научная статья по теме КРЕОЛЬСКАЯ ЛОШАДЬ — НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ АРГЕНТИНЫ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КРЕОЛЬСКАЯ ЛОШАДЬ — НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ АРГЕНТИНЫ»

КУЛЬТУРА

К.А.Шарыкина

Креольская лошадь — национальная гордость Аргентины

Первые лошади появились на латиноамериканском континенте в XV в. Это были испанские андалузы, сопровождавшие конкистадоров. История превращения андалузов в креольских лошадей не менее интересна, чем история становления государств и народов. В этой статье рассказывается о национальной гордости Аргентины — креольских лошадях, играющих важную роль в практической и культурной жизни аргентинцев.

Ключевые слова: аргентинская лошадь, креольская порода, Эмилио Соланет, Гато и Манча.

Лошадь ассоциируется у нас с силой, верностью, благородством, добротой. За века это животное стало неотъемлемой частью жизни людей. Лошадь — не только надежный помощник, который всегда выполнял тяжелую работу, но и верный спутник и соратник человека. Сегодня трудно представить, что когда-то у людей не было машин — зато у них были лошади! Времена меняются, а лошади по-прежнему занимают важное место в нашей жизни.

Лошади — это часть всемирной истории. Если мы попробуем представить себе человека, жившего в Средние века, то наверняка вообразим мужественного всадника — будь то испанский кабальеро, шотландский рыцарь или русский богатырь. Кстати, и среди современных дам, мечтающих о поклоннике на «Мерседесе», выражение «принц на белом коне» не потеряло актуальности. В мировой истории лошадь всегда играла незаменимую роль: она была полевым работником, боевым конем и верным другом. Лошадь прошла нелегкий путь, чтобы стать тем, чем она является сегодня для человечества. В этой статье мы рассмотрим конкретную страну и конкретную тему — Аргентину и аргентинских лошадей.

Кристина Александровна Шарыкина — участница студенческого научно-практического клуба «Открытие мира», студентка Института туризма

(kris2906@mail.ru).

Первое, что необходимо отметить, это теснейшая связь истории формирования аргентинской нации и истории формирования креольской породы лошадей. Эта крайне увлекательная тема практически неизвестна российскому читателю. В специализированных справочных изданиях встречаются небольшие статьи о креольской породе, но информация эта весьма скудна1. При этом креольская порода, особенности ее разведения — важная часть культуры Аргентины. Еще в начале XX в. там появился журнал «Raza Criolla» («Креольская порода»), который был посвящен только этой породе! Сейчас эти журналы — библиографическая редкость, и доступны они только на испанском языке. Если у букинистов вдруг и появится номер этого журнала, то стоить он будет баснословно дорого. Из-за отсутствия информации на русском языке, мне пришлось обращаться к испаноязыч-ным источникам, устным свидетельствам и материалам, собранным во время моего пребывания в Аргентине. Одним из основных источников информации для меня были исследования аргентинского специалиста по креольским лошадям Фернандо Ромеро Каррансы2, который посвятил свою жизнь изучению истории породы. Давайте попробуем разобраться, почему Аргентину и аргентинцев невозможно по-настоящему понять без знаний об этой специализированной «конной» теме.

Известно, что до Конкисты лошадей в Южной Америке не было. Об этом свидетельствуют записи хронистов, исследования ученых да и просто тот факт, что коренные жители уже после завоевания абсолютно не умели обращаться с этими животными. Отсутствие каких-либо «конных» терминов у коренных народов — еще одно свидетельство того, что индейцы были незнакомы с лошадьми. У племен, проживавших на территории Боливии, Эквадора, Перу, Чили и на севере Аргентины, были одомашненные большие животные — викуньи и альпаки, но лошадей не было! И прошло очень много лет, прежде чем индейцы нашли с лошадьми общий язык, и прежде чем появились герои приключенческих романов — индейцы верхом на лошади. Не правда ли, привычный образ? Без седла, без уздечки, с пером в гриве лошадь стала обязательным спутником в жизни индейцев.

Начиная рассказ об аргентинской лошади, обратим наши взоры на южную оконечность континента. Индейцы племени теулече, проживавшие на равнинах и в горах Патагонии, были хорошими охотниками. Их главной добычей были южноамериканские олени, зайцы, гуанако. Теулече так же, как и представители племен Огненной Земли, всегда передвигались пешком. Не были наездниками и индейцы арауканы, или мапуче, проживавшие на территории современной Чили. Викунью и альпаку местные жители никогда не использовали для езды, и уж тем более не впрягали их в телегу. То же самое происходило и в центральных районах Южной Америки.

Со временем, однако, индейцы стали подумывать о том, как использовать брошенных завоевателями лошадей, научились обращаться с ними и ездить на них. Это открыло перед индейцами совершенно новые горизонты. К примеру, оседлав лошадь (а точнее, сев на спину лошади, так как седла в обиходе коренного населения появились очень не скоро), они

смогли охотиться на крупных животных — диких коров и бизонов, которые, кстати, тоже были завезены в Южную Америку испанцами. Все это, вероятно, в значительной степени способствовало выживанию племен.

Итак, лошадиное копыто впервые ступило на землю Нового Света в 1492 г., когда испанский мореплаватель Христофор Колумб прибыл к землям далеких «Индий». Именно тогда и началась история лошади в Латинской Америке. Вместе с людьми Колумба с каравелл на землю были спущены лошади, отважно совершившие трансокеанское путешествие вместе с испанскими мореплавателями. Что это были за лошади — прародители креольской породы? Они имели иберо-африканское происхождение3 и сформировались в процессе естественной селекции, проходившей во времена арабского владычества над Испанией. Из-за жаркого климата севера Африки местные лошади были очень крепкими и выносливыми. Эти качества они передали своим потомкам — испанским лошадям. В основном смешению подверглись лошади южной части Испании, в результате чего и появилась андалузская порода. Официально она была зарегистрирована в Испании только при короле Фелипе II (1556—1598) между 1567 и 1593 г., т.е. уже после того, как первые андалузы попали в Латинскую Америку. Родиной породы является город Херес-де-ла-Фронтера, в котором находился Картезианский монастырь одноименного ордена. Именно монахи этого ордена с 1476 г. начали селекционную работу по выведению андалузской породы.

История развития андалузских лошадей тесно связана с историей Испании. До XVI в., и особенно во времена правления Карла I Испанского (1517—1556) и Фелипе II, которые были фанатичными любителями лошадей, категорически запрещалось вывозить испанских лошадей за пределы страны, а также ввозить особей других пород во избежание смешения кровей, которое могло испортить истинную андалузскую породу. В тот период в Европе господствовали более тяжеловесные породы, которые спокойно могли вынести на спине всадника в тяжелых доспехах. Но лошади южной Испании были легче и тоньше, что и помогало им переносить жаркий южноамериканский климат. «Дедушки» аргентинской лошади — лошади Северной Африки — тоже были легки и изящны, ибо арабы и берберы не использовали латы.

Между тем в самой Испании андалузской породе не удалось избежать вливания «европейской крови». После смерти Фелипе II и прихо-

Испытание креольской лошади

да к власти Фелипе III (1598—1621) в страну начали активно ввозить иностранных лошадей, в том числе и тяжеловозов, а также вывозить андалузов из Испании, что привело к «утяжелению» породы. Все это случилось в конце XVI в., а Колумб, как известно, отправился в путешест-

вне несколько раньше. Соревнования на скорость Таким образом, можно

сделать вывод, что он завез в Латинскую Америку истинных андалузских лошадей, в которых не было примеси иностранной крови. Креольские лошади стали прямыми потомками иберо-берберских андалузов.

Путь до Латинской Америки через океан был нелегким, и добрались самые стойкие лошади. Именно поэтому особи современной креольской породы очень выносливы. Но главное, что приобрели лошади Нового Света, это разнообразие мастей. В Америке основные известные нам масти (вороная, гнедая и серая) преобразовались в огромное количество подтипов. «Креолам» было необходимо адаптироваться к новой, незнакомой среде, и природа подарила им столь разнообразную «цветовую гамму», чтобы уберечь от подстерегавших на каждом шагу опасностей. Позже, когда началась искусственная селекционная работа, и люди стали заниматься разведением и улучшением креольской породы, количество мастей увеличилось.

На территорию современной Аргентины лошади попали в 1535 г., когда до этих земель добрался конкистадор Педро де Мендоса — основатель Буэнос-Айреса. Раньше в этих местах лошадей не видели, и при виде наездников индейцы приходили в ужас. Когда конкистадоры гибли в боях за новые земли, их четвероногие соратники, потеряв хозяев, становились дикими, создавая основу для формирования будущей креольской породы.

Схожая ситуация наблюдалась и в других районах Южной и Северной Америк. Возьмем, к примеру, мустангов. Мустанги — почти то же самое, что и «креолы», так как их предками были лошади, сбежавшие от испанцев. Только территория распространения мустангов — Северная Америка. Считается, что слово «мустанг» является производным от испанского слова «mesteno», что означало «собственность La Mesta» — испанской сельскохозяйственной компании, которой принадлежали все эти лошади.

А откуда произошло название креольской породы? Как известно, креолами называются потомки испанцев, рожденные в Латинской Америке. Так же стали называть и рожденного на южноамериканской земле друга человека — лошадь. Поэтому считается, что еще до возникновения креольской

Эмилио Соланет

породы как таковой появились креольские лошади — те, которые родились от андалузских на латиноамериканской земле.

Креольская порода формировалась в течение нескольких веков. Когда в Аргентину стали прибывать первые иммигранты, страна начала впитывать в себя и иностранную культуру. Иностранцы, хлынувшие в Аргентину во второй половине XIX в., занимали свободные территории. Появилось большое количество земледельцев, которым нужны были мощные лошади, способные подолгу ра

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком