научная статья по теме КРЫША И ЧЕРДАК: БЫТ И ОБРАЗЫ Языкознание

Текст научной статьи на тему «КРЫША И ЧЕРДАК: БЫТ И ОБРАЗЫ»

КРЫША И ЧЕРДАК: БЫТ И ОБРАЗЫ

© Н. А. КРИНИЧНАЯ, доктор филологических наук

В статье рассматриваются вербально-архитектурные образы крыши, чердака традиционного крестьянского жилища. Семантика этих образов определяется единством мифологических представлений о человеке -жилище - мироздании. Верхний ярус крестьянской избы осмысляется как небо либо как голова/череп жилища.

Ключевые слова: мифологический рассказ, древнерусская лексика, диалектная лексика, крыша, чердак, небо жилища, голова/череп жилища, мифическое существо.

В традиционных представлениях крестьянский дом, с одной стороны, служит уменьшенной копией мироздания. С другой стороны, этот дом воплощает в себе увеличенную модель человека либо почитаемого (некогда тотемного) животного, принесенного в жертву при его строительстве. Цель статьи - раскрыть космологический и анатомический коды, которые фрагментарно зашифрованы в вербально-архитектурных образах верхнего яруса крестьянской избы. Речь идет о мифологических воззрениях, связанных с крышей - чердаком - потолком. Образы потолка [1] и матицы [2] нами уже рассмотрены в отдельных статьях. Здесь же мы сосредоточим внимание на представлениях о крыше, а вместе с ней и о чердаке. Именно крыша чаще всего осмысляется как метонимический эквивалент самого жилища (ср. выражения: дать крышу, иметь крышу, под одной крышей, под чужой крышей и пр.).

Крышей называется верхняя, покрывающая часть строения. Этот покров защищает обитателей жилища от воздействия внешнего мира. Происхождение данной лексемы связано с «древнерусск. (с XIII в.) крыти(ся) - "крыть" (сверху), "переплетать", позже (с XV в.) "скрывать", "прятать"» [3. С. 448]. Причем корень кры- (кров-) широко распространен во всех славянских языках [4]. Тем не менее слово крыша есть только в русском языке. Однако и здесь оно имеет сравнительно «молодой возраст»: «памятники письменности до второй половины XVIII в. знают для соответствующего понятия лишь слова кровля, кровъ. (...) первая нам известная фиксация слова крыша в словарях - в Словаре Академии Российской 1792 г. сопровождается пометой "простонар."» [5]. Ранее, в Лексиконе Поликарпова 1704 г.,

впервые фиксируется крышка [6. Т. II. Вып. 8. С. 423]. Со временем лексема крыша стала основной, а ее синоним кровля приобрел оттенок книжности.

С этой структурно-планировочной частью жилища в мифологическом сознании связана идея верха (небес, головы). Она зашифрована и в космологическом, и в анатомическом кодах народного зодчества. О месте крыши в вертикальной модели крестьянского микрокосма свидетельствуют ее диалектные наименования: вершок, обвершка, равно как и гора [7. С. 99], вершина которой ассоциируется с небом, а небо -с крышей, куполом.

Распространенные в севернорусской традиции двускатные крыши имеют древнее происхождение. Они отмечены уже в ладожских постройках Х века [8]. Для устройства двускатной кровли, основанной на фронтонных бревнах, поверх потолка кладется еще один венец из бревен, которыми и заканчиваются боковые стены. Передняя же и задняя стены дома наращиваются посредством двух бревен-стропил. Эти стропила, соединенные под углом верхними концами, упираются в стены своими нижними концами-пятками. У стропил есть и уши - выемки, усы - их стесанные концы, заплечик - выступ на стропиле, упирающийся в подстропильное бревно, т.е. в стену. Если уши и усы ассоциируются с «головой» жилища, то другие элементы символизируют низ данного древесного «туловища»: у стропил есть ноги, пятки и даже башмак в виде углубления в подстропильном бревне [9].

Идея соотнесенности верхнего яруса крестьянской избы с небосводом закодирована в декоративном оформлении фасадного фронтона. Солярные (солнечные) знаки-символы обнаруживаются на концах причелин -резных досок, идущих по краям обоих скатов кровли (они закрывают наружные торцы подкровельных слег). Аналогичные знаки выявляются и на полотенце - короткой резной доске, закрывающей стык причелин, а также иногда и торцы верхних венцов сруба. Космогоническими, равно как и вегетативными, образами определяется и роспись фронтонов, внутренних сторон свесов кровли, дна балконов и мезонинов. В локализованных здесь символах находит свое выражение идеограмма космологического верха. Архетип небес, вышнего уровня, высоты, связанный с представлениями о крыше, имеет универсальное применение. Так, в одной из загадок крыша жилища отождествляется с небесным сводом, а окна - со звездами: «Полна крыша окошек. Все в них смотрят и ничего не видят» [10].

Обытовленным проявлением соотнесенности крыши дома с головой человека служит образное выражение, используемое в просторечии: крыша едет, крыша поехала. Согласно народным воззрениям, крыше принадлежит главенствующая роль: «Всяк дом по свою кровлю стоит», т.е. крепок главой, хозяином [11. Т. 2. С. 196]. В то же время

крыша воплощает Божие покровительство: «Живем поколе Бог кроет», «Бог крыл», т.е. миловал, сохранил, оборонил [Там же. С. 206].

В севернорусских говорах эта структурно-планировочная часть жилища нередко называется черепом или, в отличие от потолка и матицы, надчерепьем. Уподобление черепа крыше или куполу соответствует более широкой аналогии «человек - дом» [12]. В архаических традициях череп рассматривается как вместилище души, в нашем случае имеется в виду душа человека-дома. Впрочем, крыша может осмысляться и как головной убор. Нередко она именуется шеломок, т.е. шлем - воинский головной убор, защищающий от ударов, либо колпак, т.е. головной убор остроконечной или овальной формы [7. С. 99, 101].

Осмысление крыши как головы жилища, не столько антропоморфной, сколько зооморфной, проявляется и в народном изобразительном искусстве, в частности, в скульптурной обработке ее декоративно-конструктивных элементов. Богатырски массивную крышу некогда венчали и лошадиные, и рогатые, лосиные или оленьи, головы. Часть кровли нередко имела и очертания птичьей головы [13. С. 4-10].

И все же в дошедшей до нас традиции явно преобладают конские знаки-символы жилища. Они многократно дублируются во внешних и внутренних формах крестьянской избы. В этих декоративно-конструктивных элементах проявляет себя строительная жертва, отдающая свою плоть и душу возводимому сооружению [Там же. С. 16]. Идея воплощения в постройке, в частности, в кровле, принесенного в жертву коня поддерживается и севернорусскими говорами: «Крыша конём. Крыша на два ската. Когда крыша стружкой (дранкой. - Н.К.) крыта с трех сторон, это полулоб, а с двух сторон - конем (курсив наш. - Н.К.)» [14]. Истоки подобных представлений обнаруживаются в культе коня, чрезвычайно характерном для верований различных индоевропейских народов.

Вместе с тем в декоративном убранстве крыши можно обнаружить и некоторые знаки, символизирующие верхнюю часть человеческой фигуры - голову, бюст. Речь идет, например, о так называемых мужичках - вертикальных деревянных скульптурах с круглым основанием, воплощающих в себе, согласно народным верованиям, мифических предков [15].

Знаками-символами головы дома служат и другие декоративно-конструктивные детали кровли. Это прежде всего курицы. Обрубки молодых елей, будучи художественно обработанными топором, приобретают облик зооморфных (куриных, конских, змееподобных и пр.) бюстов [16. С. 98, 101, 104]. Судя по ладожским археологическим материалам, эти архитектурные детали известны с Х века [8]. Согласно народным верованиям, в них воплощены сверхъестественные существа, оберегающие избу в одном из наиболее опасных для человека мест - на стыке стен и кровли.

Знаки-символы головы-жилища заключены и в скульптурной резьбе в виде звериных рогов либо змееподобных голов, которыми в архангельских и вологодских деревнях декорировались концы потока-водопуска. Эта колода с выдолбленным для стока воды желобом, тянущаяся вдоль всей стены, укладывалась на загнутых вверх крючьях куриц.

Характерно, что те же космологический и анатомический коды распространяются и на представления о чердаке. Речь идет о пространстве между потолком и крышей жилища, осмысляемом в мифологическом сознании как своего рода верхний мир. Об этом свидетельствуют диалектные, а подчас и древнерусские наименования чердака. В быличках он нередко называется верхом: «Вот по верху ходит и ходит (...). Заходило-заходило в верху (курсив наш. - Н.К.)» [17. 84. № 67]. Верх в севернорусских говорах означает, помимо прочего, «оконечность, обращенная к небесам» [11. Т. 1. С. 183]. Слово верх, известное всем славянским языкам, «в результате расширения первичной семантики, вероятно, еще в и.-е. языках (ср. знач. др.-инд. уа^та) стало обозначать "предел возвышения", "верхнюю часть предмета вообще"» [6. Т. I. Вып. 3. С. 68]. В греческом же языке соответствующее однокоренное слово имеет значение «небо» [3. С. 145].

Отождествление чердака с небом проявляется и в наименовании этой структурно-планировочной части вышкой: «Однажды подгулявшему домохозяину о святках пришло в голову идти послушать на вышку (курсив наш. - Н.К.)» [18]. Вышка - это жилая комната на чердаке, срубленная из бревен вдоль или поперек стен дома, чердак с окном, обычно выходящим на фасад и декоративно оформленным. Номинация вышка, которая и поныне встречается в севернорусских говорах, зафиксирована в древнерусском языке не позднее XVIII века. Ее семантика наиболее отчетливо высвечивается в контексте однокоренных древнерусских слов. В числе этих слов вышний (-ный), что означает «верхний», «более могущественный», «небесный» и пр., а также вышняя, т.е. «небеса» [19. Вып. 3. С. 278-279]. Лексема вышка, зафиксированная в различных славянских языках, первоначально означала «возвышенность, вышину» [6. Т. I. Вып. 3. С. 239].

Синонимом верха/вышки (применительно к чердаку) в народных говорах служит подволок, подволока: «А по подволоке там у нас ходило, всё ходило будто, по подволоке (курсив наш. - Н.К ), стукотел-стукотел, и по лестнице спускалосе, в сини» [17. 23. № 328]. Этим древним словом в севернорусской традиции подчас обозначается не только чердак, т.е. помещение между потолком и кровлей, но и потолок в избе (потолочное перекрытие, накат), особ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком