научная статья по теме Креативный класс и российская элита (философия современной политики) Философия

Текст научной статьи на тему «Креативный класс и российская элита (философия современной политики)»

Научные сообщения

В.В. КОЧЕТКОВ кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС*

Креативный класс и российская элита

(философия современной политики)

Тысячи людей, возмущенные аморальностью операции «Преемник» и массовыми фальсификациями результатов выборов в 2011/2012 гг., определили себя как «креативный класс», который одновременно отличается и от косных народных масс, загипнотизированных путинской стабильностью, и от насквозь коррумпированной элиты, корыстно заинтересованной в продолжении своего бесконтрольного господства над 1/7 частью мировой суши. Однако у многих складывается впечатление, что В.В. Путин искренне не понимает, за что его не любит так называемый креативный класс. Ведь именно при его руководстве расцвели пышным цветом потребительский гламур, интернет, масс-медиа, на чьей почве произрастают и российские креативщики. Поэтому самое устойчивое объяснение вспышки протестов - это теория заговоров и экспорта «оранжевой революции». К сожалению, российская элита не задумалась всерьез о причинах этого всплеска гражданской спонтанности.

Сейчас большинство российских экспертов и политиков предсказывает спад оппозиционного движения по двум причинам. Первая - власть начала политические реформы и тем самым перехватила инициативу и повестку дня у оппозиции. Вторая - креативные слои не могут консолидироваться как класс, что выражается в неспособности выдвинуть четкую программу и лидеров. Данная статья написана с целью проанализировать феномен креативного класса на российской почве и понять возможную программу его действий. Рассматривать же всерьез первую причину автор не считает необходимым, поскольку политическая реформа в современной России носит перманентный характер. Это связано с тем, что её формально провозглашенная цель полностью противоречит фактически поставленной задаче - любой ценой удержать власть в руках определенной элитной группировки. А ведь именно против такой стабильности и начал консолидироваться российский креативный класс.

Своей популярностью термин «креативный класс» обязан работам американского социолога Р. Флориды, который исследовал причины расцвета и упадка различных городов и регионов в современных США. Он считает, что этот класс выходит на первый план благодаря развитию новой современной экономики. «Если для феодальной аристократии источником власти и классовой идентичности служил наследственный контроль над землей и населением, а для буржуазии -присущие её представителям «роли» коммерсантов и фабрикантов, то особенности креативного класса определены творческой функцией его членов. Поскольку креативность - это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение»1. Ведь креативность, понимаемая как способность создавать новые значимые формы, превратилась в основной источник конкурентного преимущества. А поскольку источником креативности являются люди, то именно творческие люди и представляют собой важнейший ресурс новой эпохи.

Эта трансформация повлекла за собой ещё один тектонический сдвиг в организации социального пространства современного общества. «Место превратилось в главный организующий компонент нашего времени, переняв многие функции, выполнявшиеся ранее фирмами и другими организациями. Сегодня корпорации куда в меньшей степени культивируют своих сотрудников, а последние намного чаще меняют места работы, в результате чего контракт по личному найму приобрел характер более случайный. При таких обстоятельствах именно географическое местоположение, а не корпорация, представляет организационную матрицу для сочетания людей и рабочих мест»2.

По мнению Р. Флориды, формирование новой экономики началось в США с 50-х гг. В настоящее время к этому классу, по его оценкам, принадлежит около 30 млн. человек, или 30% всех работающих американцев. Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и

* Кочетков Владимир Валерьевич, е-таП; vovov69@mail.ru

1 Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее. М., 2011, с. 12.

2 Флорида Р. Указ. соч., с. 21.

технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей и технологий. Помимо ядра этот класс включает обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и в смежных областях деятельности.

Американский социолог полагает, что радикальное различие между креативным и другими классами заключается в том, за что они получают свои деньги. «Представителям рабочего и обслуживающего класса платят главным образом за выполнение работы согласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает он это с большей степенью автономии и гибкости, чем два другие класса»3. Иначе говоря, представителям креативного класса платят за результат, а рабочим и людям сервиса за рабочее время.

В современном мире никто не будет спорить с тем, что креативность является источником новых технологий, новых типов производств и многих других экономических благ, собственно говоря, поэтому её ценят все выше и стараются поощрять. В результате общество пронизывается креативным этосом. Р. Флорида выделяет следующие аспекты креативного этоса.

(1) Креативность - это, прежде всего, способность к синтезу, не простое развитие интеллекта или накопление знаний. При этом, однако, для того, чтобы создать новые и пригодные для использования комбинации, приходится анализировать факты и теории. (2) Креативность требует уверенности в себе и способности идти на риск. Р. Флорида замечает по этому поводу: «Неудивительно, что креативный этос знаменует радикальный поворот от конформистского прошлого. По сути творческая деятельность часто носит откровенно подрывной характер, поскольку она разбивает существующие стереотипы мышле-ния и поведения»4. (3) Различные формы креативности, обычно воспринимаемые как самостоятельные, например, техническое творчество (или изобретательство), экономическая креативность (предпринимательство) или художественное творчество, на самом деле тесно взаимосвязаны. «Они не только относятся к общему мыслительному процессу, но и усиливают друг друга через «перекрестное опыление» и взаимную стимуляцию»5. (4) Побудительным мотивом креативности является потребность в самореализации. (5) Хотя креативность принято считать индивидуальным феноменом, она неизбежно приобретает черты командной работы. Даже одиночка во многом полагается на коллег, чьё мнение для него имеет значение, а также на помощников. (6) Креативность достигает расцвета в специфической социальной среде, достаточно стабильной для того, чтобы обеспечить непрерывность деятельности, при этом стимулирующей творчество даже во всех его провокационных формах. (7) Поток креативности не возобновляется автоматически, а значит, требует постоянного внимания и инвестиций в экономические и социальные формы, поддерживающие творческий импульс.

Таковы характеристики этоса креативности. Но, по мнению Р. Флориды, также необходимо иметь в виду условия, при которых этот этос может реализовываться и воспроизводиться. Он пишет: «Общей для всех этих (креативных. - В.К.) людей является настоятельная потребность в структурах и внешних условиях, которые благоприятствовали бы креативности - давали достойную оценку их деятельности, побуждали к творчеству, имели механизмы для мобилизации ресурсов вокруг идей и были равно восприимчивы к незначительным переменам и новым идеям большого масштаба. Компании и географические пункты, удовлетворяющие этим требованиям, независимо от своего размера, имеют приоритет во всем, что касается обращения с креативными талантами, их привлечения и мотивировки» .

Р. Флорида на основе своего анализа этоса креативности считает возможным внести уточнения в теорию «общества знаний». Как известно, в свое время один из творцов этой концепции П. Друкер заявил: «Основным экономическим ресурсом - «средствами производства» - является уже не капитал, не естественные ресурсы и не труд. Им стало - и останется - знание»7. Но на самом деле теперь основной ресурс экономической и общественной жизни - креативность, т.е. создание на базе знания практических новых форм. «Знание» или «информация» - это рабочий материал креативности. А продуктом этого процесса является инновация.

Важно то, по мнению Р. Флориды, что основой креативного класса является экономика. Он пишет: «Я выделяю его как экономический класс и утверждаю, что его экономическая функция поддерживает и определяет социальные и культурные решения креативных профессионалов, равно как и их образ жизни. Креативный класс состоит из людей, производящих экономические ценности в процессе творческой деятельности»8. Члены креативного класса в отличие от буржуазии не владеют какой-либо существенной собственностью в качестве средств производства в терминах индустриальной эпохи. Их собственность, проистекающая из творческих способностей,

3 Там же, с. 22-23.

4 Флорида Р. Указ. соч., с. 46.

5 Там же, с. 48.

6 Флорида Р. Указ. соч., с. 55.

7 Drucker P. Post-Capitalist Society. N.Y., 1993, р. 8.

8 Флорида Р. Указ. соч., с. 85.

не имеет физической формы. И с этой точки зрения социальная стратификация теперь выглядит так: элита (правящий класс), креативный класс, обслуживающий (сервисный) класс и рабочий класс.

Получается, что общая историческая тенденция такова: начиная с середины 50-х гг. прошлого века численность рабочего класса сокращается, а доля креативного и сервисного классов растет. Незначительно растет численность элиты и правящего класса в целом. «Эти изменения в американской классовой структуре отражают более глубокие, более общие процессы экономических и социальных перемен. Упадок традиционного рабочего класса является неотъемлемой частью сокращения роли промышленной экономики, которая служит ему основанием, а также общественных и демографических закономерностей, определявших индустриальное общество. Ра

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком