научная статья по теме КРЕЩЕНИЕ СЛУЖИЛЫХ ЧИНГИСИДОВ В РОССИИ XVI-XVII ВВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КРЕЩЕНИЕ СЛУЖИЛЫХ ЧИНГИСИДОВ В РОССИИ XVI-XVII ВВ»

91 Лурье Я.С. Рассказ о боярине И.Д. Всеволожском в Медоварцевском летописце // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1977 год. М., 1977. С. 9-10.

92 Дмитриева Р.П. Спиридон-Савва // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина Х1У-ХУ1 в. Ч. 2. Л., 1989. С. 410.

93 Отец Михаила Ивановича Иван Васильевич Булгак, внук Ю.И. Патрикеева, был женат на внучке Всеволожа Евпраксии (Аксинье) Ивановне (Летописная и Румянцевская редакции... С. 139; Родословные материалы. С. 230). Согласно более позднему источнику Иван Булгак был женат на дочери Ивана Ивановича Заболоцкого (Родословная книга князей и дворян российских и выезжих... (Бархатная книга). Ч. II. М., 1787. С. 43; Лурье Я.С. Рассказ о боярине И.Д. Всеволожском... С. 10).

94 Лурье Я.С. Рассказ о боярине И.Д. Всеволожском... С. 11, сноска 18.

95 Там же. С. 10.

96 Там же. С. 17; ПСРЛ. Т. 18. М., 2007. С. 172.

97 ПСРЛ. Т. 39. С. 144; Т. 23. С. 147.

98 Там же. Т. 6. Вып. 2. М., 2001. Стб. 66.

99 Там же. Т. 15. Стб., 490 (под 6942 г.). В Типографской летописи под 1433 г., перед сообщением о походе против Юрьевичей и битвой на р. Куси 28 сентября (Там же. Т. 24. С. 182). В Ермолинской летописи явно испорченная переписчиками запись: «Того же лета (6941) князя великого Иванъ Дмитреевичь поималъ, и с детьми, да и очи ему вымали» (Там же. Т. 23. С. 148; Веселовский С.Б. Исследования по истории класса... С. 346).

100 ПСРЛ. Т. 25. С. 263, 264.

101 АСЭИ. Т. II. № 342, комментарий к акту. С. 560.

102 Антонов А.В., Баранов К.В. Акты из архивов русских монастырей и церквей // Русский дипломатарий. Вып. 3. М., 1998. С. 34-35. № 25; АСЭИ. Т. I. № 217, 218; Т. II. № 323.

103 ПСРЛ. Т. 25. С. 269.

© 2011 г. А. В. БЕЛЯКОВ*

КРЕЩЕНИЕ СЛУЖИЛЫХ ЧИНГИСИДОВ В РОССИИ XVI - XVII веков

С ХУ в. в Московском государстве волею судеб оказалось достаточно большое число Чингисидов - потомков старшего сына Чингисхана Джучи, - проживавших на обширных просторах Дешт-и-Кипчака и имевших право на власть на постордынском пространстве. Причины, по которым представители «золотого рода» попадали в Москву, были различны. Это и бегство от ужасов войны, и борьба за власть на просторах распадающейся Орды, и пленение. В ряде случаев их отсылали на Русь родственники, тем самым бескровно выводя их из списков претендентов на престол1.

Со временем некоторые из Чингисидов принимали православие, однако говорить о их личных религиозных чувствах сложно. Вряд ли в других условиях они бы сменили веру отцов. Но, кажется, некоторые из них смогли стать хорошими христианами, и наиболее ярким примером является царь Симеон Бекбулатович, оставивший по себе память как строитель и покровитель многих церквей2. Крещение создавало предпосылки для их сближения с высшей московской знатью. В историографии неоднократно освещались отдельные случаи крещения служилых царей и царевичей для решения конкретных целей, но комплексного исследования данной проблемы не проводилось. Попытаюсь собрать все известные случаи крещения Чингисидов в России. Это позволит представить изменения в отношении к ним, определить их статус.

* Беляков Андрей Васильевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Рязанского филиала Московского психолого-социального института.

Первая волна крещений затронула казанских царевичей, детей царевича Мелик-Тагира и его брата Худайкула, оказавшихся в России в результате казанского похода 1487 г. и поселенных в городе Карголом3. Осенью 1505 г. казанский царевич Худайкул бил челом митрополиту московскому Симону, чтобы тот испросил для него у великого князя Василия III разрешения креститься. Обряд состоялся 21 декабря в столице на Москве-реке «у тайника». Крестил царевича архимандрит Спасского монастыря Афанасий в присутствии великого князя, его младших братьев и бояр. Царевич получил новое имя - Петр Ибрагимович4. 28 декабря он принес присягу на верность Василию III и был выпущен из «нятства»5. Судя по всему, к этому шагу Чингисида мягко подтолкнули, пообещав изменение его статуса почетного пленника. Об этом говорит, в частности, скорая женитьба царевича на сестре Василия III княжне Евдокии. А.А. Зимин считал, что таким образом Петр становился удобной фигурой как претендент на казанский престол, где он должен был стать своего рода удельным князем6. Царевич мог даже стать наследником бездетного великого князя московского7. Во всяком случае, он оставался в ближайшем окружении Василия III до своей смерти в 1523 г. и воспринимался всеми как непосредственный член великокняжеской семьи.

По-видимому, данное событие оказало достойное впечатление на его родственников в Карголоме. После смерти Мелик-Тагира крестились его жена и многочисленные дети (судя по всему, родившиеся уже в России)8. Летом 1513 г. во время литовского похода Василия III в Москве остались царевич Петр и его племянники царевичи Василий, Федор, Иван, Лев и Василий «новокрещены»9. В общих чертах известна биография только Федора Мелегтаировича. Он неоднократно становился полковым воеводой10, в 1531 г. был наместником в Новгороде11 и, кажется, вел дипломатические переговоры от имени великого князя Василия III (1523 г.)12. Умер он, вероятно, до 1550 г.13 Москва, скорее всего, всячески поддерживала стремление казанских пленников креститься. Таким образом создавалась почва для их инкорпорации в ряды московской служилой знати. Здесь определенную роль играло представление об истинном государе, окончательно сформированное в «Государеве родословце», согласно которому таковым можно считать того, к кому выезжают представители сопредельных правящих родов14. Поэтому для каждого московского государя наибольшее значение имели именно те Чингисиды, что выехали именно на его имя. Помимо этого крещение татарских царей и царевичей подчеркивало величие и истинность православия. В целом же следует признать, что главным посылом к смене веры у Чингисидов было желание упрочить свое материальное положение и, в ряде случаев, стремление изменить статус почетного пленника на более свободный статус служилого царевича (царя). Судя по всему, Василий III в начале своего правления серьезно сомневался в целесообразности существования института служилых Чингисидов мусульманского вероисповедания. Но при этом создалась ситуация, при которой в России не оставалось ни одного потомка Улуг-Мухаммеда мусульманского вероисповедания, которого можно было посадить на казанский престол. Подобный вакуум способствовал утверждению в Казани крымской династии, враждебно настроенной к Москве15. Эту ошибку запомнили, и даже после присоединения Казани, Астрахани и Сибири, вплоть до середины XVII в., как правило, на всякий случай, старались иметь «под рукой» Чингисидов-мусульман. Более того, к насильственному крещению стали относиться значительно осторожнее.

8 января 1553 г. в Чудовом монастыре митрополит Макарий крестил малолетнего казанского царя Утямиш-Гирея. Восприемником был Савва Крутицкий. Теперь Чин-гисид стал Александром Сафакиреевичем. Иван Грозный велел новокрещеному царю жить в своем дворце и учить его грамоте. Царевич с этого момента стал постоянным участником дворцовых церемоний, в частности, сидел рядом Иваном IV при приеме послов16. В январе того же года другой плененный казанский царь Ядгар-Мухаммед бил челом Ивану Грозному, чтобы ему разрешили креститься. После многочисленных визитов к Чингисиду архимандритов и игуменов, в задачу которых входило, согласно летописным известиям, убедиться, что Ядгар-Мухаммед захотел креститься не от нужды, а по убеждению, 26 февраля на Москве-реке «у тайника» его крестили в при-

сутствии Ивана IV, его братьев, бояр, митрополита Московского и многочисленного духовенства. Новокрещен получил имя Симеон Касаевич, крестил его протопоп храма Николы Густунского Амос. Московский царь пожаловал Симеона подворьем и учинил у него особый двор во главе с боярином Иваном Петровичем Заболоцким17. Позднее царя Симеона женили и пожаловали г. Рузой18. После 18 сентября 1555 г. в Москве крестили астраханского царевича Ярашту, сына свергнутого астраханского хана Ям-гурчи, родившегося по дороге в Москву, и его мать царицу Ельякши. Теперь они стали Петром и Ульяной19. Причина данного крещения очевидна - показать новому астраханскому царю, ставленнику Москвы Дервиш-Али, что Иван IV всецело доверяет ему и не собирается держать у себя сына его предшественника как возможного претендента на астраханский престол.

Серия крещений первой половины XVI в. явно связана с продвижением России на Восток. Москва стремилась по возможности наиболее полно вывести из игры всех возможных претендентов на казанский и астраханский престолы. С этой целью всеми способами их стремились пригласить в Россию. Это касалось, в первую очередь, Те-мир-Кутлуевых царевых детей. Наиболее значительных из них крестили. Согласия их, как представляется, не спрашивали. Правда, в летописях это тщательно скрывалось. Интересно, что всех (или почти всех) взрослых Чингисидов крестили в зимнее время на Москве-реке, заставляя окунуться в прорубь. Это делалось для того, чтобы при большом стечении горожан лишний раз подчеркнуть величие православной Церкви и государя, а также проверить истинность намерений неофитов. Вчерашние враги с подчеркнутым смирением принимали данный факт. Но это ни в коем случае не было соединением формального почета с издевательством над их судьбой, как утверждал М.Г. Худяков20. Нужно отметить, что крещение в проруби на Рождество Христово новообращенных иностранцев было типичной практикой для ХУГ-ХУП вв. Крещения на протяжении второй половины ХУ! столетия, скорее всего, носили добровольный характер. Хотя, возможно, на некоторых из Чингисидов и оказывалось опосредованное давление. Список Чингисидов - новокрещенов второй половины XVI в. - открывается именем астраханского царевича Муртазы-Али, сыном царевича Абдуллы. Он родился уже в России между 1552 и 1558 гг. (даты выезда его отца и рождения второго сына Абдуллы Будалея). Крестился он, судя по всему, по достижении совершеннолетия в конце 60-х гг. XVI в., после чего занял видное положение с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком