циклов смещается духовный центр традиционного крестьянского жилища. На лавке в этом углу под образами садился старейший среди сородичей, почетный гость, священник, колдун, новобрачные после венца: "И садите вы ево... / Во передний угол / Под светлые образа / Свечи воскояровыя. / На почтенное место" (Ордин 1896: 80-81). Или: "Он садил гостей по лавкам, / А сам садился в большой угол" (здесь и далее курсив мой. - Н.К.) (АКНЦ 51: № 269. Кемский р-н, 1964).

Приближенность к красному углу или отдаленность от него зависела от соответствующего положения индивида в социальной иерархии, определяемой в данном случае степенью причастности к роду:

Кто родом поближе, Того садите повыше ... . А вы, полюбовные гости, садитеся, На нашего хозяина Не гневайтесь, не сердитеся:

Всех вас в передний угол не посадить (Ордин 1896: 81).

В красный угол усаживали и обладателя магических способностей, вершителя человеческих судеб: «"Что это у вас за старик в большем углу сидит? Крестной отец, или кто?" - "Нет, это, - говорит, - колдун у нас". Значит, это в Морской Масельге, его на почетно место садили» (АКНЦ 142: № 15. Медвежегорский р-н, 1980).

В этом объемно-планировоч

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком